Учитель в буддизме — какова его роль

у храма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

У многих слово «учитель» ассоциируется со школьной скамьей, первым сентября и уроками. Однако даже во взрослой жизни мы сталкиваемся с людьми, которые становятся нашими учителями. Не исключением является и буддийская философия – учитель в буддизме играет огромную роль на пути дхармы.

Предлагаем вам узнать, кто это – буддийский учитель, как строятся отношения между ним и учениками, в чем их особенность. Сегодняшняя статья ответит на эти вопросы и расскажет, кто такой учитель в двух направлениях буддизма: в тибетской ветке и дзен.

Содержание:
Кто такой учитель в буддизме
Учитель в буддизме Тибета
Учитель в дзен-буддизме
Заключение

Кто такой учитель в буддизме

Есть прекрасная аллегория, в которой каждый человек в этом мире представляется затерявшимся в лесу ребенком. Малыш блуждает по лесу, не зная, как выбраться, постоянно спотыкаясь, пребывая в страхе. Помочь ему может только взрослый, который знает этот лес и может подсказать ребенку дорогу.

заблудился

Согласно буддийской философии, так же происходит и в жизни: мы постоянно блуждаем в череде перерождений, сталкиваемся с трудностями, привязанностями, пребываем в неведении и желаем выбраться на истинный путь, высвободиться. В этом нелегком деле может помочь учитель, или, как он называется на санскрите, гуру. Именно он знает, как выбраться из круга сансары и вступить на правильную тропу.

Будда говорил, что все достигшие пробуждения следовали пути, который подсказывал им духовный наставник – учитель. В буддизме все началось с самого Будды Шакьямуни – он не является богом, он был обычным человеком, который смог пробудиться. И, постигнув истину, он стал передавать ее своим приближенным, став Великим Учителем.

Мы все – потенциальные ученики, затерянные в сансаре с ее проблемами. Проблемы могут обыденными: конфликты с родственниками, трудности на работе, личностные кризисы. Мы хотим освободиться от них, но не знаем как.

Истинный учитель видит, какой яд омрачает нашу жизнь и отравляет разум. Он знает, как помочь, и ведет за собой – к свету и познанию.

Идеальным наставником с точки зрения буддийского учения является бодхисаттва – человек, который достиг просветления, но отказался от нирваны ради того, чтобы нести дхарму людям, указывать им правильную дорогу.

около храма

Однако учитель необязательно должен быть просветленным. Но при этом он должен раз и навсегда избрать этот путь, дав соответствующие обеты. Наставник должен быть примером для подражания для своих учеников, от него требуется владение всеми качествами, которые мечтают обрести последователи.

Наставник может быть:

  • монахом;
  • мирянином;
  • практикующим йогином.

Хотя гуру может и не быть монахом, ученики не должны сомневаться в его истинности. Учитель дает наставления, учит практикам, медитациям, передает многовековые традиции буддийского учения. Но, кроме этого, он должен также быть примером в остальных сферах жизни: в общении со слабыми, больными, в конфликтных ситуациях, в вопросах политики, благотворительной деятельности.

Главное – наставник сам должен жить так, как учит своих учеников. При этом он должен быть терпимым, неустанно работая с подопечными и оправдывая их доверие. Любовь ко всему живому, верность традиции, постоянные практики, внутренняя доброта, огромная мудрость и терпение, честность, милосердие – такие качества должны быть присущи настоящему учителю.

гелуг

В трех главных направлениях буддийской мысли по-разному относятся к роли учителя, но все они сходятся в одном – что эта роль огромна:

  • в тхераваде учитель — это попутчик, который обладает опытом;
  • махаяна рассматривает его как проводника на тропе Будды;
  • ваджраяна, в том числе тибетский буддизм, считают его символом дхармы и просветления.

Предлагаем рассмотреть роль гуру с точки зрения тибетского буддизма, а также направления дзен.

