Причины возникновения буддизма

положение рук при медитации

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийское учение – самая древняя из мировых религий. Сейчас насчитывается порядка 500 миллионов буддистов по всему миру, и это не только традиционно буддистские страны, как, например, Таиланд, Шри-Ланка, Мьянма, Камбоджа, но и целые регионы в России, Японии, Китае, а также сангхи в европейских и американских странах.

Но каковы причины возникновения буддизма? Попробуем разобраться в этом вопросе в статье ниже. Мы расскажем об истории возникновения буддизма и проанализируем различные причины его возникновения: идеологические, исторические, социальные, личностные. Будет интересно и познавательно.

Содержание:
Коротко о возникновении учения
Философские системы того времени
Межклассовые отношения
Общественные настроения
Личность Будды
Заключение

Коротко о возникновении учения

Если говорить кратко, то буддийская философия возникла в середине 6 века до нашей эры. Это случилось в Индии, на северо-востоке страны – именно там в наши дни располагается штат Бихар.

Основателем официально признан Будда Шакьямуни, хотя даже на этот счет среди ученых возникали споры. Но ЮНЕСКО и весь остальной мир называет конкретную дату появления – 544 год до нашей эры. Именно тогда Будда вошел в паринирвану.

Будда Шакьямуни

Буддизму уже больше 2,5 тысяч лет.

Философские системы того времени

В том месте, где впоследствии зародилась буддийская мысль и передавал свое вероучение Будда, на тот момент располагались государства Кошала, Вайшали и Магадха. Там долгие годы правила философия Древней Индии, в основе которой лежал брахманизм, ритуальные практики и знания, построенные на ведах и пуранах. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры эта система стала постепенно ослабевать.

Люди не находили в ней поддержки, не видели исчерпывающих ответов на волнующие их вопросы. Стало появляться все больше аскетов, монахов-отшельников, странствовавших по землям и занимавшихся духовными практиками.

монахи отшельники

К 6 столетию до нашей эры на индийском севере народу было известно три философские системы:

  • Ведическая культура, отличавшаяся ортодоксальностью, строгими обрядами, жертвоприношениями. И хотя местные брахманы обладали большим авторитетом, их влияние было не настолько сильным, нежели в других районах Индии.
  • Проповеди монахов-отшельников, аскетов – так называемых шраманов. Они отказывались от мирской жизни и уходили в странствия. Относясь оппозиционно к ведической философии, они медитировали, практиковали собственное знание, пытались своими силами отыскать истину, становились духовными учителями. Отличительными чертами их практики были самоотречение, отказ от удовольствий, желание познать себя через размышления и йогические упражнения.
  • Локаята – направление, которое, напротив, признавало главной целью материальные блага, гедонизм и удовлетворение желаний.
аскет
Шраман в Древней Индии

Исходя из этого, существовало несколько историко-философских предпосылок возникновения буддийской мысли:

  • кризис ведической культуры;
  • слабость брахманизма на севере Индии, что делало его открытым для новых веяний;
  • появление направлений, оппозиционных ведийским.

Межклассовые отношения

Как известно, с давних времен в Индии существовал кастовый строй. В период брахманизма на вершине общественной иерархии стояли жрецы, относившиеся к касте брахманов. Они обладали огромными привилегиями, и постепенно этот факт начинал вызывать недовольство в массах.

высшая каста
Брахман в Индии

Приблизительно тогда же укреплялась государственная власть, у «руля» государств стояли благородные цари, и их власть все усиливалась. Правители и воины, относящиеся к касте кшатриев, стали противостоять брахманам. Подобный конфликт отражают также поздневедические тексты и пураны.

В то же время наблюдалась другая тенденция – население мигрировало из деревень в город, и родоплеменные связи, которые выстраивали гармоничные взаимоотношения людей, сходили на нет. Развивалась торговля, появлялась большая разница в условиях, уровне жизни, и, кроме варнового неравенства, возникли различия по социальному статусу. Людям нужны были новые духовные ценности, чтобы сгладить эту разницу.

Распространению буддизма также способствовала поддержка правителей.

Таким образом, главными социокультурными причинами стали:

  • увеличение роли варны кшатриев и как следствие ослабевание брахманизма;
  • развитие торговых отношений, разрушение родоплеменного строя;
  • рост неравноправия людей;
  • поддержка со стороны царей.

