Что такое бодхичитта?| На пути к просветлению

будда с розой

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Доброта всегда почиталась во всех культурах и религиях. Не стал исключением и буддизм. Одно из понятий, неотъемлемо связанных с ним – это бодхичитта, и ее суть заключается в любящей доброте. Сегодня мы кратко рассмотрим это состояние.

Содержание:
Основа учения
Уровни
Культивирование
Тренировка ума по четырем пунктам
Тренировка ума по семи пунктам
Заключение

Бодхичитта – это просвещенное отношение, в основе которого лежат любовь и сострадание. Это основное семя, помогающее достичь состояния Будды. Перед человеком, который ступает на этот путь, стоит вопрос: «Могу ли я получить просветление, чтобы дать наибольшую пользу миру?».

Скорей всего, если бы у Будды спросили: «Бодхичитта – что это?», он ответил бы, что это слово нужно не переводить, а постараться понять. Он мог бы побудить искать способы найти его смысл в собственной жизни. Он бы также сказал, что только бодхичитта способна исцелить и преобразовать даже тяжелые сердца и предвзятые умы.

Основа учения

Вкратце бодхичитта представляет собой разум, стремящийся к пробуждению, сопереживанию и состраданию на благо всех вокруг. Этимологически термин представляет собой комбинацию санскритских слов «бодхи» и «читта». Первое означает «пробуждение» или «просветление». «Читта» – это «разум» или «сознание».

Это понятие также описывается как спонтанное желание достичь просветления, вызванное великим состраданием по отношению ко всем живым существам. Это ощущаемая потребность в замене чужих страданий блаженством.

 

Будда в медитации

На пути к нирване бодхичитта обязательно включает мотивацию помочь другим пробудиться (найти бодхи). Сострадательный ум стимулирует как можно быстрее достичь просветления Будды и принести пользу живым существам. Человек со спонтанной реализацией или мотивацией такого состояния, называется бодхисаттвой.

Если человек стремится к полному просветлению, его внутренняя практика должна быть направлена на культивирование бодхичитты. Последняя и является основной причиной состояния Будды.
Бодхичитта, подобно отцу, должна объединиться с мудростью или медитацией на пустоту, как матерью.

Плодом этого союза станет человек, способный достичь состояния Будды. То есть одно без другого не дает полного просветления.
Практика и реализация не зависят от сектантских или религиозных соображений. Считается, что наивысшей степени сострадательного просветления удалось достичь не только Нагарджуне (выдающийся философ традиции Махаяны), но и Иисусу, и матери Терезе.

Уровни

Тибетский буддизм делит бодхичитту на два типа, относительную и абсолютную. Первая подразумевает желание достичь просветления на благо всех существ. Относительная далее делится на следующие типы:

  • В намерении – это желание следовать пути бодхисаттвы ради других.
  • В применении – это фактическое задействование пути.

Абсолютная бодхичитта – это прямое понимание реальности, чистое освещение или просветление. Это мудрость шуньяты. Этот санскритский термин часто переводится как «пустота», хотя эту идею лучше передать понятиями «обширного пространства» или «открытости». Шуньята в буддизме также подразумевает окончательное освобождение от привязанностей и от фиксированных представлений о мире и о том, каким он должен быть.

лама

Оба аспекта рассматриваются во всей практике Махаяны как имеющие большое значение для просветления, особенно в тибетских практиках тонглен и лоджонг. Без абсолютной бодхичитты относительная может выродиться в жалость и сентиментальность. Обратная ситуация также негативна для последователя. Абсолютная без относительной приводит к нигилизму и отсутствию желания вовлечь других разумных существ в свою пользу.

Есть и другая трактовка степеней бодхичитты:

  • Путь Царя, который в первую очередь ищет свою пользу, но признает, что она в решающей степени зависит от его королевства и его подданных.
  • Путь Лодочника, который помогает пассажирам перебраться через реку и одновременно переправляется сам.
  • Путь Пастуха, который уверен, что все его овцы доберутся до него, но при этом ставит их благополучие выше своего собственного.

