Принятие буддизма в государстве царя Ашоки

Колонна

Приветствуем вас, уважаемые читатели.

Сегодня мы затронем тему распространения учения Будды в годы правления одного из выдающихся императоров Индии. Ашока, который был третьим правителем в империи Мауриев, уверенно вписал свое имя в историю развития государства.

Содержание:
Обширная империя
Сражение за трон
Начало правления
Преображение властелина
Принятие и распространение учения
Упадок буддизма
Заключение

Ашока запомнился потомкам как выдающийся буддист. Он внес достаточно весомый вклад в продвижение древнейшего религиозно-философского течения. Тем интереснее будет узнать, каким образом проходило принятие буддизма в государстве царя Ашоки и насколько популярным это течение стало среди народа.

Обширная империя

Территория Мауриев представляла собой довольно большое царство, располагавшееся не только на территории современной Индии. Пожалуй, более крупного в те времена было и не сыскать.

Мaurya

Достаточно сказать, что это образование не смогло вместиться на индийской земле, поэтому перешло границы таких соседних стран, как:

  • Афганистан;
  • Бангладеш;
  • Бутан;
  • Иран;
  • Непал.

Немалая заслуга в этом принадлежала дедушке Ашоки. Именно первый правитель династии, которого звали Чандрагупты Маурья, выступил в качестве истинного собирателя земель.

Внук его появился на свет в 304 г. до н.э. в семье императора Биндусары и Субхадранги. Цари в те времена не ограничивались одной супругой, а имели целый гарем. Не стал исключением из этого правила и отец Ашоки. Одна из любимых женщин подарила ему двух мальчиков.

При этом в существовавшей тогда иерархии она занимала далеко не первое место. Таким образом, ее ребенок не мог серьезно претендовать на царствование.

Сражение за трон

По всей видимости, это обстоятельство стало причиной того, что Ашока в борьбе за первенство в Индии вынужден был лишить жизни несколько десятков своих сводных братьев. Печальной участи избежал только его кровный брат Виташоку. По крайней мере, так гласит легенда.

Государство древней Индии

Способности к руководству и ведению решительных боевых действий развились у будущего правителя достаточно рано. По этой причине старшие братья, которые имели гораздо больше шансов взойти на трон, видели в нем серьезного соперника.

Особенно переживал из-за растущего авторитета Ашоки его старший сводный брат Сусима, который был реальным претендентом на пост первого лица царства и мечтал управлять страной лично. В результате он решил расправиться с конкурентом, но не своими силами, а с помощью отца.

Сусима сумел убедить родителя в том, что его брат способен навести порядок в Таксиле (на территории современного Пакистана в то время вспыхнуло восстание). Царь согласился с его мнением, и Ашока отправился в Таксилу.

Однако надежды Сусимы не оправдались: младший брат вернулся оттуда целым и невредимым. А все потому, что местное население отнеслось к нему более чем благосклонно. Народ настолько обрадовался его появлению, что прекратил бунтовать.

Восстание

Тем не менее Сусима продолжал строить козни против своего успешного брата. Он уговорил отца отправить того в ссылку.

Соперник отсутствовал на политическом небосклоне целых два года, но это не привело Сусиму к желаемому результату. В Удджайне (один из семи священных городов индуизма, расположенных у истоков реки Чамбал) начались беспорядки. Биндусара вынужден был прибегнуть к помощи своего сына. Он не забыл о том, как помогал ему Ашока ранее.

Вернувшись из заслания, сын правителя сумел подавить восстание. Но в результате боевых действий получил ранение и прошел курс лечения у буддийских монахов. Именно в тот период, как полагают исследователи, он познал древнее учение, и это было предпосылкой для того, чтобы стать очередным последователем Будды.

Принятие буддизма

Начало правления

В 275 г. до н.э. Биндусара заболел и умер. Непродолжительная, но ожесточенная борьба между братьями привела Ашоку к победе. В итоге он получил титул очередного правителя империи Мауриев.

По выводам историков, новый царь начал править империей самым жестоким образом. Одна из легенд гласит о том, что он решил воочию убедиться в лояльности своих ближайших подчиненных. С этой целью царь приказал министрам уничтожить фруктовые сады и цветники. Высокопоставленные подданные императора были в недоумении и решили уточнить у него, действительно ли таков его приказ. Когда они задали вопрос в третий раз, вельможа разъярился, достал меч и стал рубить им головы. В результате погибла не одна сотня знатных чиновников.

