Основные правила чань-буддизма — первое знакомство с учением

Китайский храм Шаолинь

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы продолжаем знакомить вас с различными течениями буддийского учения. И сегодня мы поговорим о чань-буддизме.

Содержание:
В целом про направление
Ранний период
Основы учения
Монашеский кодекс
Заключение

В целом про направление

С VI века буддизм на своей родине, в Индии, постепенно пришёл в упадок. Осознавая это, 28-й буддийский патриарх Бодхидхарма решил предпринять попытку возродить обновлённое учение в условиях другой страны.

Таким местом был избран Китай. Новая школа стала называться «чань», от китайского слова «чаньна» (эквивалент санскритского «дхьяна»), что можно перевести как:     

  • «медитация», 
  • «сосредоточение», 
  • «отстранённость», 
  • «избавление»,
  • «созерцание». 

Чаньское направление буддизма отличалось от его ортодоксального варианта. Сегодня вы узнаете основные правила чань-буддизма. 

Распространившись в соседние страны, это буддийское течение получило названия «тхиен», «сон» и «дзэн», соответственно, во Вьетнаме (в VI в.), в Корее (в IX в.) и в Японии (в XII в.).

монахи в медитации

Когда в прошлом столетии возникла широкая известность японского дзен, то это название со временем стали применять во всех этих странах, уточняя местоположение, например, «китайский дзен» и т. д.

Ранний период

Традиционно основоположником чань-буддизма считается Бодхидхарма, сын индийского раджи. Его санскритское имя, означающее «Совершенное знание закона», в Китае звучит как Путидамо или просто Дамо, а в Японии его называют Дарума.

Он прибыл в Китай примерно в 525 году. Сначала первый чаньский патриарх проповедовал, странствуя, а затем поселился в монастыре Шаолинь, который был основан за 30 лет до этого события.

Излагая монахам основы нового учения, он вначале остался непонятым, так как то, что говорил Дамо, переворачивало устоявшиеся представления послушников об их вере. Он предлагал им 

  • отказаться от чтения сутр и церемоний в храмах;
  • начать активно заниматься физическим трудом (что было запрещено в Винае);
  • принять новую технику медитации и осознать её эффективность.

Такие крамольные, в представлении монахов, речи напоминали им вероотступничество и вызывали у них большие сомнения.

основатель чань
Статуя Бодхидхармы

Тогда Белый Будда, как ещё называли Дамо, ушёл в пещеру, которая находилась в нескольких сотнях метров выше монастыря, на вершине горы с пятью пиками. Он сел лицом к стене и провёл в этом положении, медитируя, 9 лет.

С этой длительной медитацией связана одна интересная история. Только раз за всё время Бодхидхарма ненадолго уснул. Расстроенный этим, он вырвал себе ресницы и бросил на землю. Вскоре на этом месте выросли чайные кусты.

На большом валуне стены самопроизвольно образовалось его изображение. Этот камень является святыней для всех чань-буддистов, его перенесли, чтобы почитать и охранять, под своды монастыря.

Бодхидхарму очень уважало китайское монашеское сообщество. В общей сложности он провёл в этой северной части Китая около 40 лет. У Дамо были ученики, продолжатели его дела. Один из них, Хуэйкэ, стал вторым чаньским патриархом по назначению Белого Будды.

Ему он вручил Ланкаватарасутру, как основную чаньскую доктрину.

Основы учения

Кроме неё, Дамо были разработаны два пути и четыре метода достижения пробуждения.

Согласно первому пути, нужно было применять практику созерцания стены, чтобы осознать истинную природу всего живого, принцип реальности. Сознание при этом, по его словам, должно быть «неподвижным, как стена».

Вход в пещеру, где медитировал Бодхидхарма
Пещера Дамо, Шаолинь, Китай

Второй путь был практическим. Для овладения им нужны были 4 метода:

  • понимать причинно-следственное устройство этого мира, не реагировать остро на все неприятности в жизни, не обижаться на тех, кто служит их причиной, осознавая, что всё это проявления кармы; понимать, что причина сама по себе не приводит к следствию, для этого нужны определённые условия;
  • приспосабливаться к условиям: выбирать наилучший способ действия в данной ситуации, не слишком радоваться успехам, не печалиться из-за неудач, спокойно принимать карму;
  • погасить в себе все страсти, в том числе, страстное стремление к чему-либо (даже к просветлению), стремиться действовать бескорыстно;
  • понимать и признавать Дхарму.

