Шаманизм в Туве — уникальная религия республики

Подготовка к камланию

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы рассмотрим древнее и очень интересное явление – шаманизм в Туве. Предки тувинцев – среднеазиатские тюрки. Их первым верованием было шаманство. 

В XIII веке на территорию нынешней Тувы проник буддизм. Но шаманство не исчезло. Пятью веками позже оба эти верования были объявлены государственной религией. 

Бо̒льшая часть населения исповедует обе религии. Они тесно переплелись и оказывают друг на друга взаимное влияние и по сей день. Для буддиста в Туве известной практикой является получение лечения и помощи в предотвращении жизненных невзгод у шаманов.

Содержание:
Как их называют?
Истоки веры и её развитие
Шаманская болезнь
Роль шаманов в жизни тувинцев
Как происходит действо
Шаманская иерархия
Заключение

Как их называют?

Тувинцы называют шамана словом «хам». У некоторых других сибирских народностей тюркского происхождения оно видоизменилось на «кам». Соответственно, действие – шаманить, образованное от этого корня, звучит как «камлать». 

А само слово «шаман» пришло из тунгусского языка. В нём оно произносится как «саман». Значение слова может переводиться как «тот, кто любит знания» или «танцующий, совершающий движения человек».

обряд

В русском языке оно присутствует со второй половины XVIII века. А добавили слово «шаман» в общепринятую научную лексику наши путешественники и учёные, которые исследовали быт сибирских народов. Затем оно стало общеупотребительным и в мировой литературе.

Истоки веры и её развитие

История гласит, что прародитель тувинского шаманства – это тенгрианство. Тенгрианством называют самые древние мифологические представления среднеазиатских народов. Тюрки, как анимисты, верили в бога Тенгри, который был Небом, но, в то же время, и обитал там. По-тувински Тенгри – это Дээр.

Мужское духовное начало Дээра повелевало людьми и целыми народами и странами, и ещё представляло собой сонм богов. Боги занимали каждый свою ступень в небесной иерархии и имели как положительные, так и отрицательные характеристики. Всё зависело от того, над чем они властвовали.

древняя вера

Тувинцы выражали многогранность сущности Тенгри числами, при этом наибольшую значимость имела девятка и все производные от неё числа. С древности народ Тувы полагал, что его благоденствие зависит от Девяти Небес, что по-тувински звучит Тос Дээр. Универсум рассматривали как три мира:

  • небесный, которым управляет Курбусту-хан,
  • земной, где имена покровителей Отец-Луна и Мать-Солнце.
  • нижний, где властвует Эрлик Ловун-хан и злые духи.

После смерти человека и захоронения его тела, душа обретала новое воплощение. При этом в нижнем мире смертными считались три греха:

  • самоубийство,
  • убийство отца и матери,
  • причинение вреда природе.

природа

Вплоть до начала XX столетия в Туве проводились групповые моления, в которых предметом почитания являлись горы. Духам гор посвящали домашних животных, для чего отличали их от других особым знаком, носившим общее название «ыдык». Это могла быть косичка в гриве коня или ошейник с цветными ленточками у оленя.

Особо чтили Солнце, как дающее тепло, свет, энергию и рождающее ветер. Считалось, что в земном мире живёт множество духов-хранителей. Общаться с ними получалось только у некоторых людей – шаманов. Поэтому остальные жители доверяли им осуществлять эту духовную связь.

С приходом революции на шаманизм, равно как и на другие религии, начались гонения. Но тувинский народ пронёс свою веру сквозь время и лишения до наших дней. Её не удалось искоренить, потому что никаких организаций она не имела, а просто передавалась из поколения в поколение в виде народных традиций, которые после 90-х годов XX века стали снова возобновляться в этих местах. 

Как и раньше, возле гор совершают обряды и сооружают кучи из камней под названием «оваа» на обочинах дорог и горных перевалах, чтобы умилостивить духов-хозяев. Так же почитаются и важные природные места, которые значимы для шаманов при проведении обрядов, например, сросшиеся деревья или одно дерево, которое имеет два ствола. 

ритуальная куча камней

У тувинцев принято тщательно оберегать истоки ручьёв. Лечебные ручьи, с водой минерального или радонового состава называются аржаанами. Полагают, что они могут излечить не только на физическом, но и на духовном уровне.

