Монастыри в Гималаях — какие святыни скрыты в горах?

храм в горах

Добрый день, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы продолжим открывать таинственный мир Востока, и предлагаем вам поговорить про монастыри в Гималаях. Гималаи – поистине уникальное место, это самый крупный и высокий горный массив на планете, который растянулся на насколько тысяч километров. И это то место, где объединились сразу несколько стран и сплелись воедино их культуры.

В материале ниже мы расскажем, какие монастыри скрываются у подножий и на склонах Гималайских гор, чем удивительны эти святыни, какую историю они кроют за собой и почему их стоит непременно увидеть воочию. Оставайтесь с нами, и вы узнаете много интересного!

Содержание:
Табо
Монастырь Дханкар
Ки Гомпа
Сиккимские святилища
Маналийские храмы
Заключение

Табо

В Индии есть совершено уникальный штат. Имя ему – Химачал-Прадеш, и это название в переводе означает «регион на снежной окраине». А уникальность его состоит в том, что он полностью находится на территории Гималаев.

Монастырь Табо

С древних времен здесь живут тибетцы, и поэтому неудивительно, что в этом индийском штате есть местечко, называемое «Малый Тибет». Оно находится в долине Спити – на высоте выше 3 тысяч метров над уровнем моря.

В долину Спити можно попасть только три месяца за год, причем добираться нужно не по небу, а по земле – когда открыты перевалы Кунзум, Рохтанг и проезд через местность Шимла. Лучшее время для посещения – лето, потому что в остальное время года здесь свирепствуют снега.

Долина Спити может гордиться маленьким поселением Табо, заключенным в объятия живописных гор. Однако главное здесь – древний монастырь тибетцев, который был построен еще в 996 году. За тысячелетнюю историю фасад устарел и слегка ушел под землю, но все же хорошо сохранился для своего почтенного возраста.

Оказываясь здесь, будто совершаешь путешествие во времени. Помощники в таком волшебстве – основной павильон, где царит сумеречное сияние. Дело в том, что прямые солнечные лучи или искусственный свет могут пойти во вред древним искусным фрескам, а также скульптурам бодхисаттв, увековеченным на стенах.

Скульптуры основных дхармапал сделаны из алебастровой и глиняной смеси. В центральной части павильона можно увидеть Калачакра-мандалу, а сзади алтарного сооружения – изображение Махавайрочаны.

Недалеко от главного зала, спрятанные в скалах, расположились маленькие монашеские хижинки для ретритов, похожие на скиты – уединенные кельи отшельников. Когда туристический сезон идет на спад, а паломников в местном храме почти не остается, монахи отправляются в уединение, чтобы заняться медитативными практиками. Эти медитации могут продолжаться дни, недели, месяцы, а в исключительных случаях – даже годы.

храм в Индии
Ступа рядом с монастырем Табо

Настоятелем храма Табо является Сурконг Сенсхаб Ринпоче. Это совсем еще молодой юноша, которому едва исполнилось двадцать лет, и большую часть времени он проводит за обучением, поэтому встретить его в своей обители можно нечасто.

Монастырь Дханкар

Также называемый Дханкар-гомпа, он находится неподалеку, также в долине Спити, но повыше – сооружения монастыря возвышаются на 4 тысячи метров, откуда открывается прекрасная панорама горных массивов, неба, постоянно меняющего цвет, места слияния рек Спити и Пин и прекрасного высокогорного озера Дханкар.

Дханкар – это небольшой поселок, появившийся здесь еще в IX столетии. Однако в свое время он был самым центром долины, здесь же располагались дворцы местных правителей. Именно они построили тут храм Данкхар в XVI столетии. Это событие было приурочено победой над жителями индийского района Ладакх.

святыня буддийская

Главный павильон сохранился практически в первозданном виде. И хотя он не отличается большими размерами, но все же сильно впечатляет. А главная здешняя святыня – изваяние Будды Вайрочаны, одного из пяти дхьяни-будд. Оно представляет собой 4 фигурки бодхисаттвы, повернутые друг к другу спинами и глядящие во все стороны света.

Ки Гомпа

Еще один сосед предыдущих двух монастырей, находящийся в Спитской долине, – Ки Гомпа, или Кей Гомпа. Он находится на высоте 4,1 километр и считается одним из крупнейших в Гималаях.

святыня Ки Гомпа

История началась в начале XI века – а это значит, что святилищу уже больше тысячелетия. В 2000-м году по этому поводу даже проводился праздник, на котором присутствовал сам Его Святейшество Далай-лама.

Изначально монастырь появился здесь после того, как в соседнем поселении был разрушен храм, и местное население приняло решение возвести новый. Позже Ки Гомпа стал образовательным центром для монахов.

На протяжении нескольких веков святыня то разрушалась вследствие завоеваний, пожаров, природных стихий, то вновь отстраивалась. При этом пристраивались все новые сооружения и укрепления, так что в современном виде монастырь чем-то внешне напоминает крепость.

Она попеременно переходила в руки то одной тибетской школы, то другой. Наконец в XVI столетии Ки Гомпа стал обителью гелугпинцев, к которым относится и Далай-лама.

По исторической ценности Ки Гомпу и Дханкар можно поставить в один ряд. Однако особенность первого состоит в том, что в нем сохранилась уникальная коллекция древних изображений – тханок, фресок, редких изданий священных текстов, нередко даже рукописных, культового оружия, сохранившегося со времен варварских завоеваний, и даже музыкальных инструментов. Особая гордость – два трехметровых горна, которые будут слышны по всей долине.

