История Китая — с III до середины XX века. Часть 2

пейзаж

Здравствуйте, уважаемые читатели! История Китая – это нескончаемая увлекательная тема, и сегодня мы продолжим рассказ о ней. В первой части вы ознакомились с её архаическим и древним периодами. Теперь вам предстоит узнать, каков был традиционный Китай в средние века.

Содержание:
III — X века
X — XX века
Заключение

III — X века

С начала III и почти до конца VI века в стране наблюдается политическая раздробленность. Этот период включает:

  • борьбу между династиями Вэй, Шу и У (Троецарствие, 220-280-е гг.) и объединение Поднебесной династией Западная Цинь; уничтожение её гуннами и разделение Китая на Север и Юг;
  • эпоху пяти северных (Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу), и шести южных (Западная Цзинь, Восточная Цзинь, Сун, Ци, Лян, Чжэн) династий.

Об эпохе Троецарствия через тысячу лет Ло Гуаньчжуном, китайским писателем XIV века, был написан большой литературный роман, основой которого послужило множество преданий о тех временах.

план
Карта эпохи Троецарствия

В этот и последующий периоды в стране царил упадок, торговля существовала в виде обмена зерном и тканями. Население сократилось почти в пять раз за счёт убитых в войнах, умерших от голода и покинувших страну в поисках лучшей доли.

Интересно, что военные не пользовались большим уважением в обществе, в то время как образованные и аристократичные конфуцианцы, которые в совершенстве владели искусством этикета, являлись знатоками истории и поэзии, были в большом почёте. 

В период IV-VI вв. кочевники-гунны, искавшие плодородные земли для прокорма скота, захватили Северный Китай, многие китайцы бежали на юг. Богатый опыт земледелия беглецов, помноженный на южные плодородные земли, а также следование ханьским традициям привели к формированию утончённой культуры в этих местах. На Севере же процветало варварство, нивелирование ценности человеческой жизни, не свойственное китайцам. 

В то же время вожди кочевников пытались перенять китайские принципы управления и китайскую культуру для укрепления своей власти, овладевали местным языком. Со временем — не без помощи конфуцианства — упомянутые отрицательные моменты в обществе были погашены.

Пришедший в этот период в страну буддизм аристократы восприняли вначале с некоторым скептицизмом, так как конфуцианцам было непонятно, как мир может быть порождением воображения. С негативом воспринималось отрешение от плотской любви монахами, отрицание понятия греха и возмездия за него в классическом понимании. Изображения Будды, по мнению аристократов, были непривычными, даже некрасивыми, а его одеяния с обнажённым плечом – нескромными.

Цзинь

Простым же людям буддизм, напротив, казался привлекательным: ведь притеснителям грозит низшее положение в следующей жизни, а притесняемые, следуя в течение жизни буддийским принципам, займут более высокое положение и будут благоденствовать.

Ближе к концу VI века различия между Севером и Югом стираются. Под угрозой вторжения Тюркского каганата государство объединяется, управляемое династией Суй. Объединение способствовало огромному подъёму в сфере политической и культурной жизни. 

Ян Цзянь, правивший во 2-й половине VI века, способствовал развитию буддизма, даосизма, но в управлении руководствовался исключительно конфуцианскими традициями. Он составил новый свод законов, который просуществовал много столетий. Его пришедшим к власти сыном Ян Гуаном в VII веке было начато строительство Великого императорского канала, который соединил Янцзы и Хуанхэ и протянулся более чем  на километр.

правитель
Ян Гуан (569-618) — второй император династии Суй.

В это же время на политическую арену выходит император Ли Юань. Он основывает династию Тан и проводит ряд реформ по оптимизации системы налогообложения. Его сын Тай-цзун продолжает династию и прославляется как образцовый государь. Он:

  • реформирует местную власть, 
  • борется с коррупцией, 
  • укрепляет и расширяет территорию страны.