тибетский монах

Культивирование

Традиция Махаяны предлагает конкретные методы для развития как абсолютной, так и относительной бодхичитты. Культивирование этого состояния считается одним из самых сложных аспектов на пути счастья. Практики махаяны ставят своей основной целью развитие подлинного сострадательного просветления, которое постоянно остается в их мозговых потоках, и впоследствии им не приходится полагаться на сознательные усилия.

В практике буддизма можно различить три разных степени мотивации:

  • С наименьшей мотивацией человек осознает проблемы, с которыми можно столкнуться в следующей жизни, и беспокоится о достижении хорошего возрождения. Но это даже не духовная цель, поскольку это стремление относится к мирскому счастью только для себя.
  • Со средней мотивацией человек осознает, что в циклическом существовании не существует реального счастья, и стремится к личному освобождению или нирване.
  • С наивысшей мотивацией человек осознает мучения всех существ в циклическом существовании и стремится освободить их от страданий.

Расширенная мотивация для достижения просветления с целью помочь всем существам считается наилучшей для любого действия. Это может быть работа по призванию, обучение или даже поднесение благовоний. Так и шесть парамит (дарование, этика, терпение, радостное усилие, концентрация и мудрость) становятся истинными «совершенствами», когда совершаются с наивысшей мотивацией.

сансара

Тренировка ума по четырем пунктам

  • Первая часть этого практического пути – это беспристрастность. Можно культивировать осознание того, что все разумные существа равны в желании счастья и не желают страдания. Их нельзя делить на друзей, врагов или незнакомцев, потому что близкие часто становятся чужими и наоборот.
  • Следующий пункт – ошибки себялюбия. Следствие кармы заключается в том, что эгоцентризм – это единственная причина проблем человека.
  • Третий пункт – это польза от заботы о других. То есть следующее следствие кармы основано на том, что любовь к ближним – причина счастья, в том числе и своего.
  • Последний пункт метода включает способность быть разумным эгоистом. То есть нужно постоянно пытаться ставить себя на место других, а затем действовать.

Тренировка ума по семи пунктам

Этот путь также включает беспристрастность. Это попытка уравнять сильную привязанность к друзьям, выраженную ненависть к врагам и равнодушие к нейтральным людям. Следующие пункты:

  • Воспоминания о собственных бесчисленных перерождениях, чтобы можно было осознать, что все разумные существа были нашими родителями, друзьями и родственниками в тот или иной момент.
  • Воспоминания и размышления о добром отношении со стороны других, будь то друзья или враги.
  • Возмещение благодушия, отражающее то, как родители распространяют свою доброту на своих детей.
  • Проявление любящей доброты. Это состояние ума, которое лелеет всех существ. Развивая любящую доброту по отношению к другим, мы желаем, чтобы они избавились от страданий. Это и есть просветлённое сострадание.
  • Готовность взять на себя ответственность освобождать других от страданий.
  • Достижение настоящей бодхичитты, альтруистического подхода к получению просветления.

Последний пункт этого метода – это и сила сострадания к страданиям живых существ, и возможность ощутить их мучения, и понимание того, что разум может быть освобожден от заблуждений. У всех есть потенциал для достижения всеведущего состояния. Понимание этого, в сочетании с сильной сострадательностью, приводит к становлению в качестве бодхисаттвы.

Бодхичитта во всех своих формах – это сострадание другим, чтобы привести их к мудрости, освободив от оков самонадеянности. Чем же объясняется ее сила? Возможно, самый простой ответ заключается в том, что она лишает эгоцентризма и дает шанс отбросить дисфункциональные привычки.

Заключение

А теперь пора прощаться, дорогие читатели. Надеемся, вы узнали много нового и интересного. Заходите еще и не забудьте поделиться статьей с друзьями в соцсетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.