 Местность вокруг аржаана неприкосновенна. Здесь нельзя:  

  • выпасать скот, 
  • косить ему траву,
  • обламывать ветки деревьев,
  • обрывать листву, 
  • приближаться к истоку,
  • загрязнять его. 

Даже просто переступить ручей – недопустимо. Каждое лето шаман проводит обряд поклонения и открытия источника.

источник в Туве

У адептов шаманизма на первом месте по-прежнему культ предков. Похороны сопровождаются специальными погребальными обрядами. В честь предков делаются жертвоприношения.

Шаманисты культивируют особенную, уважительную атмосферу в семье. Они чтят не только своих родителей, но и место, где те родились, а детей воспитывают на личном примере и стараются их не наказывать. Такое же тёплое отношение проявляют они к растительному и животному миру, так как их создал Дээр. 

Считается, что в Туве шаманизм сохранился, практически, в первозданном виде, так как она, благодаря географическому положению, изолирована горными хребтами от соседей и их влияния. Кроме того, здесь находится центр Азии, а это имеет для тувинцев сакральное значение.

Шаманская болезнь

Как же становятся шаманами? Существует такое понятие как «шаманская болезнь». У неё, как и у других болезней, есть определённые симптомы. Они показывают, что у данного человека есть способности заниматься этим делом. 

камлание

Но заразиться ею нельзя. Проявится болезнь только в том, в кого вселится дух. Он-то и будет насылать болезненные симптомы, вынуждая человека реализовать своё призвание. 

Дух принимает решение о том, кому подходит это занятие. Обычному человеку невозможно стать шаманом просто потому, что он так хочет. Так гласят поверья тувинцев. 

Чаще всего тувинские шаманы передают свои способности в пределах своего рода. Линия преемственности не обязательно продолжится через их детей, дар может унаследовать кто-то из будущих родственников. Занятие это не из лёгких, поэтому родители не особо радуются, когда замечают первые признаки шаманской болезни у своего ребёнка.

Духи начинают одолевать избранного, избежать этого призвания невозможно. Если избранник не прислушается к ним, не начнёт перенимать азы шаманской практики, может на всю жизнь остаться глупым, больным.

бубен

Так как не все люди с предначертанием понимают сразу, что с ними происходит, то духи делают их жизнь дискомфортной, подталкивая к скорейшему принятию решения стать шаманом. Это может быть:

  • болезненность неопределяемой природы;
  • иллюзорные слуховые ощущения;
  • мнимые зрительные образы;
  • лунатизм;
  • потеря аппетита.

Если же человек откладывает принятие решения, могут последовать и более суровые наказания:

  • беспрерывная головная боль;
  • судороги;
  • проблемы с кожей;
  • впадение в летаргический сон.

Избранник может болеть годами, медицина в этом случае бессильна. Но как только он прислушается к предупреждениям, все симптомы сразу станут менее мучительными и постепенно уйдут, по мере продвижения человека по стезе своего предназначения. Это касается и мужчин, и женщин.

тувинский кам

Роль шаманов в жизни тувинцев

Как было сказано, шаман служит посредником между своими земляками и потусторонними силами. Эта практика распространена в Туве повсеместно и существует с древних времён. Конечно, рассказать в двух словах о том, что входит в компетенцию шамана, невозможно. 

Круг его умений очень широк и разнообразен. В общем, это все дела, в ход которых могло вмешаться нечто сверхъестественное. Хам и служит своим землякам, и является их духовным лидером, поэтому его социальную роль в жизни соотечественников трудно переоценить.

Попробуем перечислить его главные функции:

  • излечение; 
  • привлечение здоровья, благополучия, удачи;
  • охрана соотечественников при жизни;
  • проводы их в мир иной после смерти;
  • гарантирование успешной охоты и рыбалки, плодородия и хороших погодных условий;
  • отведение опасностей и бед, стихийных бедствий;
  • успешный поиск исчезнувших людей, имущества и скотины;
  • установление контакта с душами мёртвых;
  • извещение живых родственников о том, что они им передали;
  • в очень редких случаях – предсказание предстоящих событий;
  • установление настоящей причины какой-либо беды, устранение её или совет, как этого добиться самому;
  • благословение дома и его жильцов по праздникам, например в Новый Год – Шага.