X — XX века

После смерти имератора Тай-цзуна Китай остаётся высокоразвитой средневековой державой с сильной экономикой и армией, с культурой на подъёме и эффективным государственным управлением. И всё же со временем Танская империя пала в результате крестьянских мятежей. В X веке наступил так называемый «период пяти династий и десяти царств» — двух на севере и восьми на юге.

Во время него военные, нелюбимые местным населением, почувствовали себя полновластными хозяевами в стране. Один из них, Чжао Ку-аньинь (Тайцзу), становится императором и основывает династию Сун, которая просуществовала до конца XIII века. Он канонизирует Конфуция, строит в честь него храмы и одаривает почестями его потомков.

военачальник
Чжао Куанъинь (927-976 гг.), Тай-Цзу — китайский император. Основатель династии Сун. Проявил себя как мудрый реформатор.

Сунское время известно такими событиями:

  • появились первые бумажные деньги — банкноты,
  • расцвела торговля, 
  • средний класс приобрёл заметное влияние,
  • изобрели порох, магнитный компас, водяные часы и ксилографию,
  • основали Академию живописи,
  • развились литературные жанры.

Давление налогов и ростовщиков способствует разорению крестьян, опять начинаются их массовые выступления. Разными слоями общества предлагается ряд реформ, чтобы решить сложившуюся ситуацию. Нововведения способствуют экономическому и культурному подъёму.

В XII столетии северную часть страны захватывают племена чжурчжэни, образовавшие государство под названием Цзинь. Потомку императора удалось бежать и на юге страны основать Южную Сун. Надо заметить, китайцы отличались от других народов тем, что всегда стремились к компромиссу, чтобы сохранить свою культуру и гармоничную жизнь. 

Удалось им гармонизировать отношения с этими племенами путём регулярной уплаты дани шёлком и серебром. А когда в начале XIII века Чингисхан начинает свои завоевания, Сун вступает в союз с монголами и добивается уничтожения Цзинь. Но вскоре монгольские войска полностью захватывают Китай, и к 1280 году он входит в состав Монгольской империи.

хан
Монгольская династия Юань. Китай

Внук Чингисхана, каган Хубилай основывает династию Юань и умело управляет Поднебесной. При этой династии:

  • возрождается Шёлковый путь,
  • приобретает столичный статус будущий Пекин,
  • продлевается Великий канал и строится скоростная дорожная сеть,
  • появляются сине-белые керамические изделия,
  • зарождается театр и Пекинская опера,
  • строятся школы и другие учебные заведения,
  • смягчается Уголовный кодекс,
  • бюрократия заменяется системой советов,
  • вводится самоуправление в деревне.

Во второй половине XIV века Юань приходит в упадок, и монголы покидают Поднебесную, преследуемые крестьянскими войсками — восстание Красных повязок. Лидер мятежников Чжу Юаньчжан (Тай Цзу) создаёт династию Мин и становится императором.

Он сосредоточивает всю власть в своих руках, не доверяя чиновникам. Тай Цзу упорядочивает сбор налогов и отбывание повинностей. Созданная им система просуществовала до конца императорского правления с незначительными изменениями.

император
Чжу Юаньчжан (23.10.1328 — 24.06.1398) — китайский император, основатель династии Мин.

После смерти Чжу Юаньчжана император Юн Лэ реконструирует и застраивает Пекин. Многие из его преобразований дошли до наших дней, в частности, дворцовый  императорский комплекс Гугун. Развивается строение кораблей, декоративно-прикладное искусство, создается постоянная армия.

Конец династии Мин положили завоевавшие Китай маньчжуры. Период XVII-XVIII веков проходит под их господством, правит Цинская династия. Кочевники больше не нападают на Китай, так как Тайвань и Корея захвачены маньчжурами перед этим. Уже в период правления в Поднебесной ими завоёвываются:

  • Монголия,
  • Тибет,
  • Вьетнам,
  • Бирма,
  • Непал,
  • Сиам.

