Буддизм в Корее — какие его виды существуют и чем он уникален?

статуя Будды в Южной Корее

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в Корее – основная религия. Он имеет особые черты и направления, которые существуют только в этой стране – и это заслуживает особого внимания.

В сегодняшней статье мы расскажем о буддийской мысли в Южной Корее — историю появления, отличительные черты, различные школы. Забегая вперед, скажем, что особое значение приобрели две из них – сон и вон. Ниже вы узнаете о них более подробно: как они складывались исторически, какие особенности приобрели и в каком виде присутствуют сейчас.

Итак, с чего все началось.

Содержание:
Развитие буддизма
Направление сон
Вонбульге
Заключение

Развитие буддизма

Появление буддийского учения на корейских территориях датируется 4 столетием. Развитие происходило в средние века, в новое время и продолжается в наши дни. Если говорить кратко об истории его становления, то можно выделить несколько этапов.

1. Период Трех государств

В 4 веке на корейском полуострове существовало три отдельных царства:

  • Когуре;
  • Пэкче;
  • Силла.

Сперва буддийская мысль проникла в королевство Когуре. Это случилось в 372 году, когда во дворец вместе с китайским послом пожаловал монах по имени Сундо. Он открыл корейцам мир Будды, дхармы, сутр, после чего начали открываться первые монастырские комплексы.

статуя Будды

В 384 году другой китайский монах Маранантха посетил Пэкче с той же миссией. В Силлу монахи добрались позже, и только в 527 году ее правитель провозгласил буддизм официальной религией.

Когда говорят о появлении буддизма в корейских государствах, подразумевают направление махаяны с явным влиянием китайской культуры. Оно отличается поклонением бодхисаттвам и преобладанием китайских текстов. Более ортодоксальная тхеравада также была известна корейцам, но особого развития не получила.

2. Объединенная Силла (668-935)

В 668 году все три корейских королевства объединились в общее государство – Силлу, в котором наблюдался новый виток развития буддизма. Наряду с центральной администрацией существовала буддийская, зависевшая от конкретного вана – правителя, причем многие благоволили сангхе. Ваны жертвовали монастырям земли, освобождали от налоговой повинности, однако у некоторых жителей это вызывало неприятие.

Учение того времени характеризовалась культом будд Майтрейи, Амитабхи, Авалокитешвары, Шакьямуни. Тогда же образовались основные школы:

  • Ельбан;
  • Кеюль;
  • Хваом;
  • Юсик:
  • Вонхе.

Эти пять направлений были самыми популярными, образуя традиционные корейские школы махаяны. В 9 столетии из Поднебесной пришла школа чань – дзен, которая впоследствии приобрела национальные черты и нашла широкое распространение.

монахини сон-буддизма

3. Династия Коре (935-1392)

Буддистское учение развивалось быстрыми темпами и стала частью государственной власти – монашеская элита почиталась наравне с чиновниками, принимая участие не только в духовной, но и политической жизни государства.

В 11-ом столетии был выпущен «Большой свод сутр» в шести тысячах томов, а также его продолжение почти в пяти тысячах.

Однако к концу правления семейства Коре влияние буддистской философии стало ослабевать – отчасти с проникновением в страну принципов конфуцианства из того же самого Китая. Во время воцарения новой династии Ли многие земли монастырей были секуляризованы, а количество представителей монашества сокращено.

4. 15-20 века

Вместе с падением династии Коре пришло в упадок также буддистское учение. Во многом это связано с распространявшимся конфуцианством, а также христианства.

В 1910 году корейское государство претерпело аннексию со стороны японцев. Те, в свою очередь, хотели возродить буддизм, но в японском виде – с соответствующими чертами, литературой и обычаями. Однако подобное насаждение привело к обратному эффекту – у корейцев снова проснулся интерес к собственной буддийской культуре.

статуя будды у храма

Когда после Второй мировой войны Корея разделилась на два государства, в северной части буддизм оказался под запретом, впрочем, как и любая другая религия, а в южной, напротив, он стал стремительно распространяться вновь. Особенно эта тенденция ускорилась, когда в начале 60-х властными полномочиями был наделен Пак Чонхи, буддист по вероисповеданию и мировоззрению. 

5. Наши дни

Хотя многие источники говорят о том, что в современной обстановке всего четверть корейцев относят себя к буддистам, в действительности это не совсем так, потому что говорится о приверженцах классического буддизма.

Однако, как мы уже знаем, в Корее распространены уникальные направления, к примеру, дзен — он же сон, или вон, а они в общепринятой характеристике не относятся к традиционному буддизму.

