Буддизм в Древнем Китае — как все начиналось?

статуя Будды

Приветствуем вас, уважаемые читатели – искатели знаний и истины!

Темой нашей сегодняшней беседы будет буддизм в Древнем Китае. Забегая немного вперед, хочется сказать, что Поднебесная не является колыбелью учения Будды, но именно здесь произошла значительная его трансформация. Здесь появились важные буддийские школы, новые трактаты, которые имеют огромное значение и для современных буддистов, поэтому знать, как появилась буддийская философия в Китае, как она развивалась и какие характерные черты имела, очень важно для общего понимания дхармы.

В материале ниже мы рассказываем об истории появления буддизма на китайских территориях, о ее золотом веке, знакомим вас поближе с великими духовными деятелями и переводчиками, кратко объясняем различия школ того времени, а также показываем влияние буддизма на великую китайскую культуру. Будет интересно, а главное – познавательно!

Содержание:
Становление буддизма
Выдающиеся деятели древности
Расцвет
Школы
Заключение

Становление буддизма

Буддизм имеет долгую историю длиной более чем в 2,5 тысячи лет. Он пришел на смену брахманизму и тесно связан с именем принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии стал Буддой Шакьямуни – основоположником целой философии и ее главным Учителем. Это случилось, по мнению исследователей, в VI столетии до нашей эры в Древней Индии – на территории современного Непала и североиндийских земель.

Древняя Индия

На рубеже двух эр буддизм, которому насчитывалось уже 5 веков, расцветал в Индии и некоторых соседних государствах. На тот момент уже существовала важная торговая артерия, соединявшая европейские страны с азиатскими, а точнее с китайской империей Хань, – Великий Шелковый путь. Купцы, которые странствовали по нему из Индии и других стран центральной Азии, и стали первыми проповедниками буддизма.

По мнению некоторых исследователей, китайцы начали знакомиться с учением Будды еще в III столетии до нашей эры благодаря миссионерам, однако официальных подтверждений этому нет.

На тот момент в Китае уже существовали философии конфуцианства и даосизма, которые во многом определяли духовную жизнь и быт местного населения. Особенно в династии Хань, просуществовавшей до 220 года, были сильны доктрины, оставленные в наследство Конфуцием.

Поначалу эти две господствующие религии не слишком дружелюбно отнеслись к буддистскому учению, которое во многом противоречило им. Конфуцианство основными ценностями жизни считало сильную императорскую власть и семью, даосизм – особые духовные практики для слияния с дао, Абсолютом, в то время как буддизм – освобождение от любых привязанностей, пробуждение ото сна неведения и достижение нирваны.

Однако с падением династии Хань роль конфуцианства ослабилась, а буддизм стал развиваться, считаясь при этом во многих кругах ответвлением философии дао. Так появились «сань цзяо», или «три учения» – комплекс, составляющий особую китайскую философию, в том числе современную, взаимопроникновение буддийской, даосской и конфуцианской религий.

Храм в Китае
Даосский храм в Китае

В целом историю учения Будды в Поднебесной можно разделить на несколько этапов:

  • I — начало II столетия – проникновение из соседних стран;
  • II — первая половина V века – большая работа китайских и иностранных духовных деятелей, трудившихся над переводами священных текстов с санскрита и языка пали на китайский;
  • V-VI столетия – появление собственных китайских школ;
  • IX-X века – начало ослабления влияния.

Существует легенда, гласящая, что имена первых проповедников, пришедших в Китай,  – Дхармаракша и Кашьяпа. Они достигли китайских земель в 64 году, во время правления императора семейства Хань Мин-Ди, принеся с собой на белом коне в город Лоян священные сутры. В честь этого события здесь же возвели первую китайскую пагоду – Баймасы, что так и переводится – «Храм белого коня».

Пагода белого коня
Пагода Белого Коня в Китае

Наряду с Лояном центром буддизма стал город Пэнчен, находившийся на востоке страны. В начале следующего столетия была написана «сутра 42 статей» – первый священный трактат буддизма, изложенный по-китайски. Перевод текстов осложнялся особенностями китайского языка — письмом в виде иероглифов, огромным количеством разных тонов в произношении.

К середине века уже семейство императора было знакомо с буддизмом. Об этом свидетельствуют обряды, включавшие подаяния основоположнику даосской доктрины Лао Цзы и Будде, которые были проведены по приказу императора Хуаньди.

Изначально буддизм пришел в Поднебесную в своей более строгой и ортодоксальной форме – тхераваде. Однако постепенно стали распространяться идеи махаяны – Великой колесницы, которые были ближе обычным людям.

С падением Ханьского семейства и наступлением периода Шести династий, продолжавшегося с начала III по конец VI столетий, Китай разделился на несколько отдельных княжеств, а строгие конфуцианские устои отступали на второй план. Южные и северные земли вели ожесточенные войны между собой, переживали кризисные времена, и это заставляло местных жителей все больше задумываться о религии. Вместе с тем набирали обороты буддистские доктрины, которые во многом сплелись с даосскими, обретя совершенно новые черты.

