В чем специфика тибетского буддизма?

тибет

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы узнаете, в чём специфика тибетского буддизма. Иногда его ещё называют ламаизм, но это слово неизвестно местным жителям. Свою веру они предпочитают называть словом «дхарма» — «учение».

Содержание:
Особенности течения
Становление тибетского буддизма
Рождённый из лотоса
Окончательная победа
Дальнейшее развитие учения
Заключение

Особенности течения

Слово «ламаизм» придумали западные буддологи, которые в позапрошлом веке стремились таким образом выделить значимость ламы в жизни простых тибетцев, его культ. Слово «лама» состоит из двух слов «ла» — «высокий», и «ма» — «нет», то есть человек, выше которого нет в духовном смысле.

дает учение

Не употреблять термин «ламаизм» просил и религиозный лидер тибетцев Далай-лама XIV, когда на местное духовное течение начались нападки со стороны Поднебесной. Это произошло по завершении тибетского восстания против Китая, подавленного китайскими властями.

После этого тибетское правительство вместе с Далай-ламой, а с ними и сто тысяч их сторонников вынуждены были покинуть родину и расселиться в соседних странах.

Фактически, тибетский буддизм мало отличается от индийского. В традиции последнего тоже было почитать духовных учителей.

Главное отличие тибетского учения в том, что оно впитало особенности местной народной культуры бон, которая также подверглась его влиянию. И хотя сейчас религия бон существует в этих местах отдельно от буддизма, они трудноотличимы.

Сама бон, по легенде, была принесена в тибетские земли Шенрабом из древнего государства Шаншунг. Тогда она являлась разновидностью шаманизма.

Становление тибетского буддизма

Таким же легендарным было и первое появление буддизма здесь. В период правления Лхатотори небо преподнесло его царству подарок – упавший сундучок с священными текстами и символами. На его изысканно украшенной крышке было высечено «Ом мани падме хум».

буддийские

Никто не смог прочитать сутры, да и с остальными предметами не знали, что делать. Но во сне царь увидел предсказание, что пятый после него правитель сможет понять значение дара.  А пока подарок пользовался почтением, и государство не знало бед.

В VII веке стал править Сронцзангампо, в дальнейшем он считался аватаром Авалокитешвары, бодхисаттвы, покровительствовавшего Тибету.

Правитель взял в жёны принцесс из Непала и Китая. Каждая из них исповедовала буддизм и взяла с собой главные священные тексты и культовые предметы.

Китаянка привезла и огромную статую Будды, которая до сих пор находится в столичном храме Джокханг и почитается, как святыня. Обеих принцесс считают олицетворениями бодхисаттвы Тары – зелёной и белой.

Тхонми Самбхоту, придворного Сронцзангампо, послали на родину буддизма, где он создал основы тибетского письма и грамматики, используя в качестве опоры бенгальский алфавит и санскрит.

создает письменность

Буддизм в последующее столетие очень плохо укоренялся на тибетской земле. В связи с этим сюда был приглашён проповедовать буддийский философ Шантаракшита.

Его заслуги в проповедовании здесь были настолько велики, что он удостоился называться Ачарья-бодхисаттва, то есть Учитель с большой буквы.

Шантаракшитой были построены первые монастыри в здешних краях, в частности, монастырь Самье. Но положения Махаяны всё же мало находили отклик в душах воинственных горцев, многое им было попросту непонятно.

Местные шаманы тоже всячески противодействовали укреплению буддийского учения, ссылаясь на то, что это воля бонских богов и демонов. Тогда было решено пригласить Падмасамбхаву.

Рождённый из лотоса

Лотосорождённый, а именно так переводится имя этого чудотворца и йогина, практиковавшего тантризм, тоже вложил большой вклад в становлении учения Будды в Стране Снегов.

статуя в тибете

Он считался реализацией Будды Амитабхи и жил в Уддияне. В Тибете он почитался наравне с Буддой и имел с ним много общего:

  • был урождённым принцем;
  • покинул дворец;
  • медитировал в уединённых уголках природы.

Во время медитаций дакини и посвятили его в тайные тантрические знания, в результате чего он обрёл магические способности.

Они превзошли умения шаманов, и Падмасамбхаве удалось укротить демонов и злых духов Тибета и превратить их в дхармапал, защитников учения.