Кроме буддистов, в стране также встречается большое количество христиан (около 25 процентов), атеистов, мусульман, приверженцев шаманства и конфуцианских идей. Несмотря на конфессиональное многообразие, конфликты на религиозной почве здесь – большая редкость.

Направление сон

Сон – южнокорейская вариация дзен-буддизма. Он начал появляться в период Объединенных королевств. Первым монахом, принесшим дзен с китайских земель, стал Помнанг, но тогда учение не обрело популярности.

Корея

В 8-ом столетии многие монахи-корейцы путешествовали в Китай с целью учиться чань у мастера Ма-цзу, а по возвращении открывали на родине собственные монастыри в горах. Но наибольшего распространения эти монастыри и чань в целом достигли в 9-ом веке.

Известное на Западе и в Японии как дзен, в Поднебесной это учение носит название чань.

Всего образовалось 9 школ, получивших название «9 гор» за их месторасположение. По-корейски они звучат как «кусан», а название каждой школы заканчивается на «сан», что значит «гора»:

  • Сильсан;
  • Суми;
  • Понним;
  • Тонни;
  • Хиян;
  • Сонджу;
  • Каджи;
  • Сагуль;
  • Саджа.

Все они объединились в направление Чоге и были отличны от распространенных тогда пяти школ. Впоследствии они были в составе Ордена Чоге, вобравшем в себя все монастыри чань.

монахи
Орден Чоге

В период династий Коре и Чосон важнейшими деятелями сон были:

  • Чинуль;
  • Чингак Хесим;
  • Хьегеун;
  • Кихва;
  • Сосан Хючжон;
  • Ючжон;
  • Еонги;
  • Илсеон.

Еще во времена Чинуля спецификой сон являлось сочетание практических и исследовательских методов. Сегодня существует несколько монастырских центров, где проходят практики сон. Также они предусмотрены программой Тонгукского университета.

молитва буддийская

Характерные черты сон:

  • В основе стоят медитативные практики, монашеский образ жизни, аскеза.
  • Представители монашества практически не имеют личных вещей.
  • Они могут кочевать по разным монастырям.
  • Некоторые становятся отшельниками.
  • Практическое учение сочетается с хуатоу – специфичными коанами, которые так распространены в чань.

Вонбульге

Больше известный как вон, он является относительно новым направлением махаяны, специфичным для Корейской республики. Он связан с именем Сотэсана, который 28 апреля 1916 года познал состояние Просветления. Именно эту дату принято считать началом вон.

Вон принят официально на государственном уровне, так же, как вера католиков, протестантов, традиционных буддистов – сторонников ордена Чоге.

Центральным понятием здесь является Истина, или Иль-Вон-Сан, что значит «изображение круга». Круг, в свою очередь, символизирует истинную человеческую природу. Истина восходит к будде Вайрочане, будде Дхармакае и олицетворяет первоисточник мироздания, всех существ и явлений.

Кенсан
Мастер вон-буддизма Кенсан

Особенности направления вон:

  • Не просто гибкость, открытость и терпимость к другим религиям, а включение некоторых их основ, не противоречащих истине, в собственные идеи вон.
  • Основные положения изображаются на схеме вероучения, включающей два пути: верование и практику.
  • Главная цель – привести все сущее на Земле к освобождению от страданий.
  • Школа говорит о возможности практиковать дхарму и даже постигать Просветление без отрыва от повседневных дел.
  • Люди должны развиваться, чтобы служить окружающим.
  • Все люди равны: мужчины и женщины, монахи (бхикшу) и миряне (упасака).

медитация в вон-буддизме

Еще несколько интересных фактов о вон:

  • В корейской армии работают собственные миссионеры.
  • На родине и в Соединенных Штатах Америки есть вузы, где преподаются основы вероучения.
  • Представители направления предлагают создать всемирную Организацию Объединенных Религий – аналогично ООН.
  • Храм вон носит название кедан.
  • Направление стремительно распространяется по всему миру, имеет представительства в разных странах Азии, Европы, Америки. Центральное располагается в южнокорейском городе Иксане.

Заключение

Подводя итог, хочется напомнить, что южнокорейский буддизм – нечто удивительное и самобытное. Проникнув сюда в 4 веке, учение Будды то повсеместно распространялось, то затухало, но всегда обретало новые формы, типичные конкретно для Кореи. Сейчас здесь существует порядка двадцати буддийских школ, главные из которых – сон (или дзен), и вон – современное махаянское направление.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, наша статья оказалась для вас полезной, и вы нашли ответы на интересующие вопросы.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите нас – поделитесь ссылкой на нее с друзьями. Также подписывайтесь на обновления блога, а мы будем продолжать знакомить вас с миром Востока.

До скорой встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Олег

    Ботхисатва в китай добирался через корею. И первые ученики были корейцы

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.