Тулку – кто это в буддизме?

перерожденный

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам поговорить сегодня о явлении, которое встречается только в буддизме и не имеет аналогов в мире – тулку. Какие особенности оно имеет в разных областях распространения буддийской мысли, как происходит поиск тулку – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье ниже.

Что же, давайте начнем.

Содержание:
Понятие
В Тибете
В Монголии
В Российских республиках
Как ищут тулку
Заключение

Понятие

Буддийская философия строится на том, что все сущее на земле вращается в колесе сансары, находится в постоянной череде перевоплощений. Впервые об этом упоминалось еще в древней ведической литературе – «Бхагавад-гите», «Пуранах», «Упанишадах». Однако именно в буддизме, (а точнее – в тибетском буддизме) появилось понятие «перерожденцев», или «тулку».

Кем воплотится человек в следующей жизни, зависит от его ума, мыслей в течение этой жизни и непосредственно перед смертью, а также от действий, поступков, умыслов, которые он совершил. Чем больше заслуг, тем выше вероятность переродиться снова в мире людей или в высших, райских мирах. Однако обычно человек не знает, кем он будет в следующем рождении.

в храме

Однако есть категория людей – обычно это выдающиеся духовные учителя, наставники – которые посвятили свою деятельность окружающим, трудились во имя помощи другим, передачи знаний, наставлений буддистов на путь дхармы. Перед смертью в текущем воплощении они осознанно приняли решение вновь воплотиться в мире людей, чтобы продолжать свою деятельность. Эти люди и есть тулку.

Тулку – духовное лицо, вновь родившееся в теле человека для того, чтобы помогать остальным пробудиться. Его также называют «перерожденец» или «Ринпоче», что значит «драгоценность».

Институт ринпоче существует в буддийском направлении Ваджраяны. В первую очередь он охватывает Тибет и территории, где развит тибетский буддизм, тантра: гималайский регион, Монголию, буддийские регионы России, частично – Китай и Японию. Что любопытно, перерожденцы существуют также в древней религии тибетцев – бон.

Тулку  – перевод на тибетский язык санскритского слова «нирманакая». Оно означает одно из трех тел Будды, то есть форму так называемого трикая – физическое тело. Шакьямуни можно назвать «совершенным тулку».

Начало институту ринпоче положил именно Будда Шакьямуни. В некоторых сутрах, переданных им своим ученикам, существуют отсылки к будущим воплощениям главных духовных лидеров.

Самый известный тулку – Далай-лама. Его Святейшество, здравствующий сейчас и хорошо знакомый всему мировому сообществу, – четырнадцатое воплощение Далай-ламы. 

Тензин Гьяццо
Далай Лама XIV

Первым был Гедун Друба, родившийся в конце 14 века и проживший до 1474 года. С тех пор Его Святейшество постоянно перерождался – линия лам не прерывалась. Главным помощником Далай-Ламы считается Панчен-лама, который тоже постоянно перевоплощается в новом теле на протяжении многих веков.

Первой линией ринпоче были реинкарнации кармап. Начало было положено в 1110-1193 годах благодаря Дюсуму Кхьенпа. 

Кармапа – третий по важности тулку в тибетском буддизме после Далай-ламы и Панчен-ламы. Но, в отличие от них, был представителем лишь духовной власти, но никак не политической.

Название переводится как «тот, кто осуществялет активность будд». Кармапа относится к тибетской школе кагью, направлению карма-кагью. Также его называют главным тибетским йогом.

перерожденец
Панчен Лама Гьялцен Норбу

К самым влиятельным тулку относятся:

  • Далай-лама;
  • Панчен-лама;
  • Кармапа;
  • Богдо-гэгэн;
  • Трунгпа;
  • Шамарпа;
  • Джецун Дампа;
  • Тай Ситупа.

В Тибете

Понятие ринпоче появилось именно в Тибете, откуда распространилось по другим регионам вместе с направлением ваджраяны. Подобная система была основой духовной жизни в регионе. В 14 столетии Далай-лама V стал также тибетским правителем, и с тех пор в руках тулку сосредоточилась еще и политическая власть.

Далай-лама – главный духовный и политический лидер Тибета. Он считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары – будды сострадания.

Преемственность перерожденцев создавала более крепкие общественные отношения, чем при наследовании власти или назначении на должность.

молодой Тензин Гьяццо
Далай Лама XIV в детстве

Система тулку характеризовалась:

  • стабильностью;
  • равенством;
  • отсутствием борьбы за власть;
  • постоянным духовным стремлением лидера.

На сегодняшний день существует свыше шестисот линий тибетских перерожденцев.

