Учителя буддизма. Часть 1 — от древности до Средних веков

мудры

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Роль учителя в буддийской практике очень велика. Этот человек своим примером помогает ученикам стремиться к духовному просветлению, живет так, как учит их. Выдающиеся учителя буддизма вошли в историю мировой культуры, и в сегодняшней статье мы расскажем про самых известных из них.

Буддистских лидеров и наставников было немало за все время существования философской мысли, причем во многих направлениях – в тхераваде, махаяне, ваджраяне, дзен. Для удобства мы будем рассказывать о них в хронологическом порядке, то есть по векам – начиная с древности и заканчивая современностью. В статье ниже вы узнаете, какой вклад внес в буддийскую мысль каждый из них и и чем он был известен.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Содержание:
Будда Шакьямуни
Нагарджуна
Арьядева
Ань Шигао
Бодхидхарма
Сайтё
Падмасамбхава
Другие деятели тибетского буддизма
Заключение

Будда Шакьямуни

Пожалуй, самый главный учитель, он же основатель буддийской философии – Будда Шакьямуни. Поначалу его звали Сиддхартха Гаутама, родился он больше двух с половиной тысяч лет назад на севере Индии в семье правителя из рода Шакья. Отец всячески опекал Сиддхартху, не позволял выходить из дворца, чтобы защитить принца от опасностей окружающего мира.

Будда в Индии
Статуя Будды в Индии

В 16 лет Сиддхартха взял в жены свою ровесницу, прекрасную Яшодхару, после чего у них родился сын Рахула. Но юноша, несмотря на то, что очень любил свою семью, чувствовал какую-то неудовлетворенность.

Однажды он вышел за пределы дворца и увидел больного человека, старика, похоронную процессию и нищего отшельника. Тогда он осознал всю полноту человеческих страданий, которые проявляются в болезнях, нищете, старости  и смерти.

Принц больше не мог так жить. Он жаждал постичь истину, и, будучи 29-летним мужчиной, покинул свой богатый дом, семью, и начал скитаться по Индии, поддаваясь полной аскезе и отказывая себе во многом. Через шесть лет он понял, что аскетичный образ жизни приводит только к самоистязанию и истощению.

Устав, он сел под дерево, и дал себе слово, что не сдвинется с места, будет медитировать, пока не прозреет. Так Сиддхартха в возрасте 35 лет познал истинную природу мира, смог избавиться от заблуждений, тем самым достиг Пробуждения и стал Буддой, что значит «Пробужденный». А дерево, под которым он сидел, стало именоваться деревом бодхи.

Тогда же Будда понял, что не хочет уходить в окончательную нирвану – он должен передать истину другим людям. Так и продолжалось на протяжении следующих 45 лет. Круг его учеников становился все шире, в числе которых были также его отец, жена, сын. Вскоре образовалась сангха – общество монахов — как мужчин, так и женщин.

Будда с учениками

В основе учения лежали Четыре Благородные истины и Восьмеричный путь. Также Будда говорил о необходимости следования Срединным путем, который предполагает «золотую середину» между полным аскетизмом и бездумным потаканием своим желаниям.

Будда Шакьямуни не считал себя Богом, а лишь наставником, который может помочь другим найти истину, приблизиться к Пробуждению.

Лишь в возрасте после 80 лет Будда ушел в паринирвану – окончательную нирвану. Его последователи кремировали тело, разделили останки на 8 частей и заложили в фундамент особых храмов. Со смертью великого учителя буддийская философия только начала развиваться.

Для тех, кто интересуется, как выглядел Будда при жизни, мы написали отдельную статью.

Нагарджуна

Предположительно в начале II века в южной части Индии родился Нагарджуна – известный монах-философ. Главным достижением Нагарджуны можно считать создание школы Мадхьямака – Срединного пути.

Также его перу принадлежат многочисленные труды, в которых он размышлял о пустотности, мудрости в контексте теории о взаимозависимости, несуществовании абсолютного. Многие из этих текстов были переведены на тибетский и включены в «Танджуру» – сборник комментариев к сутрам. Даже сейчас тексты Нагарджуны используют буддисты махаянского толка.

