Скандхи в буддизме — пять составляющих личности

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим, что такое скандхи в буддизме.

Содержание:
Составляющие личности
Группы скандх
Понимание личности в буддизме
Соответствие скандх в тибетском буддизме
Заключение

Слово «скандха» может переводиться на русский язык с санскрита как:

  • «скопление», 
  • «группа», 
  • «куча», 
  • «связка»,
  • «свёрток»,
  • «совокупность».

Составляющие личности

Пять скандх (панча скандхи), о которых мы расскажем, составляют совокупность граней, из которых складывается личность. Многие люди ассоциируют свою личность с неким «я», которое, в их представлении, реально существует и не изменяется.

Это глубочайшее заблуждение является главным препятствием, которое мешает им двигаться на пути к просветлению и заставляет перерождаться снова и снова в мире сансары. Привязанность к своему «я» приводит к различным негативным действиям, порождает ненужные чувства и, в конечном итоге, заставляет человека страдать.

человек сидит на природе

Скандхи, в действительности, не являются чем-то неизменным. Каждая скандха состоит из огромного количества составляющих — дхарм, находящихся в беспрерывном изменении.

То, что человек принимает за постоянную «самость» (по определению К. Юнга), на самом деле является объединением в определённом порядке пяти скандх, отличающимся в каждое последующее мгновение.

Рассмотрим, что представляет из себя каждая из пяти групп.

Группы скандх

  1. Группа форм – рупа, физическое восприятие явлений окружающего мира при помощи шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений и посредством ума, который «засекает» ментальные объекты. Рупа – это то, что в западной философии принято называть материей.
  2. Группа чувств, ощущаемых, как  приятные, приносящие удовольствие, неприятные, причиняющие боль, или нейтральные, сопровождаемые безразличием, — ведана. Чувства не подвергаются осмыслению, осознаются без эмоций, просто испытываются.
  3. Группа распознавания отличий: вкусное – невкусное, синее — красное и т. д. и образования представлений и понятий — самджня. Распознавание помогает «раскладывать по полочкам» всё воспринятое.
  4. Группа мотивов и умственной деятельности, ответственных за образование кармы, — самскара. Это идеи, представления, импульсы, волеизъявления, духовные налонности, опыт, которые заставляют человека действовать определённым образом, что приводит к накоплению соответствующей кармы.
  5. Собственно сознание – виджняна. Оно объединяет непостоянные моменты сознания в знание о результате действий без омрачения его эмоциями.

Представление о пяти скандхах являются важнейшей частью учения в буддизме. Весь мир рассматривается только через их призму. На них покоится и система буддийской медитации.

картина на буддийскую тему

Группы со второй по пятую носят название «нама», так как представляют собой идеальное. Первая же группа, рупа, как уже было сказано, описывает материальное.

Связка нама-рупа для наглядности изображается, соответственно, как лодочник и лодка, где лодочник управляет лодкой.

Порядок перечисления скандх важен, так как он подчёркивает, что более высокие скандхи зависят от первой, материальной.

В четырёх последних скандхах заключён кармический круговорот: 

  • сначала ощущается и распознаётся что-то новое; 
  • затем оно эмоционально окрашивается, сопоставляется;
  • производится действие, в соответствии с имеющимися представлениями; 
  • осознаётся его итог и накапливается знание.

Понимание личности в буддизме

Буддийское учение отрицает наличие души. Личность в буддизме представляет собой только название, обозначающее соединение в обусловленной последовательности вышеназванных групп скандх.

Это ярко иллюстрирует философская сутра «Вопросы Милинды», где упомянутый  греко-индийский царь дискутирует о том, что есть личность, с монахом Нагасеной. Диспут происходит во времена до нашей эры.

Царь указывает Нагасене на то, что раз души, по утверждению буддистов, нет, и ни один из составляющих человека элементов не является личностью, то и самой личности тоже нет.

Нагасена в качестве возражения приводит пример с колесницей. Он перечисляет по очереди каждую деталь этого средства передвижения и спрашивает, можно ли её назвать колесницей? Царь отвечает отрицательно.

повозка с лошадьми

Тогда он спрашивает, является ли это всё колесницей? Получив снова отрицательный ответ Милинды, Нагасена подводит царя к логическому выводу, что колесницы тогда нет вообще.

На что Милинда возражает, что «колесница» — это всего лишь название всех этих деталей и составляющих её частей. Тогда Нагасена резюмирует, что буддизм рассматривает личность всего лишь как название для упорядоченного единства пяти групп скандх, составляющих человека.

Будда учил, что неверно испытывать привязанность (упадану) к пяти скандхам и отождествлять их со своим «я», так как это приведёт к страданию – дукхе.

Интересно сходство санскритского слова «упадана» и русского –  «падкий». Они похожи не только написанием, но и близки по смыслу.

Соответствие скандх в тибетском буддизме

В тибетском учении есть пять Дхьяни-будд, которые соответствуют пяти сторонам Высшей мудрости Ади-Будды. Вот как выглядит это соответствие:

БуддаСкандха
Акшобхьярупа
Ратнасамбхававедана
Амитабхасамджня
Амогхасиддхисамскара
Вайрочанавиджняна

В тантризме активно используется это знание.

пять высших будд

Заключение

Всего доброго, друзья! Поддержите блог — делитесь ссылками на прочитанную статью в социальных сетях, если она вам понравилась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.