Окончательная победа

Китайские проповедники буддизма – хэшаны, тоже не сидели сложа руки. Но со временем новообращённые тибетцы стали замечать расхождения в их проповедях и в учении, которое передавал им Шантаракшита.

Им хотелось узнать, какое же учение истинное. К тому времени Шантаракшиты уже не было в живых, но его место занял Камалашила, его ученик и преемник.

Истина, как известно, рождается в спорах, а индийцы с давних пор любили дискутировать по важным вопросам. Вот и в этот раз был организован диспут между Камалашилой, представлявшим Индию, и представителем Китая Хэшаном Махаяной.

во дворе храма

Он прошёл в центре Тибета, в вышеупомянутом Самье, и предметом его было, как же правильно достигнуть состояния буддовости. Доводы Камалашилы были более весомыми, он победил.

В результате этого философия китайского буддизма была запрещена в Тибете, а местное буддийское учение стало развиваться по классическим индийским канонам.

Дальнейшее развитие учения

В IX-X веках по ряду политических причин буддизм в Тибете находился в упадке, а с XI столетия начинается его повторное возрождение. Теперь он уже не является религией аристократов, а быстро распространяется и усваивается в народе в форме Махаяны и Ваджраяны.

Поспособствовал этому монах Атиша, который основал школу Кадам-па. Она работала в следующих направлениях:

  • возрождение монастырской дисциплины – винаи;
  • введение в неё тантрической практики;
  • разработка системы образования в монастырях;
  • переводы классических буддийских текстов на тибетский язык.

В XV столетии школа слилась с родственной по духу школой Гелуг-па и практически перестала существовать.

в тибете

Ещё одну школу создал йогин Марпа. Она называлась Кагью-па. Основной упор в ней делался на прямую передачу йогических практик от учителя к ученику, что и отражалось в её названии – «Школа преемственности».

У Марпы был любимый ученик, Миларепа, который практиковал йогу внутреннего тепла – туммо. Также он был одарённым поэтом, и многие образованные тибетцы и монголы знали его стихи наизусть. Йога туммо и сейчас популярна в Тибете.

Со временем Кагью-па разделилась, и одно из её направлений стало называться Карма-кагью. Её духовный лидер — это Кармапа (в наше время Кармапа XVII). По важности он стоит третьим после Далай-ламы и Панчен-ламы.

С этим направлением связан поиск новорожденных мальчиков, которые считаются переродившимися буддийскими святыми или мудрецами. Традиция носит название «тулку». С ней теперь прочно связана школа Гелуг-па.

В XII столетии была создана школа Сакья-па. Благодаря ей возник титул Далай-лама. Школа прославилась тем, что приложила много усилий к созданию единого теократического государства в Тибете.

Школа Ньингма-па оформилась позже других, хотя фактически она исповедовала буддизм времён Падмасамбхавы, то есть её адепты являлись «староверами» и почитали  Падмасамбхаву как дорогого учителя – гуру Римпоче.

в монастыре

Ньингмапинцы предпочитали практику затворничества, по одному или в малых группах. У них почти не было монастырей, и практиковали они дзог-чэн – раскрытие своей изначальной сущности будды путём созерцания.

В средние века улучшилась работа переводчиков, которые очень точно переводили тексты с санскрита. В результате образовались Ганджур – перевод буддийского учения, и Танджур – сборник комментариев к нему, философских трактатов, материалов по математике, медицине, литературе и т. д.

Расцвет буддийской культуры связан с реформатором Цзонкхапой, который основал школу Гелуг-па. Основными его целями было гармонизировать философию учения с занятиями йогой и укреплением дисциплины среди монахов, что и было успешно сделано.

В XVII веке благодаря этой школе буддизм распространился в Монголию. Вскоре в Тибете и Монголии благодаря традиции тулку воплотилось большинство самых уважаемых буддийских святых и выдающихся проповедников буддизма.

В традиции тулку гелугпинцы нашли выход для получения государственной власти, так как наследовать её было нельзя, выборность там тоже отсутствовала, кроме того, духовные лица соблюдали целибат. 

Заключение

Вторжение Китая в Тибет в середине XX века закончил историю традиционного Тибета, и началась история тибетской диаспоры в изгнании.

Друзья, на этом прощаемся с вами. Рекомендуйте эту статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.