Учитель буддизма
Изображение Нагарджуны

Есть мнение, что в свое время Нагарджуна жил в Наланде – знаменитом в свое время монастыре. На тот момент на страну обрушился голод, и монах старался помочь всему монастырю. 

Согласно преданию, он обладал удивительной способностью – превращать все металлы в золото и таким образом зарабатывал деньги. Когда остальные узнали, что Нагарджуна продает золото, они выгнали его из обители, так как монашеству запрещается заниматься продажей чего-либо. Тогда мужчина отправился в лес, став отшельником. 

Последние годы он провел у священного индийского горного комплекса Шри Парварта. За всю долгую жизнь (по некоторым свидетельствам – от 150 до 300 лет) наставник возвел большое количество святилищ, написал множество текстов, а также стал непобедимым в монашеских дебатах. Учение продолжил его последователь по имени Арьядева.

Арьядева

Арьядева стал продолжателем своего духовного учителя Нагарджуны и сам стал впоследствии великим наставником. Родившись на острове Шри-Ланка, он был сыном короля. Но с самой юности в нем проснулся интерес к философии буддизма, молодой человек вскоре принял монашество, занялся глубоким изучением Трипитаки, а затем отправился на юг Индии, где познакомился со своим наставником.

Изображение бодхисаттвы
Изображение Арьядевы

Его активная деятельность происходила на рубеже II и III века. Арьядева повсюду был рядом с Нагарджуной, поэтому старший товарищ перед смертью благословил его на проповедование истин. 

Так Арьядева передавал людям учение махаяны, в частности, мадхьямаку и теорию пустотности, возводил храмы, участвовал в дебатах. Самым важным трудом считается «Трактат из четырехсот строф», также он прокомментировал «Тантру Гухьясамаджи».

Ань Шигао

Ань Шигао стал первым переводчиком буддистских сутр на китайский. Он был современником Арьядевы, но жил в Китае и придерживался традиции хинаяны.

монах
Ань Шигао

Родившись в семье царя, Ань Шигао отказался от власти, принял монашество и полностью посвятил себя переводам. Всего насчитывается около сотни его трудов. 

Они отличаются тем, что отчасти содержат отголоски даосизма, специфику менталитета китайцев. Иными словами, переводчик излагал трактаты буддизма в свободной форме, близкой по духу китайцам. Таким образом, его силами постепенно по Поднебесной распространялись буддийские тексты и медитации.

Бодхидхарма

Бодхидхарма, которого также называли Дамо, жил в V-VI веке и стал «отцом» направления дзен, в Китае известного как чань. Он родился на юге Индии, но впоследствии отправился по морю в Китай, где поселился в знаменитом Шаолиньском монастыре.

Монах
Бодхидхарма

В Шаолине благодаря Бодхидхарме возникла первая дзенская школа. Там же монах передал ученикам собственный комплекс физической практики, называемый «цигун Бодхидхармы».

Главной отличительной чертой внешности Дамо была густая борода, тогда как остальные челны монашества Китая брились полностью.

Сайтё

Имя японского монаха переводится как «великая ясность». Он родился в VIII столетии в семье буддистов родом из Поднебесной. Еще юношей Сайте стал монахом в городе Нара в японском монастыре Тодай-дзи, относящемся к направлению кэгон.

учитель
Монах Сайтё

Однако позже правитель Камму отправил Сайте вместе с несколькими другими выдающимися монахами на обучение буддизму в Китай. Так Сайте познакомился и сильно увлекся направлением тяньтай, в Японии ставшим известным как тэндай.

По возвращении на родину Сайте привез с собой многие тексты буддизма и комментарии к ним, а также построил близ Нары на холме новый храм – Энряку-дзи. Впоследствии он стал важным монастырем-университетом. По приказу императора Сайте взял целую сотню учеников, которых на протяжении долгих двенадцати лет, в условиях аскезы и жесткой дисциплины, обучал основам школы тэндай.

Падмасамбхава

Падмасамбхава – ключевая фигура в тибетском буддизме. Он родился в VIII столетии, а его биография в чем-то схожа с биографией Будды Шакьямуни. 