Далекие поначалу для китайцев понятия буддизма отождествлялись со знакомыми даосскими терминами. Например, Пробуждение, или «бодхи», сравнивалось с понятием «дао» – «путь», «Абсолют», а нирвана – с термином «у-вей», который даосам известен как «недеяние».

Самые преданные даосы даже считали, что Лао Цзы, который стал основателем учения о дао, а затем ушел на запад, на самом деле достиг индийских земель, там адаптировал свои идеи для местного населения и стал истинным учителем для Будды Шакьямуни.

Выдающиеся деятели древности

Буддийская мысль укреплялась в Поднебесной долгие десятилетия и даже века стараниями многих проповедников, переводчиков и духовных деятелей в одном лице. Расскажем о самых влиятельных из них.

  • Ань Шигао (II – начало III века)

Несмотря на то, что главные положения дхармы уже были знакомы китайцам еще до деятельности Аня Шигао, именно его считают отцом буддийской мысли в Китае. Он достиг города Лояна в середине II века, а к его концу подготовил переводы множества священных произведений, в основном тхеравадинского толка – их количество по разным данным колеблется от сорока до девяноста.

Монах китайский
Монах Ань Шигао

Ань Шигао в своей работе опирался на принцип свободного перевода. Для того чтобы лучше донести суть писаний до обычных людей, он использовал термины даосима.

  • Дао Ань (312-385)

Дао Ань в своих переводческих методиках пошел дальше – он стал использовать правила транскрипции. К примеру, «нирвана», или «ниббана», по-китайски начала звучать как «непань». Таким образом он сделал перевод большого количества текстов на основе «Виная-питаки» и основал большой свод правил для китайских монахов.

китайский монах
Монах Дао-Ань

Изначально он был приверженцем конфуцианской философии, но позже стал выдающимся буддистским деятелем. Он же к монашеским именам предложил прибавлять фамилию «Ши», давая отсылку к фамилии Шакьямуни. Также благодаря Дао Аню китайцы стали особенно почитать будду Майтрейю – будду Будущего, которого здесь называют Милэфо.

  • Хуэй Юань (334-417)

Ученик Дао Аня, он также сначала был сторонником Конфуция, потом стал интересоваться даосскими категориями и лишь затем стал буддистом. Хуэй Юань построил в регионе Цзянси храм Дунлиньсы. В то же время он считал, что сангха не должна быть в подчинении императора.

ученик Конфуция
Юань Хуэй

Хуэй Юань популяризировал будду Амитабху – одного из дхьяни-будд, который отвечает за западную сторону. Отсюда взяла начало школа Чистой земли, называемая также Цзинту.

  • Кумараджива (середина IV – начало V века)

Этот деятель жил на севере государства, где то и дело господствовали кочевники, а власть монарха над религией чувствовалась особенно остро. С малых лет Кумараджива глубоко изучал буддийские каноны – как тхеравады, так и махаяны. В общей сложности он перевел около сорока произведений.

Кумараджива
Памятник Кумарадживе в Синьцзяне
  • Дао Шэн (умер в 434 году)

Будучи последователем Кумарадживы, он впервые высказал доводы о том, что природа Будды уже есть во всем живом на Земле, и спастись можно благодаря так называемому внезапному Просветлению.

В целом благодаря трудам множества переводчиков уже к середине первого тысячелетия нашей эры в Китае появился собственный канон буддизма. Туда входили и переведенные тексты, доставшиеся в наследство от Индии, и чисто китайские трактаты. Этот факт не только создал новую китайскую культуру, но и позволил сохраниться некоторым священным первоисточникам, которые были утеряны с течением веков.

Расцвет

Невероятного расцвета буддизм достиг при правителе семейства Лян по имени У-Ди, который правил с начало по середину VI столетия. В этот период Поднебесная стала важным мировым буддистским центром. Буддийская религия обрела статус официальной, а сам правитель принял пять обетов, которые предписываются верующему мирянину.

Если еще триста лет назад насчитывалось чуть более полутораста святилищ, то при У-Ди их количество исчислялось тысячами. При этом монастыри обладали большими полномочиями: у них были свои земли, они могли заниматься ростовщичеством.

династия Лян
У-ди (династия Лян)

Немного по-разному обстояли дела на севере и юге. Южные монастыри обладали большей независимостью от государственной власти, а северные управлялись специальными ведомствами. Но вместе с тем религия, можно сказать, интегрированная в государственный аппарат, была важной ее опорой.

Буддизм привнес изменения в жизнь китайцев, в том числе и в обрядовую ее часть. К примеру, середина седьмого месяца по лунному календарю стала временем для поминовения усопших, а восьмой день четвертого месяца считался днем рождения Будды. Также много обрядов, связанных с погребением, приобрели буддийские черты.