Сама архитектура выполнена в лучших монастырских традициях Тибета, где чувствуется налет китайского стиля. Комплекс состоит из небольших помещений, которые соединены друг с другом аркадой узких переходов, а через них льется приглушенный солнечный свет.

Мальчики монахи в буддийском монастыре

Сегодня в комплексе Ки Гомпа насчитывается около трехсот монахов. Еще полвека назад их было меньше – двадцать лет назад местный настоятель восстановил древнюю тибетскую традицию, согласно которой второго сына в семье было принято отдавать на монашескую службу. После пяти лет службы у юноши был выбор – остаться в святилище или возвратиться к мирской жизни.

Интересно наблюдать за привычной жизнью монастыря – дети есть дети, и в перерывах между изучением сутр и медитативными практиками они играют в игры, среди которых фаворитом является крикет, который так любят индийцы.

Недалеко от святилища раскинулась деревушка Киббер. Она известна своим статусом самого высокогорного села на планете, где есть асфальт и электрический свет.

Также в небольшом отдалении от Ки Гомпа находится Янчен Чолинг – один из немногих местных обителей для монахинь-женщин. Если тхеравада отрицает возможность общин монахинь, то махаяна допускает их существование, хотя некоторые различия, более строгие правила по сравнению с мужскими общинами имеют место быть.

Сиккимские святилища

Сикким – это индийский город на севере Индии, недалеко от границы с Непалом. Он имеет древнюю историю и потому сохранил несколько уникальных монастырей. Расскажем о главных из них:

  • Пемаянгзе

Название переводится как «Чистейший лотосовый бутон». Его построили в XVII столетии по инициативе монаха Латсунга, который стоял у истоков могущественного семейства Чогьял. Предание гласит, что место для строительства избрал сам Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче, а точнее, туда упала его стрела, указав лучшее место для медитации.

храм в горах Гималаев

Со времени постройки здесь сохранились аутентичные фрески, изображения, скульптуры на стенах. Также здесь сохранились личные вещи Падмасамбхавы – одежда и четки. На самом верху павильона расположилась ступа из дерева в семь ярусов, а во внутреннем дворе комплекса установлено подобие сцены, где во время праздников проводится многочасовая мистерия Цам – представление танцев божеств.

  • Ташидинг

Это еще один древний храм, и место его постройки также было продиктовано желаниями самого Падмасамбхавы. Атмосфера здесь располагает к тому, чтоб заняться спокойными практиками, медитациями, успокоить ум. На территории можно увидеть большое количество каменных вихар, валунов, где вырезаны изображения будд, мантры буддистов и индуистов.

монастырь индийский

Однако главная достопримечательность Ташилинга – ступа Тонгва Рандрулла. Считается, что здесь хранится частичка кремированного тела Учителя Шакьямуни. Прикоснувшись к ней и прочитав молитву, можно получить счастливую жизнь и отработку кармы.

  • Гхум

Это святилище находится не в самом городе Сикким, но недалеко от него, у самых Гималайских гор. Его основателем был один монах, выходец из Монголии. А посвящен он Будде Майтрейе – Будде Будущего, тому, кто придет в наш мир, чтобы спасти людей от страданий.

Сикким

Сегодня это действующий монастырь. Обычно здесь останавливаются паломники и обычные путники, совершающие поход из Индии в Гималаи.

Десятки буддистов уже несколько веков отправляются на поиски затерянных храмов, многие из которых связаны с Шамбалой. Одним из таких деятелей был русский художник, писатель, ученый, исследователь-мистик Николай Рерих. Считалось, что они с супругой Еленой – Посланники Вознесенных владык Майтрейи и Эль Мории.

Маналийские храмы

Еще одно место интересных храмов – городок Манали в северном индийском штате Химачал-Прадеш. Через него проходит тропа путешественников в Малый Тибет. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, и не зря, ведь здесь есть на что посмотреть – как минимум три интересных храма, причем не только буддийских.

  • Недалеко от автовокзала расположилась буддистская святыня, окруженная чудесным садом и его ароматом. Чтобы добраться до нее, нужно всего лишь преодолеть пешком путь в гору, который займет пять минут. Фасад гомпы традиционно украшен яркими изображениями, искусной резьбой, а сзади можно заметить филигранную статую Будды из золота, перед которой выстроились в ряд лампады, зажженные посетителями.
  • На юге от центра города находится тибетский храм. Сюда в 1960-х годах стали стекаться беженцы из Тибета и в частности из Лхасы. На обширной монастырской территории туристы даже могут найти себе пристанище в специальной гостинице.
  • На горе, которая находится над центром города, раскинулась территория индуистского храма Хадимбы. Хадимба – это богиня, демоническое существо, убившее асура и собственного брата, который поступил плохо. За это ее взял в жены Бхима, а верующие стали почитать ее как ипостась Кали и Дурги. Индуистские храмы в Гималаях немного иные, нежели те, что находятся в Индии — здесь приняты жертвоприношения, а единственный зал очень низкий и тесный.

Северная Индия
Храм Богини Хадимбы

Заключение

Сегодня мы познакомились с некоторыми гималайскими монастырями. Подводя итог, хочется сказать, что многие из них относятся к буддизму, причем к его тибетскому направлению. Классическая архитектура Тибета в них сохранена, но она дополняется главным – невероятными видами гор и небом, заключенным в их тиски. Такая картина отражает гармоничное существование духовного и природного мира.

Благодарим вас, что были с нами, дорогие читатели! Если вы хотите еще больше проникнуться духом Востока, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог.  Мы постоянно обновляем материал и стараемся раскрывать глубже интересные темы про буддизм и азиатскую культуру.

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.