Ритуал шаманский
Обряд Сан Салыр Шагаа

Как происходит действо

Среди многообразия причин, приводящих к различным несчастьям, только шаману, с его сверхъестественными способностями и таинственными ритуалами, под силу обнаружить ту, которая является истинной и дать рекомендации для избавления от некомфортной ситуации.

Шаманы полагают, что болезнь возникает, например, из-за неправильного выбора своего местожительства духом, который просто-напросто заблудился. Поэтому бороться нужно с причиной – духом, а не следствием его неправильных действий – болезнью. Последнюю можно

  • заработать по наследству; 
  • приобрести в результате порчи, сглаза
  • или потеряв защиту своего духа-хранителя.

Для получения положительного результата шаману необходимо войти в транс, то есть в изменённое состояние сознания. Пребывая в нём, он легко находит «виновника» и устраняет его. Как это делается? 

  1. Прежде всего он может извлечь духовную сущность из больного человека и поместить её в другое место. Чаще всего это вылепленная из теста кукла, приготовленная заранее. 
  2. В случае сглаза или порчи он возвращает пострадавшему часть утраченной души. 
  3. Третий способ заключается в проведении ритуала, способствующего укреплению невидимой связи заболевшего с его духом-защитником и силы последнего.

Шаманит хам почти всегда одинаково, с некоторыми вариациями. Он одевается в затейливый костюм, берёт свою колотушку и бьёт в бубен, пытаясь достучаться до духов, чтобы «поговорить» с ними.

обряд

Бубен переносит хама в потусторонний мир, а затем назад. Шаман, прикрыв глаза, исступлённо исполняет ритуальный танец, черты его лица в этот момент могут быть искажены устрашающей гримасой. Постепенно удары учащаются, это показывает скорость передвижения в загробном мире, их звук становится громким и ритмичным – начинается «разговор».

После его завершения, хам часто падает обессиленный, ему нужно прийти в чувство и восстановиться. Приободрившись, он делится со зрителями тем, что же сказали ему духи. И советует, как поступить в данной ситуации.

Вообще, атрибуты очень важны при камлании.  Оно не обходится без выкуривания трубки с табаком. Дым помогает хаму попасть в загробный мир. Бубен ассоциируется у шамана с конём. Он подносит трубку и ему, чтобы «конь» прикурил и оживился.

Костюм хама напоминает то ли зверя, то ли птицу. Плечи и рукава снабжены металлическими полосками – костями. Низ плаща выполнен в форме птичьего хвоста.

шаманский костюм

Пластинки на спине свободно свисают и тоже напоминают перья. Плащ шит из оленьей или лосиной шкуры. А на обуви и рукавицах зверь вышит, или пришит его металлический силуэт. 

Раньше на шапке или задней части плаща имелись еще пришитые рога оленя или лося, теперь есть лишь их металлическая имитация. А с шапки свисают ленты, закрывающие две трети лица. Душа и жизнь шамана находятся в неразрывной связи с его бубном и костюмом.

Хотя камлание можно проводить круглосуточно, тувинские шаманы считают лучшим временем вечернее и ночное.

Шаманская иерархия

Несмотря на то, что древняя вера считает, что шаманом стать нельзя, пока тебя не выберут, жизнь вносит свои коррективы в шаманские постулаты. Сейчас в Туве около трёхсот шаманов, и пятая часть из них учится в австрийских и американских шаманских центрах. 

Для обучения этому занятию в республике сейчас нет ни единого препятствия, им может стать буквально каждый. Всеми шаманами  в Туве раньше руководил главный шаман, а теперь – Верховный.

лидер шаманов
Верховный Шаман Тувы Кара-Оол Тюлюшевич Допчун-Оол

Каждый десятый шаман живёт в Кызыле. В иерархии хамов есть пять ступеней. Они делятся на светлых и тёмных, каждая группа занимается своим предназначением. 

Представители этой профессии имеются и в преподавательском составе средних и высших учебных заведений – они наравне с адептами других религий проводят лекции для учащихся и студентов.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Туве и буддийское учение, и шаманизм находятся на подъёме. Лидеры обоих течений испытывают неподдельную гордость по поводу уникальности местной веры.

Вместе с местными политиками и представителями тувинской интеллигенции они утверждают, что именно эта вера будет способствовать процветанию тувинцев в будущем.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.