Что любопытно, буддийская философия была близка как бедному, так и богатому сословию. Наименее обеспеченные слои подкупало то, что с буддистской точки зрения все люди равны, и каждый может облегчить страдания и спастись даже в этой жизни. Высшее сословие же старалось копнуть глубже – они изучали тексты, священные сутры, занимались практиками.

С развитием буддизма становилась богаче культура и история Поднебесной, появлялись все новые культы святых, к примеру, бодхисаттвы Амитабхи и Гуанинь, которая впоследствии стала считаться покровительницей всего китайского народа. В Суйскую и Танскую эпохи, то есть в период с конца VI по начало X века, становилось все больше направлений китайского буддизма.

Статуя Будды

Буддийское наследие в сфере искусства можно проследить и в наши дни. Именно благодаря этому учению, его традициям и культуре мы можем любоваться удивительной скульптурой и архитектурой Китая, воплощенной в изящных статуях, пагодах, монастырях, пещерных и скальных храмах. Именно оно даровало вдохновение таким выдающимся литераторам, как Ван Вэй, Ли Бо, Линьюнь.

Кроме того, из Индии в Китай вместе с дхармой пришли знания по медицине, истории, географии, астрономии, математике, логике. Буддизм дал толчок созданию ксилографии – виду печатной графики в форме деревянной гравюры. А затем многие веяния культуры и искусства вместе с философией распространились в другие страны, особенно на Дальний Восток – на японские и корейские земли.

Школы

Все направления буддийской мысли, которые возникли в Китае, можно условно разделить на 3 вида школ:

  • Трактатов – в их основе лежат трактаты родом из Индии; последователи этих школ больше склоняются к философской стороне учения. Примеры школ: Фасян-цзун (признаки дхармы), Вэйши-цзун (учение о сознании), Шэлунь-цзун (махаянский текст Санграха).
  • Сутр – понятия школы базируются на определенной сутре Будды, причем в Индии нет таких школ, подобных китайским. Примеры: Тяньтай-цзун, Хуаянь-цзун.
  • Дхьян – внимание уделяется медитативным, психотехническим, йогическим практикам. Сюда относится, например, школа мантр или известный по всему миру чань-буддизм.

Если говорить немного более подробно, то Тяньтай-цзун получила свое название благодаря одноименной горе в регионе Чжэцян. Она в основу ставит созерцание и учит смотреть на мир как на целостное совершенство, где могут спастись все живые существа. Там же существует четыре ступени, которые соотносятся с определенными степенями сознания.

Направление Хуаянь было основано в начале VII века представителем монашества по имени Фашунь. У истоков лежит текст Хуаянь-цзин, что переводится как «Писание цветочной гирлянды».

Но самыми популярными считаются две школы – цзинту и чань.  Их, к слову, практикуют современные буддисты до сих пор.

Цзинту имеет второе название – школа Чистой земли. Основа ее – почитание Амитабхи, который и управляет Чистой землей, или Западным раем. Повторение молитв, мысли об Амитабхе, что еще может именоваться как «нянь-фо», способны освободить верующих и позволят им найти перерождение на Чистой земле. Немаловажную роль играют также медитативные практики.

картина буддийская
Будда Амитабха

Направление чань в Японии и на современном Западе известно под названием дзен, а тем временем оно зародилось именно в Китае. Само название имеет отношение к санскритскому слову «дхьяна», означающему созерцательное, медитативное отношение к практике.

Основателем школы считается Бодхидхарма, по-китайски известный как Дамо. В этом направлении ритуальная часть, чтение текстов и заучивание сутр, так же, как и изображения будд в виде статуй и тханок, практически полностью отвергаются. В основе же лежат медитации, созерцание, физический труд, работа с телом, в том числе и боевые искусства.

Знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь как раз-таки относится к школе чань. При этом он вобрал в себя некоторые черты философии даосизма.

Однако уже к середине IX века, вследствие смены власти, можно заметить постепенное затухание буддизма в Поднебесной — государство начало закрывать храмы сотнями, заставлять многих монахов вернуться к мирской жизни, притеснять сангху. В сунскую империю, в начале второго тысячелетия, буддийская религия перестала носить звание ведущей, но при этом осталась одной из трех главных философских систем наряду с конфуцианской и даосской.

Заключение

Итак, буддизм был известен древним китайцам еще две тысячи лет назад. Он внес огромный вклад в становление культуры, искусства и даже науки Поднебесной. Именно здесь появились уникальные школы, которые не имели аналогов на родине Будды – в Индии. Сегодня, как и много веков назад, буддизм, даосизм и конфуцианство воплощают собой всю древнюю мудрость Китая.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно окунуться в атмосферу такого древнего и далекого мира. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку, если и дальше хотите открывать чудесный Восток вместе с нами.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.