Что такое Трипитака — знакомство с буддийским писанием

трипитака

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Последователи разных религий всегда стремились письменно зафиксировать суть своего религиозного учения. У всех на слуху христианская Библия или мусульманский Коран, а вот названия Типи́така (на пали) или Трипи́така (на санскрите), что одно и то же, менее известны.

Мы уже рассказывали вам про священные писания в буддизме, а в этой статье постараемся более глубоко рассмотреть, что такое Трипитака, какого рода информация содержится в этом буддийском каноническом сборнике, из скольких частей он состоит, когда был создан и как изменялся с течением времени.

Содержание:
Как появилось название сборника и что оно означает
Первый собор
Исторические реалии
Варианты священного издания
В поисках истины
Заключение

Как появилось название сборника и что оно означает

Название сборника указывает на то, что он состоит из трёх разделов. Оригинальность названия связана с тем, что в Индии тех времён основой для записей служили листья пальмы, которые складывали в корзины. Из определения понятно, что учение состоит из трёх корзин – пи́так. В переводе это так и звучит: «Три корзины».

Он был литературно оформлен в I веке до нашей эры, включив в себя все известные проповеди Будды, которые до этого момента запоминалась и сообщались друг другу устно его учениками.

Таким образом возник религиозный Канон.

писание

Первый собор

По легенде, после ухода Будды в паринирвану, его последователи пришли на собор – монашеское собрание. Лучшие его ученики Махакашьяпа, Махамаудгальяяна, Ананда рассказали по памяти всё, что узнали от Будды за время общения с ним:

  • порядок формирования буддистской общины, 
  • правила приёма туда, 
  • моральные принципы поведения в сообществе монахов,
  • их дисциплинарный кодекс,
  • система взаимоотношений с мирянами 

И все это вошло в Виная-питаку. Она состоит из пяти книг и расписывает монашескую жизнь в мельчайших подробностях.

монашеская жизнь

Наставления и напутствия Учителя вошли в Сутта-питаку – следующий раздел Трипитаки, где 5 никай –  сборников, представляют учение Просветлённого в виде:

  • диалогов,
  • притч, 
  • афоризмов,
  • поэтических произведений,
  • комментариев, 

Авторство их принадлежит как самому Будде, так и его самым близким последователям. 

Третья же питака – Абхидхарма, включает в себя 7 книг, где даётся философское обоснование основных постулатов буддийского учения. Такова структура этого сборника.

трипитака на листе

Исторические реалии

На самом деле палийский вариант священной книги  Типитаки, самый её ранний образец, составлялся несколько веков и был литературно оформлен больше чем через три столетия после смерти Будды. Произошло это на острове Ланка  примерно в 80 г. до нашей эры. Отождествление палийского Канона с вероучением буддистов с научной точки зрения некорректно.

Первые буддийские сутры записывались на пали, потому что он являлся одним из пракритов – языков, являющихся переходными от древнего санскрита к поздним индийским диалектам. Пали имел такой же фонетический и грамматический строй, как и язык древней страны Магадхи. 

Более поздние сутры стали писать уже на санскрите как тхеравадины, так и махаянцы. Будда не одобрял этого, он хотел, чтобы адепты учения овладевали им на своём родном языке. Но бурное развитие новых индийских языков сделало невозможным иметь Канон в переводе на все из них.

монах читает писание

Более простым путём явилось написание текстов на классическом литературном санскрите, понятном каждому образованному индийцу. Авторы произведений, относящихся к буддизму, в большинстве своём вышли из семей брахманов, и для них санскрит был родным с раннего детства.

Однако Трипитаке на санскрите не суждено было дожить до современности, так как Магадха и Бенгалия, последние индийские места, где к XIII веку ещё исповедовали буддизм, были завоёваны мусульманами. Буддийские монастыри и их библиотеки повсеместно сжигались.  

До наших дней дошло небольшое количество сутр на санскрите, некоторые из них сохранились только частично. Но энтузиасты продолжали находить оригиналы текстов даже в прошлом веке, в частности, в тибетских монастырях. Из последних находок можно отметить текст «Абхидхармакоша», написанный великим индийским мыслителем и одним из основателей буддийской школы Йогачара Васубандху.

Варианты священного издания

Как известно, есть три издания Трипитаки. Первое – это вышеупомянутый Палийский Канон. Эта книга священна для последователей тхеравады – старейшей буддийской ветви. 

  • Камбоджа,
  • Лаос,
  • Шри-Ланка, 
  • Таиланд,
  • Бирма 

Все это — страны, где живёт большинство тхеравадинов. 

В Махаяне существуют китайская и тибетская Трипитаки. Китайская Трипитака сформировалась в VII веке, а тибетская – в XII-XIII столетиях. Китайцы, корейцы, японцы и вьетнамцы отдают предпочтение первой из них, а буддисты России, монголы, жители Тибета пользуются тибетским вариантом сборника.

сборник священных писаний

Если говорить кратко, у обоих изданий много общего, а различия заключаются в том, что в китайской Трипитаке меньше тантрического содержимого, но есть махаянские сочинения более раннего периода. В тибетской же версии больше философских трактатов преимущественно тибетских же авторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что создание тхеравадинской Трипитаки завершило период развития буддизма, который считается доканоническим. Это произошло в 80 году до нашей эры. Первые документы махаянского ответвления в буддизме датируются приблизительно этим же периодом.

В поисках истины

Буддистов всегда волновал вопрос, какая версия учения более правильная. В конце XIX столетия в Мьянме созвали на собор примерно две с половиной тысячи монахов. Члены сообщества сверяли сутры, а также версии переводов, в результате чего была выработана единая Трипитака.

Восстановленный текст высекли на мраморных дощечках. Всего их было 729, и каждая была помещена в маленький храм с острым навершием. Этот комплекс получил название Куто-до Пайя. Место хранения Канона знаменито во всём мире и почитается буддистами всех направлений.

Храм буддийский
Куто-до Пайя Храм

Буддисты нашей страны могут изучать Канон на русском языке.

Заключение

По разнообразным редакциям Трипитаки можно судить с достоверностью о том, как развивался буддизм в разных регионах в ходе истории.

Если статья была вам полезна, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи о буддизме себе на почту!

Всего вам доброго, друзья!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.