Падмасамбхава также родился на индийской земле в царской семье, но отказался от власти и богатств ради духовности и проповедования буддизма. Долго и упорно медитируя, он открыл для себя тантрические тайны, стал выдающимся йогом и чудотворцем.

древний буддийский лидер
Изображение Падмасамбхавы

Позже он отправился на тибетские и бутанские территории, где стал проповедовать тантру. В Тибете Падмасамбхава, или, как называется он там, Гуру Ринпоче, обрел небывалую популярность. Тибетцы, которые до этого придерживались шаманской традиции бон, стали приверженцами буддизма. 

Сам Гуру Ринпоче считается основателем буддизма Тибета и направления тантры. Последователи секты ньингма видят в нем олицетворение Амитабхи – Будды Безграничного света – и считают вторым Буддой.

То, как Падмасамбхава появился в нашем мире и как покинул его, опутано тайнами и легендами. Считается, что он появился из «падмы», что в переводе с санскрита значит «лотос» – отсюда имя святого. А ушел он по радужному мосту, взмыв в небо на лошади.

С Гуру Ринпоче связано имя Еше Цогьял – духовной супруги, его верной спутницы-дакини, которую подарил учителю царь Трисонг.

Другие деятели тибетского будддизма

  • Марпа

В миру известный как Чокьи Лодре или Дарма Вангчук, он трижды путешествовал в Индию. Оттуда в XI столетии в Страну снегов он привез основы ваджраянского направления. Привезенное им учение о махамудре легло в основу секты кагью и также стало проповедоваться гелугпинцами.

Изображение
Марпа

Марпа занимался переводами сутр на тибетский язык и в итоге стал важным наставником для многих тибетцев. В числе его преемников значится Миларепа.

  • Тилопа

Тилопа был родом из индийской брахманской семьи, проповедовал тантру и стал основателем секты кагью. Когда он ушел из отеческого дома, то стал бродить по стране и обосновался в Бенгалии, где получил свое имя. Дело в том, что там он зарабатывал на хлеб тем, что отжимал кунжутное масло – а «Тилопа» переводится как «кунжутник».

Древний наставник
Тилопа

Однажды после долгой медитативной практики ему явился Будда Ваджрадхара и передал Махамудру. После этой передачи истины Тилопа стал передавать учение другим.

  • Миларепа

38-летним мужчиной Миларепа стал учеником Марпы. Из-за того, что у него была плохая карма, которую необходимо было исчерпать, Миларепу долго не допускали к обучению. Наконец спустя еще шесть лет наставник передал основы дхармы, подготовил к медитационным практикам и отправил в уединение на несколько лет.

Старинная тханка
Миларепа

В итоге Миларепе удалось достичь Просветления и получить право обучать других. После смерти у него осталось порядка сорока преданных преемников.

  • Гампопа

Он как раз-таки и был одним из учеников Миларепы. Тот, в свою очередь, поведал Гампопе учения традиции кадампа и Махамудру, а Гампопа объединил их. Он также сформулировал основы школы кагью в таком виде, в каком они сохранились с XII века до нынешнего момента.

Изображение буддийское
Гампопа

Гампопа основал монастырь, где проповедовал истины. В это же время он написал множество трудов и авторских трактатов. Наиболее известное из них – «Драгоценное украшение освобождения».

  • Цонкапа

Цонкапа – великий буддийский деятель XIV-XV столетий, основоположник школы гелуг. Он преподавал философию буддизма, практиковал йогу, медитации. Также трудами Цонкапы является собрание сочинений из 18 томов. После смерти наставник оставил не одну тысячу учеников.

медитация
Цонкапа

Заключение

Выдающихся учителей буддийской философии настолько много, что о них сложно рассказать в одной статье. Сегодня мы рассмотрели деятелей-буддистов с древности – начиная с самого Будды Шакьямуни, который жил 25 столетий назад – до окончания Средних веков. Однако на этом наша беседа не заканчивается: великих наставников Нового времени и современности мы рассмотрим в следующей статье.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Делитесь статьей, если она вам понравилась, подписывайтесь на блог — будем искать истину вместе. До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.