Население всё это время боролось против иноземных правителей. Вначале это были вооружённые восстания, а затем борьба принимает тайный характер. Тайные общества, среди которых «Белый Лотос», «Триады», «Общество старшего брата», ведут пропагандистскую работу.

В этот же период Россия пытается установить отношения с Китаем. Вначале посылаются экспедиции казаков, потом посольства. Но не все из них были приняты из-за несоблюдения подобающего церемониала. 

Дружественные отношения не удаётся установить из-за притязаний обеих сторон на Приамурье, из-за которого чуть не разгорелась война. По Нерченскому договору Россия его потеряла, а Кяхтинский договор закрепил владение сторон теми территориями, которые были у них в пользовании на тот момент. С начала XVIII века в Пекине начинает работу православная миссия.

Другие иностранцы тоже не оставляли попыток проникнуть в Поднебесную и установить с ней торговые отношения. Первыми были португальцы, затем испанцы и голландцы с англичанами. С середины XIX века была использована торговля опиумом, чтобы повлиять на китайское правительство, которое всячески препятствовало развитию торговых отношений с иностранцами, и экспорт намного превышал импорт.

первая
Опиумная война. Китай

К опиуму пристрастилось большинство населения, он ввозился нелегально, и ввоз стал достигать сорока тысяч ящиков в год. Правитель Даогуан решил положить этому конец, и началась опиумная война, которая была проиграна Поднебесной. Это дало возможность Англии, а за ней и Франции с США, навязать Китаю неравноправные условия торговли.

Страна начала испытывать экономические трудности, маньчжурская династия клонилась к упадку, и начали опять вспыхивать народные восстания. На этом фоне выделялось движение тайпинов (1850—1864). Они проповедовали всеобщее равенство и хотели добиться социальной справедливости. Идею поддержали миллионы крестьян.

Маньчжурская династия не могла справиться с восставшими. Поэтому западные страны пришли ей на помощь, и восстание было подавлено. Погибло около двадцати миллионов человек.

Восстание было использовано западными странами как повод для начала Второй опиумной войны, в которой Китай тоже потерпел поражение. В результате им была уплачена контрибуция Англии и Франции, утрачена береговая территория, а Россия утвердилась в Приморье и Приамурье.

Эти печальные последствия заставили Поднебесную признать превосходство западной цивилизации в некоторых аспектах, особенно что касается вооружения, при этом не отказавшись от убеждения, что собственная цивилизация и культура выше всех. Страна берёт курс на усиление, стремительно строятся новые верфи и арсеналы.

город
Пекин. Китай. 19 век

Но Китай всё равно продолжает оставаться полуколониальной страной. Тогда передовые умы того времени, в частности, философ и реформатор Кан Ю-вэй, начинают предлагать императору реформы. Их идеалом было установление в стране конституционной монархии по японскому образцу эпохи Мэйдзи, но усилия не увенчались успехом.

Ненависть к иностранцам нарастала, и на рубеже позапрошлого и прошлого веков вспыхнуло новое восстание под руководством «Отрядов справедливости и мира» или, по-другому, «боксёров» в 1898—1901 гг. Они взяли сорок пять городов, уничтожили тридцать тысяч христиан и двести миссионеров. Но и это восстание было подавлено двадцатитысячным корпусом хорошо вооружённых иностранцев.

В начале XX века был проведен ряд реформ:

  • отменена экзаменационная система;
  • учреждена новая система образования: сеть учебных заведений разных уровней, подробней о китайской образовательной системе можно узнать в этой статье;
  • созданы Министерства внутренних и иностранных дел.

Заключение

В 1911 году образуется Китайская республика, которая просуществовала до 1949 года. Затем её сменяет Китайская народная республика, которая существует и по сей день. О современном Китае — мощной экономической, культурной и космической сверхдержаве — вы узнаете из наших дальнейших публикаций.

город
Шанхай. 1930 г.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте нашу статью в социальных сетях, подписывайтесь на блог, чтобы получать новые увлекательные статьи о культуре Востока. До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.