Существуют неподтвержденные данные о том, что царь внял словам своего приближенного Гирики (исполняющего обязанности палача) и соорудил помещение для пыток. Внешне здание ничем особо не отличалось, но внутри напоминало кромешный ад.

Преображение властелина

Окончательный поворот к буддизму произошел после того, как царь лично убедился в жизнеспособности Самудры. Этого буддийского монаха палач подвергал различным изощренным пыткам, но не добился своего.

Произошло настоящее чудо, о котором сразу же доложили императору. Глава государства, ранее проникшийся буддийским учением, возжелал видеть Самудру.

В ходе беседы с царем монах чувствовал себя достаточно уверенно. Он не только сделал строгое внушение правителю, но и побудил его начать строительство 84-х тысяч ступ. Самудра объяснил это желанием самого Будды, запечатленным в одном из пророчеств.

Царь проповедует

Общение с этим членом религиозной общины подвигло правителя прислушаться к доводам Самудры и предпринять радикальные шаги. Он дал команду уничтожить помещение, где подвергали нечеловеческим испытаниям инакомыслящих. Зловещий Гирики, который свободно и безнаказанно орудовал в нем, был казнен.

Существует и другая версия о том, как царь лично уверовал в буддизм и стал распространять учение среди подданных. Дело было во времена кровопролитной битвы за Калингу, государство на востоке Индии.

Бойня увенчалась победой войск монарха, после чего он прибыл в столицу завоеванной территории. Император настолько был потрясен количеством убиенных, что решил никогда больше не прибегать к насильственным актам. С того времени он и стал приверженцем буддизма.

Принятие и распространение учения

Приняв буддизм, правитель стал распространять веру не только на подконтрольных ему землях, но и за их пределами. Государь издавал специальные указы, с текстами которых граждане могли ознакомиться в общественных местах. Документы появлялись на столбах и скалах (вырезались на поверхности).

Надписи Ашоки

Нормативные акты затрагивали различные сферы, но все они были пронизаны буддийским учением. Например, в одном из указов, дошедшим до наших дней, речь шла о необходимости оберегать диких представителей фауны от уничтожения.

В нем говорилось, в частности, что ранее «… каждый день убивали сотни животных… Но теперь, после принятия этого указа, разрешено убивать только трёх животных…». Далее говорилось о том, что можно было лишить жизни оленя и двух павлинов.

Еще один указ императора могут лицезреть посетители Британского музея. На фрагменте столба, стоявшего в эпоху правления Ашоки, было начертано: «Я думаю над тем, как принести счастье всем людям… отношусь с одинаковым уважением ко всем… Считаю своей обязанностью наносить личные визиты…».

Ошибочно придерживаться мнения, что царь возвел буддизм в ранг государственной религии. Правитель активно пропагандировал его, но искренне считал при этом, что каждый волен верить во что-то свое.

Упадок буддизма

Разумеется, при покровительстве самого императора религия в стране буйно расцветала. Но этот благоприятный для учения период не мог длиться вечно. Проблемы начались еще при жизни царя. Три его сына распространяли учение Будды, а вот два внука тратили свои силы на борьбу за престол.

В итоге один из них – Сампрати – стал официальным наследником трона и получил доступ к управлению страной. Внук отменил распоряжение деда, в соответствии с которым на развитие буддизма выделялись приличные суммы.

Ступа в Индии

Однако наследник не обладал способностями к ведению государственных дел. Он правил как мог, но ему не удалось сохранить единство империи.

Сначала ушел из жизни Ашока (правитель скончался в 232 г. до н.э.), затем спустя полстолетия закатилась звезда державы Мауриев. Вместе с ней пришел конец и буддизму.

Но усилия государя принесли свои плоды – буддизм прочно вошел в состав мировых религий. В странах, граничащих с Индией, он до сих пор пользуется популярностью.

Заключение

На этом рассказ об одном из удивительных периодов жизни индийского народа заканчивается. Если статья вызвала у вас интерес, не забудьте поделиться ссылкой на нее в соцсетях, нам будет приятно.

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.