Буддийские монастыри в России. Часть I — Санкт-Петербург и Бурятия

в Бурятии

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз вы узнаете интересные факты про буддийские монастыри в России. 

По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:

  • Бурятия – 17, 
  • Калмыкия — 16,
  • Тува — 17,
  • Забайкальский край — 4,
  • Иркутская область — 1.

В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.

Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.

Содержание:
Путь буддийского учения в России
Дацан Гунзэчойнэй
Иволгинский дацан
Хамбо-лама Итигэлов
Заключение

Путь буддийского учения в России

Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.

Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.

статуя будды

В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский. 

А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.

В нижнем течении Волги и Дона ойраты, которых русские стали называть калмыками, что значит «отколовшиеся» или «отпавшие», основали Калмыцкое ханство, где официальной религией значился буддизм. 

Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.

Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.

вид с Волги
Хошеутовский хурул

У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.

Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.

На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.

Многие ламы покидали дацаны и начинали жить в улусах. Их называли «степные ламы».

В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.

Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.

Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.  

Дацан Гунзэчойнэй

Гунзэчойнэй – это первый дацан, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербург. Николай II принял решение о его возведении на встрече с посланником Далай-ламы XIII – выдающимся бурятским ламой Агваном Доржиевым, который позже руководил строительством храма и его деятельностью.

  Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников: 

  • от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
  • из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
  • от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.
в Петербурге
Дацан Гунзэчойнэй

В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет. 

Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.

И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.

В 1992 году в дацане установили статую Большого Будды, которую изготовили монгольские мастера. Она выполнена из папье-маше и сверху покрыта сусальным золотом. Голову Учителя окружает нефритовый нимб с изображениями представителей животного мира и существ из мифологии.

Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.

Иволгинский дацан

Название этого монастырского комплекса по-тибетски звучит так: «Гандан Даши Чойнхорлин». Это означает: «Монастырь, находящийся там, где совершает обороты Колесо Учения, которое приносит Счастье и содержит много Радости». 

Находится он чуть более чем в трёх десятках километров от Улан-Удэ, в селе Верхняя Иволга, в Бурятии.

в Бурятии

Говоря об его открытии, следует заметить, что с конца 20-х годов буддизм в России переживал очень непростой период. Само его существование было под угрозой.

На учение совершались идеологические нападки, дацаны захватывали и громили, лам ссылали в лагеря, многие из них спасались бегством. В этот период в Бурятии в трети дацанов некому было работать. 

Около 22-х храмов, находящихся вдоль границы, закрыли, обвиняя лам в шпионаже на Японию и навешивая на них ярлыки «врагов народа». В Калмыкии же и Туве все священные сооружения были сожжены.

Но бурятские буддисты-патриоты смогли доказать свою преданность Родине во время Великой Отечественной войны. Ими был пополнен Фонд обороны на более чем 350000 рублей. 

Сталин сменил гнев на милость и разрешил возобновить деятельность буддийской общины в 1945 году. Её верховным органом становится ЦДУБ – Центральное Духовное управление буддистов СССР (которое в 1997 году сменило название на «Буддийская традиционная сангха России»), главой – Пандито хамбо-лама, а резиденцией – Хамбин сумэ (так назывался раньше Иволгинский дацан).

Первым главой российских буддистов стал Лобсан-Нима Дармаев, а с 1995 г. и до сих пор ими руководит Дамба Аюшеев.

в храмовом комплексе

Иволгинский храмовый комплекс состоит из: 

  • Цогчен-дугана — главного культового здания (1976 г.);
  • Майдарин сумэ — маленького дугана из дерева, посвящённого Будде Майтрее (1970-е гг.);
  • Дэважин сумэ — строения в 2 этажа из глины (1970 г.);
  • Сахюусан сумэ — дугана в форме квадрата в честь дхармапал Жамсаран и Балдан Лхамо (1986г.);
  • Чойра дугана «Тойсам Шаддублин» — здания факультета философии, которое ранее было первым Цогчен дуганом (1947—1948 гг.);
  • Жуд дугана — тантрического дугана (2001 г.);
  • Ногоон Дара Эхын Сумэ — дугана в честь богини Зеленой Тары;
  • Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. (2008г.);
  • оранжереи, где растёт священное дерево Бодхи;
  • Гунриг дугана – посвящённого Будде Вайрочана, находится в процессе постройки;
  • библиотеки;
  • учебных корпусов Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева – высшего буддийского учебного заведения;
  • летней гостиницы;
  • Музея памятников буддийского искусства;
  • священных ступ-субурганов;
  • служебных и жилых помещений для лам;
  • вольера с косулями.

Скульптор Даши Намдаков создал для этого монастыря скульптуру Маленький Будда.

в Иволгинском комплексе
Храм Зеленой Тары

Вышеупомянутый буддийский университет работает с 1999 года и в настоящее время имеет около 100 студентов (хувараков). Это единственный университет такого рода в России. Учебное заведение располагает четырьмя факультетами: 

  • философским, на котором преподаётся учение школы Гэлуг;
  • тантрическим;
  • иконографическим;
  • медицинским.

В список учебных предметов включены:

  • информатика,
  • тибетский язык,
  • английский язык,
  • бурятский язык,
  • русский язык,
  • история, этнография, культура и искусство Центральной Азии.

Все здания комплекса окружает вымощенная дорожка, по которой паломники могут вслед за солнцем неторопливо обходить территорию, останавливаясь и вращая молитвенные барабаны. Среди зданий, расположенных на территории, верующих неизменно привлекает Дворец, в котором находится главная святыня Иволгинского дацана – Хамбо-лама Итигэлов.

Хамбо-лама Итигэлов

15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.

Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.

в дацане

Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.

В 2018 году приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова можно 15 февраля, 26 марта, 29 апреля, 29 мая, 16 июля, 13 сентября, 31 октября, 2 декабря, 4 февраля 2019 года.

Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.

Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.

Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.

Заключение

Вот такое чудо есть в Иволгинском дацане. На этом мы прощаемся с вами, но продолжение следует.

Друзья, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и обязательно заходите на наш блог еще, чтобы почитать новые интересные статьи про буддизм и восточную культуру!

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 7
  1. Владислав

    Как я могу стать монахом в этом монастыре?

    1. Natalya (автор)

      Владислав, какой именно монастырь Вы имеете в виду?

  2. Галя

    Можно ли стать монахиней в буддийском монастыре?
    Когда можно приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова в 2019 году?

    1. Natalya (автор)

      Галя, дни поклона XII Пандито Хамбло-ламе Даши Дорже Итигэлову 4 февраля, 15 марта, 19 апреля, 18 мая, 6 июля, 2 октября, 19 ноября, 21 декабря. По поводу монашества — Вы имеете в виду монастыри тибетской традиции?

  3. Юлия

    Добрый день! В какие дни 2020 г можно поклониться Xll Падито Хамбо-ламе Даши Дорже Итигэлову?

    1. Natalya (автор)

      Юлия, здравствуйте! Это 2 апреля, 7 мая, 5 июня, 24 июля, 21 сентября, 7 ноября, 10 декабря.

  4. dimka89

    Добрый день! В какие дни 2022 г можно поклониться XII Падито Хамбо-ламе Даши Дорже Итигэлову?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.