Искусство танки в буддизме — создание живописи на холсте

тибетская

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашего сегодняшнего разговора будет интересной и необычной. Мы поговорим про танка. Никакой политики и военных действий, друзья, – лишь только искусство, а именно искусство танки в буддизме.

В статье мы расскажем, что это такое, для чего предназначено, как изготавливается, какой смысл несет в себе танка для буддийской культуры, а еще расскажет об истории возникновения такого непривычного вида творчества. Впереди нас ждет много любопытных фактов.

Содержание
Что такое танка
Как зародилось
Какое значение имеет в буддизме
Как делают
Заключение

Что такое танка

Понятие «танка», или, как его еще называют, «тханка», восходит к тибетскому языку и в переводе означает «свиток», «письмо», «икона».

Такие разнообразные толкования не противоречат друг другу: танка – это живопись с религиозным мотивом на ткани, своеобразная икона. Выполненные на холсте небольшой толщины, они легко сворачиваются в свиток.

тибетская

Существует мнение, что они в первую очередь создавались для кочевников-буддистов, которым при перемещениях с места на место нужно было упаковать свои вещи как можно более компактно. Так кочевые народы могли без проблем совершать буддийские обряды даже при частых переездах.

На танках обычно изображается Будда Шакьямуни, великие учителя, бодхисаттвы, божества. Иногда мотивом для создания изображения становятся писания из сферы астрологии или медицины, фигуры, символизирующие счастье, благополучие, а реже – просто фрагменты из жизни обычных людей.

Тханки имеют квадратную либо прямоугольную форму и могут быть самых разных размеров: как маленькие, всего в несколько квадратных сантиметров, так и огромные, многометровые. Последние часто создаются несколькими живописцами одновременно, а их создание может длиться не просто месяцами, а годами.

Как зародилось

Существует несколько взглядов на то, откуда берет свое начало искусство танка. Одни считают, якобы оно зародилось в Древней Индии, имея там название «пата». Другие относят его к так называемой «прабхе» – изобразительному творчеству родом из Непала времен расцвета линии Пала – 7-10 столетия нашей эры.

Так или иначе, оба мнения сходятся в одном: танка зародился благодаря практике монахов, во время которой они наносили священные изображения на подол своей одежды.

Считается, что первое полотно тханка – в том виде, в котором мы его знаем – содержало изображение колеса сансары.

Особое значение традиция живописи танка имела в районе Тибета. Здесь было невероятное сосредоточение искусных танкописцев, каждый из которых имел свой стиль, обучал желающих азам художества.

фреска

Но с наступлением событий, потрясших тибетцев в 1959 году, когда Китай ввел свои войска, многие тибетские монахи вынуждены были отправиться в изгнание, и танкописцы в том числе. Сегодня художники-буддисты в изгнании обитают в основном в северной части Индии, в Дхарамсале.

Кроме того, такой необычный вид живописи распространен на китайских, монгольских, бутанских, бурятских просторах. Тханка применяют во многих буддийских течениях, а особенно в направлении Ваджраяны.

Какое значение имеет в буддизме

Живопись танка невероятно символична. Пожалуй, мало какая из религий мира может «похвастать» такой яркой и разнообразной иконописью, как буддизм, а именно тибетское его направление.

Иконы изображают Учителей, будд, бодхисаттв, наставников, духов – пантеон разнообразен, строго иерархичен. Изображения на холсте подчиняются особым правилам, нормам живописи, законам учения. Так, например, каждое божество имеет определенный внешний вид, позу, жесты, мимику.

Кроме Великого Учителя Будды Шакьямуни на холстах нередко можно увидеть лики разных будд, например Будды Медицины. В северной Индии часто на полотно помещают Белую или Зеленую Тару – бодхисаттву в женском обличии.

на холсте
Зеленая Тара

Танка – предмет для созерцания, медитативных практик. Его также используют во время проведения особых буддистских обрядов, торжеств, церемоний, праздников.

Танка помогает верующим совершенствоваться и познавать себя на тропе духовности. Творения вешаются в святынях, в храмах, монастырях, домах, используются в храмовых и домашних алтарях.

Как делают

Недаром танка называют искусством: чтобы им овладеть, живописцам нужно долго учиться, изучать иконометрию, основы живописи, перенимать знания у более опытных художников. Существуют специальные труды, которые содержат правила учения по иконографии. А некоторые секреты передаются из уст в уста через поколения.

Изготовление тханка – дело непростое. По всем правилам оно состояло из нескольких этапов, подробней о которых мы поговорим ниже.

Основа

Основа буддийской иконы — это ткань: хлопок, лен, парча, конопля, джут. Реже использовали шелк, который можно было найти только в Китае за немалые деньги.

на холсте

Из материалов ткали квадратный холст шириной около 50 сантиметров. Если требовалось основание побольше, материал сшивали до нужных размеров.

Грунт

Тканевую основу с лицевой стороны покрывали грунтовкой – смесью мела, известки, сажи, красной и черной глины, клея из шкур животных.

Более дорогие иконы грунтовались с обеих сторон. Грунтовку тщательно полировали раковиной или зубами животных, при этом с особым усердием затирая швы на месте сшива двух квадратных лоскутов.

Зарисовка

Для начала угольным карандашом или мелом наносился эскиз будущего рисунка. Чуть позже появились специальные трафареты, которые ценились очень высоко. Бывали случаи, когда трафареты иконописи вручались как трофей доблестным воинам.

Раскрашивание

Готовый эскиз раскрашивали красками натурального происхождения. Для их изготовления использовался малахит, мрамор, гипс, охра, лазурит, сажа, индиго, сандал и много других растений вместе с минералами. Большую стойкость краске придавал известный уже нам клей из шкур животных в смеси с желчью.

красками на холсте

При изготовлении более дорогих экземпляров применяли серебро, золото. Любопытно, что детали рисунка, позолота, напыление, контуры очерчивались в последнюю очередь. Особым обрядом была прорисовка глаз, которые как бы «открывались», завершая картину.

Обшивание

Окончательный вид танки зависел от того, как обшить его. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось вокруг парчой. В завершение почетный лама освящал полотно, после чего его можно было использовать по назначению.

На сегодняшний день сложный ручной процесс изготовления отчасти вытеснен простой печатью на холсте. Однако картины, выполненные по всем каноничным предписаниям, ценятся гораздо больше.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть красота и искусство всегда сопровождают вас.

Поддержите блог — поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.