Общественные настроения

Настроения в обществе становились все более угнетенными с ростом неравенства, и многим хотелось равноправия. Именно в этот момент зародилась буддийская идеология, основными положениями которой было равенство всех существ, возможность избавления от оков страданий и преходящий характер настоящего.

Чтобы избавиться от них, не нужно появиться в этом мире в определенной семье, с определенным достатком и социальным статусом – в контексте буддистского учения заслуги человека соотносятся с его благодетельными действиями.

женщина из неприкасаемых
Каста неприкасаемых в Индии

Поэтому возникновение и укрепление его позиций во многом связаны с самими идеями:

  • желание перемен среди народа;
  • буддизм не считал кастовое деление божественным;
  • напротив, чем больше страданий выпадает на долю человека, тем больше вероятность отработать плохую карму и избавиться от них в будущем;
  • главная идея – избавление от страданий, которого так желали обычные люди;
  • идеи буддизма были просты, доступны и близки народу.

В 3 столетии до нашей эры буддийское учение уже признали как официальную идеологию в Индии.

Личность Будды

И, пожалуй, как основную из причин можно назвать личный авторитет Будды. С биографией великого Учителя связана легенда, подтверждающая его значение в появлении одной из религий мирового масштаба.

На северо-востоке Древней Индии, недалеко от Гималайских гор, жил род Шакьев. У их царя долгое время не было наследников, но наконец его жена Майя родила сына, Сиддхартху Гаутаму. К сожалению, мать умерла родами, и отцу во сне пришло знамение, что, когда его сын увидит ту боль и страдания, что выпадают на долю людей, тот станет монахом.

Младенец сидхартха

Тогда царь решил оградить наследника от такой участи, не давая ему выходить из дворца. 29 лет Сидхдхартха прожил счастливо, не зная бед, женился на прекрасной девушке, которая родила ему сына.

Но однажды он из любопытства покинул пределы дворца. То, что он увидел, его потрясло: он встретил старика, человека, страдающего от ужасной болезни, и похоронную процессию.

Юноша решил стать монахом и покинуть дворец. Его отец знал, что так должно было случиться. Гаутама шесть лет провел в скитаниях, в поисках истины, обращался к разным духовным учителям, но в итоге не нашел ответа на волнующие вопросы.

Тогда он расположился в тени дерева бодхи и дал себе обещание не вставать, пока Просветление не будет достигнуто. Юноше это удалось, с тех пор Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни, что значит «Пробужденный из семейства Шакья».

медитация

На протяжении долгих десятилетий Шакьямуни передавал свои знания, собирал все больше учеников, которым своим примером показал, как можно достичь истины. Ученики очень его любили, и с годами вероучение Будды распространилось далеко за пределы Индии.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными роль в формировании буддистских основ сыграли, конечно же, сам Будда Шакьямуни и преданность его учеников. А основными предпосылками явилось ослабление роли брахманов, появление в Индии большого количества монахов-аскетов, перемена в общественном строе и умонастроение основной массы населения.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! В этой статье мы обозначили главные причины появления буддийского учения. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку – впереди будет еще больше интересного о философии буддизма и волшебном мире Востока.

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 5
  1. Роман

    Вы хорошее дело делаете! Неточность заметил — буддистов в мире, конечно же, не 500 тысяч, а от 500 млн до миллиарда :) К счастью.

    1. Natalya (автор)

      Роман, большое спасибо за добрые слова и за важную поправку!:) Опечатались, исправляем!

      1. Маrya

        Спасибо за интересное изложение информации.
        Но кастовая система в Индии, хоть и неофициально, но сохранилась. И налицо резкое различие между бедными и богатыми. Просто туристам предпочитают показывать блеск и благосостояние, т. е. только одну сторону общественной жизни Индии.

        1. Natalya (автор)

          Да. Впрочем, и буддизм постепенно исчезал из места его зарождения..

  2. Олег

    Спасибо, Наталья за вашу работу! Не в одной из религий не нашел ответов и себя. Философия и идеи буддизма просто вошли в меня, я осознал, что и мой ум и душа тянуться к познанию этого пути. Очень хотел бы пройти духовную практику и обрести учителя (гуру) в начале этого не легкого пути. Возможно у Вас есть предложения как это возможно сделать? Заранее спасибо!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.