Буддийские монастыри в России. Часть II — Москва, Калмыкия и Тува

Калмыкия

Здравствуйте, уважаемые читатели! В первой части статьи мы рассказали вам о буддийских монастырях в Санкт-Петербурге и Бурятии.

В этот раз мы продолжим рассказ о центрах духовности российских буддистов и узнаем, какие буддийские монастыри в России находятся в её столице, а также на территории Тувы и Калмыкии.

До недавнего времени у московских буддистов не было своего храма. Московская буддийская община явилась инициатором предложения о возведении храмового комплекса, куда мог бы прийти любой буддист, вне зависимости от своей национальности и линии духовной передачи.

Содержание:
Буддийский комплекс в Отрадном
Буддийский мемориал
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Верхнечаданский хурэ
Заключение

Буддийский комплекс в Отрадном

Получив в 2000 году добро на этот проект, через 2 года верующие уже заложили Первый камень на месте будущего храма.

концепция комплекса

Через некоторое время освятили землю, чтобы строительство было успешным. Были проведены особые буддийские ритуалы, чтобы избавиться от препятствий и заложить Сосуды сущности Земли.

В соответствии с описанием, комплекс «Тупден Шедублинг» включает три здания:

  • Ступу Просветления;
  • Малый храм;
  • Основной храм.

Он соседствует с уже действующими синагогой, мечетями и православной церковью.  Религиозные заведения, окружённые великолепной парковой зоной, раскинулись по обоим берегам реки Лихоборки.

Вместе они составляют «Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в Отрадном», который также называют «Малый Иерусалим в Москве», и представляют:

  • христианство;
  • мусульманство;
  • иудаизм; 
  • буддизм.

Работы ведутся поэтапно, по мере сбора средств, так как комплекс «Тупден Шедублинг» возводится на пожертвования.

В 2015 году открылась Пагода Рая – ажурная красная постройка цилиндрической формы с крышей в виде купола с шестью загнутыми вверх уголками. Внутри неё вертикально закреплён красный молитвенный барабан или Мани-барабан (калмыки его ещё называют «кюрдэ», а буряты и монголы – «хурдэ»).

с молитвенным барабаном
Пагода Рая

Барабан наполнен мантрами. Их десять миллионов. На нём самом тоже высечена золотом мантра-обращение к сострадательному Авалокитешваре – «Ом мани падме хум».

Барабан вращается рукой за специальную ручку, один оборот равносилен прочтению вслух всех этих мантр, если это делается с чистыми помыслами.

Считается, что вращение барабана успокаивает и умиротворяет сердце верующего, гармонизирует всё вокруг, усмиряет зло, защищает от болезней. Делать обороты нужно, как это принято в буддизме, по часовой стрелке.

В середине сентября 2017 года состоялось торжественное открытие Ступы Просветления. Она является символом познания верующими собственного ума.

Каждый из четырёх (трёх наземных и подземного) уровней ступы имеет своё священное значение.

Подземный уровень – фундамент с вложенными в него святынями – является символом Десяти белых добродетелей.

в Отрадном

В первый наземный уровень могут войти верующие. Второй и третий уровни – реликварные, они закрыты наглухо.

На третьем уровне есть ниша, где установлена статуя Будды. От второго уровня ступы вверх и сквозь её навершие проходит священный столб – сакшин. Вверху он украшен месяцем и солнцем.

Примечательно, что Ступу, Главную статую Будды, центральный вход будущего храма и священные Южные ворота ограды задумано расположить на одной оси.

Буддийский мемориал

В этом году планируется строительство и ещё одного буддийского храма в Москве – на Поклонной горе. В нём примут участие буддийские сообщества со всех уголков России.

буддийский

Цель этого строительства – увековечить память обо всех воинах-буддистах, которые пали, защищая Родину, в годы Великой Отечественной войны.

Земля под будущий мемориал уже освящена, заложен Первый камень. По словам Дулмы Шагдаровой, председателя московской общины буддистов, ведутся поиски инвесторов для продолжения строительства.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Вышеназванный хурул является центральным в Калмыкии и расположен он в её столице – Элисте. Строительство храма началось после благословения Далай-ламы XIV, который лично посетил Калмыкию в 2004 году. Напоминанием об этом служит камень, установленный на территории.

Далай-лама подарил хурульному комплексу полное учение Будды «Ганжур» и «Данжур» и свою монашескую одежду.

Калмыки очень благоговейно относятся к Учителю и мечтают, что он когда-нибудь приедет пожить в их святыне. Для этих целей пятый уровень хурула оборудован под его резиденцию.

Хурул построили меньше чем за год, и участие в строительстве было воистину всенародным: каждый калмык пожертвовал свою однодневную зарплату.

Величественное белое здание имеет 63 метра в высоту и расположено на семиметровом возвышении. Ведут в него две лестницы, которые разделяет фонтан.