Учитель в буддизме Тибета

Учитель в тибетском буддизме по-другому именуется «ламой». Его задача – выявить способности подопечного, найти подход и обучить практике, помочь верно истолковать все тонкости.

По словам нынешнего Кармапы Тринле Тхайе Дордже – лидера школы Карма-кагью тибетского буддизма – учитель должен иметь истинное чувство сопереживания и глубинные познания в области учения Будды.

Лама должен быть полон терпения, энтузиазма и готовности помогать ученику, который, возможно, не усвоит все сказанное с первого раза. Его задача – увидеть в каждом внутреннее просветление, ведь он сам становится для ученика символом пробужденного состояния.

тибетский буддизм
Его святейшество Тринле Тхайе Дордже (род. 06.05.1983). Семнадцатый Кармапа линии Карма Кагью

Ученик, в свою очередь, должен быть полностью уверен в подлинности знаний своего наставника. Отношения между учителем и учеником должны быть уважительными, близкими, доверительными. Лучшим показателем хороших практик является внутреннее чувство все нарастающей благодарности обучающегося.

По представлениям тибетского буддизма лама должен обладать определенными качествами:

  • совершать высоконравственные поступки;
  • умение концентрировать ум;
  • обладание мудростью;
  • обладание буддийским знанием;
  • большое желание обучать;
  • знание священных текстов;
  • способность красноречиво изъясняться;
  • постижение истины;
  • милосердие;
  • терпимость.

лама
Лама Сопа (Тхубтен Сопа Ринпоче, род. 01.1946). Наставник тибетского буддизма гелуг

Слово «лама», помимо привычного значения «гуру», может быть указателем уважаемого титула: Далай-лама и Панчен-лама в Тибете, Хамбо-лама или Камбо-лама на бурятской, тувинской, алтайской части нашей страны. Но при этом они являются в первую очередь великими учителями, которые принесли знание тысячам буддистов тибетского толка.

Действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо наставлял: если буддисту не удастся найти учителя, в подлинности которого он не будет сомневаться, стоит обратиться к сутрам и учиться у них.

Учитель в дзен-буддизме

В направлении дзен учителю отводится, пожалуй, самая большая роль во время практик, по сравнению с другими школами буддизма. Все дело в том, что в течении дзен нет священных писаний вроде сутр, у которых можно поучиться, как это завещал Далай-лама в тибетском буддизме.

дзен
Кобун Чина Отогава (01.02.1938-26.07.2002). Учитель дзен-буддизма Sōtō, наставник Стива Джобса

Главное правило дзен и состоит в том, что истину нельзя выразить в тексте – учение должно передаваться от одного сердца к другому, то есть от наставника к ученику. Книги вообще у дзен-буддистов не в почете. Чтобы доказать неэффективность метода поиска знаний через писания, некоторые гуру специально сжигали книги.

Один из главных принципов дзен состоит в том, что истинную мудрость можно передать только посредством общения учителя и ученика, первый из которых обладает знанием, а второй желает его принять.

Из-за того что нет текстов, где трактуются основы учения, знания должны передаваться устно. Во избежание неправильного понимания техники практик и способов познания собственной природы практикующему следует постоянно обращаться к помощи учителя.

В дзен практикуются медитации, не направленные на какой-либо объект, а также коаны – короткие вопросы в виде диалога, эдакие загадки, ломающие логику. Разгадать их невозможно без участия наставника, особенно в начале пути.

дзен картинка

При этом отношения «учитель-ученик» в дзен отличаются от общепринятых. Наставник не является непререкаемым авторитетом, а лишь становится помощником, проводником к цели. А, к примеру, в главных японских школах дзен – сото-сю и риндзай – гуру и подопечный держатся на определенном расстоянии друг от друга, потому что в Японии в принципе не проявляют близость и излишнюю открытость к людям, если это не родственники или друзья.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной, и вы узнали сегодня что-то новое. Пусть стремление к знаниям никогда не покидает вас.

Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе. До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.