Каждый из них был совершеннее, чем предыдущий, поэтому пользоваться ими нужно было последовательно.

В принципе, цель у традиционного и чань-буддизма одна: узреть в себе природу Будды. Отличаются только способы достижения этой цели и соответствующие возможности.

Чань-буддизм говорит о том, что найти в себе Будду можно при условии наличия незамутнённого и спокойного разума, испытав внезапное озарение в любой момент уже этой жизни, а не в неопределённом далёком грядущем, как это предполагается в ортодоксальном буддизме. 

человек на природе

К основному буддийскому понятию «пустота» эти течения тоже относятся по-разному.  По традиционным меркам, буддист в состоянии покоя осознаёт пустоту путём наблюдения за окружающим его миром, понимая, что все явления появились из пустоты и имеют её качества.

Чань-буддизм предлагает находиться в самой пустоте, трансформировав своё сознание в состояние «недумания». Но разум при этом не заторможен и не расслаблен. Такое его состояние не требует пассивного поведения в повседневной жизни.

Если для достижения просветления и ухода в нирвану в ортодоксальном буддизме нужно успокоить все чувства и эмоции, то в Чань для этого нужно успокоить разум. 

В традиционной нирване человек лишён способности физически действовать, так как эмоции приходят вслед за действиями, а это мешает пребывать в нирване.

Чаньское просветление примечательно тем, что в состоянии ментальной нирваны автоматически стабилизируются и эмоции.

Адепт традиционного направления буддизма, медитируя, стремиться избавиться от очередного перерождения на этой бренной земле.

монах в пещере, цапля

Чаньский послушник во время медитации обладает абсолютно спокойными сознанием и чувствами, поэтому он не ощущает привязанности к чему бы то ни было. 

Его свобода и открытость к восприятию, физическая сила обеспечивают высочайшую дееспособность. Он наблюдателен и обладает отличными мыслительными способностями, при этом ничего не анализирует.

В классическом же буддизме накапливают книжные знания, ожидая, когда количество этой мудрости приведёт к её качественному изменению и наступлению Просветления.

Основные принципы и суть чань-буддизма можно кратко сформулировать так:

  • понимать учение сердцем;
  • не придавать большого значения написанному и сказанному;
  • обращаться к своему сознанию;
  • исследовать внутренний мир и находить в себе Будду.

Чань-буддизм оказал огромное влияние на культуру и образ жизни его последователей.

  • Боевые искусства,
  • живопись,
  • каллиграфия,
  • чайная церемония, 
  • стихосложение, 
  • музыка, 
  • парковое искусство 

несут в себе его черты и понятия.

цигун

Монашеский кодекс

Изменились и правила поведения для монахов. Основным отличием от традиционного буддийского подхода является обязательность активного физического труда. Монах, отказавшийся трудиться, мог быть удалён за это из общины. 

Послушники несколько раз в день участвовали в особых тренировках по погружению в транс. Для этого нужно было, неподвижно стоя на коленях, с абсолютно ровной спиной, сосредоточиться на определённом фокусе на стене. 

Затем предлагалось рассредоточить внимание по всей стене, после чего разум и чувства уменьшали свою активность, и медитирующий погружался в состояние небытия. Таким образом проходило обучение концентрации сознания и познаванию самого себя.

Другим видом транса был двигательный. Во время движения требовалось всеми органами чувств воспринимать теперь уже внешний мир, ни на секунду не прерывая этого восприятия. Это тренировало выработку молниеносной реакции на любой внешний раздражитель, будь он еле заметным, внезапным или необычным.

Монастырь Шаолинь

Монахи соблюдали особую диету, вернее сказать, постоянно пребывали в  полуголодном состоянии. Кроме трансовых тренировок, они использовали 

  • иглоукалывание,
  • точечный массаж,
  • общий массаж,
  • локальный массаж,
  • творческие занятия,
  • философские занятия.

Эти тренировки значительно расширяли их психофизические возможности.

Заключение

Всего доброго, друзья! Надеемся, что статья оказалась полезной для вас. Будем благодарны, если вы поддержите сайт, порекомендовав ее в социальных сетях друзьям)

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Джун Чань

    Замечательная статья !
    Единственное замечание — нужно писать монастырь Шаолинь или Шаолинь сы.
    Т.к. СЫ -это и есть монастырь в переводе на русский.
    Амитофо !

    1. Natalya (автор)

      Здравствуйте! Спасибо, поправили)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.