в Элисте
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте

У их подножия стоит на небольшом возвышении Белый старец или, по-калмыцки, Цаган-аав. Он покровительствует этим местам. У ног старца установлен небольшой ящик для пожертвований.

Вверху фонтана на панели находится скульптура божества богатства – Куберы. Сразу за ним расположены красные колонны и между ними такого же цвета двери, искусно украшенные золочёными украшениями.

Вход охраняют львы с яркими красными, зелёными и золотыми акцентами на морде и туловище. 

Войдя внутрь, нужно по традиции снять обувь. При входе продают буддистские атрибуты, находится охранник и стоит стенд с необходимой информацией о молебнах и ритуалах.

Из фойе проходят в главный молельный зал, уровнем выше, где находится девятиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом с вкраплениями бриллиантов.

Стены расписаны картинами из его жизни, также тут имеются изображения всех четырнадцати Далай-лам.

в Элисте

А если из фойе спуститься вниз, то можно посетить Музей истории буддизма. Рядом с ним в цокольном этаже расположены библиотека с богатым фондом буддийских книг, гардероб, который может принять одежду тысячи посетителей, конференц-зал.

Этаж выше молельного зала отведен для приёма посетителей тибетским врачом, астрологами и монахами. Также здесь есть выставочный зал. Тут же располагается и администрация хурула.

На четвёртом этаже находятся кабинеты Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче  и бывшего главы республики К. Илюмжинова.

Шестой этаж отведен под хозяйственные помещения, а на седьмом могут медитировать представители духовенства.

По всей территории, красиво вымощенной плиткой, стоят 17 открытых пагод. В них на круглых тронах восседают бронзовые фигуры буддийских великих учёных-монахов из индийского монастырского комплекса Наланда – пандиты:

  • Нагарджуна,
  • Ачарья Арьядева,
  • Ачарья Буддхапалита,
  • Ачарья Бхававивека,
  • Ачарья Чандракирти,
  • Ачарья Шантидева,
  • Ачарья Шантаракшита,
  • Ачарья Камалашила,
  • Ачарья Асанга,
  • Ачарья Васубандху,
  • Великий учитель Дигнага,
  • Ачарья Дхармакирти,
  • Великий учитель Арья Вимуктисена,
  • Великий учитель Ачарья Харибхадра,
  • Великий учитель Ачарья Гунапрабха,
  • Великий учитель Ачарья Шакьяпрабха,
  • Великий учитель Дипанкара Шри Джняна – Атиша.

Пагоды вокруг храма

Территория обнесена оградой, где через каждые пять метров белая ступа-навершие. Всего их 108. К хурулу можно попасть с любой стороны света, но главные из четырёх ворот – Южные. Ворота также символизируют четыре стихии: Огонь, Воду, Ветер и Землю.

Также с четырёх сторон Обитель окружают и молитвенные барабаны. Один из них решает женские проблемы: трудности с зачатием и подобные им. Служители Обители рекомендуют крутить этот барабан 3,6,9 раз.

Архитектурный план сооружения представляет собой мандалу.

Посетителям следует планировать, как попасть в хурульный комплекс. Он очень популярен среди верующих и туристов, поэтому не стоит совмещать посещение с днями больших праздников, в такое время тут происходит столпотворение.

Верхнечаданский хурэ

«Устуу-Хурээ» – так по-другому называется Верхнечаданский хурэ. Вокруг этого хурэ сосредоточена духовная и политическая жизнь тувинского народа. 

Создан он был по инициативе тувинского правителя Хайдыпа угерды, который очень много сделал для укрепления буддийской веры среди своих земляков. С архитектурной точки зрения храм соответствует тибетскому канону.

в Туве

Строительство осуществлялось два года приглашённым из Тибета Кунтаном Римпоче. Здание было возведено из глины и завершено к 1907 году.

В монастыре проводилось обучение в традиции школы Гэлуг, также изучались боевые искусства. В советские годы хурэ был разрушен. 

В 1992 году Далай-лама XIV, побывавший в Чадане, вдохновил тувинцев на восстановление их святыни. Вначале за это взялись энтузиасты. 

С 1999 года в Чадане проводится музыкальный фестиваль. Его эмблемой являются разрушенные стены хурэ. Он так и называется – «Устуу-Хурээ».

Девиз фестиваля «От живой музыки к живой вере» как нельзя лучше передаёт цель его проведения: полученные средства идут на восстановление храма.

тува

Со временем инициатива получила финансовую поддержку и от правительства России. В результате совместных усилий в 2012 году Устуу-Хурээ торжественно открыли заново.

Заключение

Всего, доброго друзья! Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась. Подписывайтесь на блог, чтобы почитать новые посты про буддизм и восточную культуру!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.