В Монголии

Монгольских перерожденцев называют отдельным словом – «хубилган». Изначально в Монголии перевоплощались правители крупных княжеств, но позже среди них появились духовные деятели. 

Для них существовало два разных названия:

  • хутухта – общественные деятели;
  • гэгэн – духовники.

Тибетские правители поддерживали подобную тенденцию, потому что она способствовала распространению буддийской философии на монгольских землях. К 18 столетию в Монголии уже существовала собственная сангха буддистов. Ее возглавлял Богдо-гэгэн. 

Тулку
Богдо Гэгэн

Первые два воплощения Богдо-гэгэна происходили из рода ханов Монголии. Последующие перерожденцы были тибетцами из семей разного происхождения. Сейчас в Монголии насчитывается больше десяти хубилганов, все они учатся или учились в местных или индийских монастырях.

В Российских республиках

Линия ринпоче существует и в российских республиках, где преобладает буддийская философия: в Бурятии, Туве, Калмыкии. К примеру, в Бурятии в 1887 году был свой хубилган. Его звали Данзан Норбоев. 

Сегодня считается, что знаменитый буддийский миссионер Агван Доржиев, многое сделавший для становления буддизма в России в начале 20 столетия, перевоплотился в монаха по фамилии Самаев одного из бурятских монастырей.

монах
Агван Доржиев

Как ищут тулку

Считается, что этот процесс происходит следующим образом. После смерти духовный наставник перевоплощается в теле новорожденного мальчика. Процесс поисков на первый взгляд кажется сложным, но сами ламы утверждают обратное.

Дело в том, что зачастую деятель, который должен перевоплотиться, перед смертью сам называет место предстоящего рождения или даже имена будущих родителей. Иногда близким людям, ученикам, приближенным во сне приходят видения, и найти место и семью не составляет труда.

Если этого не произошло, действуют методом исключения: анализируют, где и когда умер духовник, какая местность вызывала в нем трепет. Новое воплощение обычно появляется спустя один-два года. Для поиска организуют специальную поисковую группу.

Когда определить местонахождение ринпоче оказывается трудно, прибегают к специальным обрядам, помощи людей, имеющих связь с духами, к астрологии. При сложных случаях поиска Далай-ламы группа отправляется к берегу озера Кхалмо Лацо. Есть мнение, будто здесь обитает божество Палден Лхамо, которое в отражении водной глади способно показать месторождение или лица родителей нового воплощения.

природа Тибета
Озеро Кхалмо Лацо

На деле, когда поисковая группа отправляется в определенную местность, жители могут подсказать предполагаемого кандидата: его рождение, как правило, сопровождается странными событиями или младенец сам обладает необычными способностями.

Если появляется несколько мальчиков-претендентов, то им предстоит испытание. На встречу с кандидатами идет человек, приближенный духовнику. Если ребенок его узнал, это хороший знак. 

Также предлагается несколько личных вещей, принадлежавших духовнику, например очки, книга, платок. Считается, что новое воплощение непременно узнает их среди других похожих предметов. Иногда встречаются отметины на теле, выдающие перерожденца.

Заключение

Подводя итог, хочется напомнить, что тулку в буддизме – это духовный деятель, которые посвящает свою жизнь другим людям, наставляя на тропу Будды, а после смерти вновь рождается в мире людей и продолжает деятельность. Также он известен под названием ринпоче и распространен там, где господствует тибетский буддизм: в Китае, Монголии, России.

ламы

Каждая местность может иметь собственных ринпоче. Общепризнанные лидеры среди них – Далай-лама, Панчен-лама, Кармапа. Когда духовник умирает, он вскоре перерождается в новом теле, и специальная группа отправляется на поиски.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно читать статью, и вы почерпнули из нее что-то новое для себя. Не забудьте поделиться новыми знаниями с друзьями!

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать свежие посты про буддизм и восточную культуру себе на почту!

До новых встреч!

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Юлия

    У Вас, к сожалению, размещена фотография «Панченламы» Гьялцэна Норбу, а не 11-го Панченламы Гендуна Чокьи Ньимы. 11-й Панченлама Гендун, был признан Далай Ламой и религиозным сообществом Тибета и через три дня после этого, похищен Китайскими властями вместе с родителями. Уже 25 лет о его местонахождении ничего неизвестно. Человек, фотографию которого Вы разместили на сайте, был выбран Китайским правительством путем фальсификации.

    1. Natalya (автор)

      Юлия, мы разместили фото Панчен Лама Гьялцен Норбу лишь как иллюстрацию, под фото подписано имя. История, которую вы описываете, возможно, будет опубликована позже, отдельно.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.