Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Через некоторое время после своего появления буддизм разделился на три основные ветви. Они, имея в своей основе единое сходство – учение Будды – тем не менее различаются своими взглядами.
Сегодня мы с вами поговорим про самую древнюю ветвь учения — буддизм Тхеравады. Статья расскажет вам о его истории, отличительных от прочих направлений чертах, и немного – о его жизни в России.
Содержание:
Что это за направление
Выдержки из истории
Особенности
География
Тхеравада в российских реалиях
Заключение
Что это за направление
Тхеравада (или, как рекомендуется произносить приверженцами школы, «Тэравада») считается самым первым и самым консервативным направлением буддизма. Не зря его второе имя – «Учение старейшин».
Ученики Пробужденного жадно хватали каждое слово, фразу, изречение Учителя, впоследствии записав их в свод духовных текстов, известных нам как «Палийский канон», или Типитака (Трипитака)
Бытует мнение, что этот канон заключил в себе ранние из известных нам уроков Будды. Своему названию он обязан древнему языку пали, который в переводе означает «текст». Считается, что этот язык восходит к диалекту, на котором разговаривали в сердце древнеиндийского государства современники Пробужденного.
Позже были написаны многочисленные комментарии, толковавшие содержание «Палийского канона». Интересно, что они были записаны не только на пали, но и на языках бирманцев, тайцев – то есть национальностей, перенявших тхеравадинскую традицию.
Консервативность, ортодоксальность сторонников Тхеравады заключается в том, то они изначально строго относились к соблюдению принятых правил. В их понимании буддистом может считаться только тот, кто состоит в монашеской общине и полностью, без каких-либо «поблажек» соблюдает общую дисциплину, предписанные ограничения и обеты.
Выдержки из истории
Тхеравада стала известна миру во многом благодаря приближенному ученику и одновременно племяннику Шакьямуни – Ананде. Он запомнил все истины, которые передал его духовный учитель, а впоследствии они легли в основу «Типитаки».
При царствовании известного императора Ашоки, в пятом столетии до нашей эры, Тхеравада бурно распространяется и разделяется на три главных течения:
- ватсипутрия;
- сарвастивада;
- вибхаджаявада.
Именно вибхаджаявада веком позже прочно укоренилась на Шри-Ланке, сосредоточив самых «ярых» сторонников школы. Тем временем с подачи Ашоки буддийская философия в лице Тхеравады стала известна также в далеких краях древнегреческих просторов.
Сегодня школа не теряет могущества, находя последователей во многих странах.
Особенности
Одно из главных понятий в Тхераваде – архат, которое переводится как «достойный». Это то, к чему должен стремиться каждый монах, чтобы стать святым (что тождественно званию бхикшу) и достичь главной цели посредством следования Восьмеричному пути – нирваны.
Для этого нужно преодолеть несколько шагов:
- сротапанна – вступить «в поток», откуда нет возврата;
- сакридагамин – единожды вернуться в мир желаний;
- анагамин – больше не возвращаться, все время пребывая в медитации.
После пройденных ступеней можно считаться архатом и достичь нирваны.
Первое отличие от остальных течений заключается в отношении к личности Шакьямуни. Тхеравадины считают его обыкновенным человеком, который отличался лишь добродетельностью и великодушием. Он перерождался сотни раз, и своим поведением совершенствовался, приближаясь к святости.
Воплощенный в образе Сиддхартхи, он наконец пробудился, что рассматривается не иначе как становление архатом, а вовсе не божеством или высшим существом. А значит, следуя путем Шакьямуни, монахи могут тоже достичь нирваны, уподобившись Будде.
Неспроста мы говорим именно «монах». Согласно тхеравадинскому учению, в монашестве можно достичь главной цели служения – нирваны. Мирянам приходится же «работать» на свою карму, совершая благие поступки, обретать и копить заслуги, чтобы в следующем рождении удостоиться чести стать монахом, а затем – обрести плод архатства.
Приближенность к буддийской философии по большей части монахов, а не мирян, а также личное спасение, нирвана как высшая цель, а не просто пробуждение – вот второе и третье различия Тхеравады и Махаяны, к примеру.
Тхеравадины не используют замысловатые обряды и многочисленные ритуалы. Ритуальная сторона укладывается в выражение почитания по отношению к буддам прошлого. Монахи зачастую не используют каких-либо молитв, мантр, подношений, просьб, а лишь преклоняются перед Учителями в особой позе.
Выражая уважение, служители монастыря чаще всего не используют даже специальные обрядовые предметы, например четки. В этом заключается еще одно различие тхеравадинской философии.
География
Тхераваду величают южным буддизмом по одной простой причине – она в силу исторических событий сложилась на юге Азии. Двадцать пять веков она всецело управляет духовной жизнью в Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже и на Шри-Ланке. Частично она царит во Вьетнаме, Малайзии, Бангладеш.
В конце прошлого века это направление буддизма начало экспансию на запад, в Европу и Америку, причем довольно успешно. В ряде стран построены монастыри, созданы специальные организации, объединяющие мирян и дающие им возможность прикоснуться к основам учения.
К сегодняшнему дню по всему миру насчитывается порядка ста миллионов буддистов-тхеравадинов.
Тхеравада в российских реалиях
Тхеравадинское направление в России можно назвать новичком. Общины, в которые объединились приверженцы этой школы, находятся пока в двух столицах: в Москве и в Санкт-Петербурге. Наиболее многочисленная из них – Московская община буддистов Тхеравады.
В этом году община будет праздновать юбилей – она основана десять лет назад, в 2008 году. Все это время она открыта как для москвичей, так и для гостей города.
Помещение, в котором они проводят занятия и ретриты, находится в специальном буддийском центре. Все подробности о деятельности общины можно узнать на их сайте, а также через группы в социальных сетях.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели. Если статья оказалась полезной для вас, не забудьте поделиться ею с друзьями!
До новых встреч!
Хорошая статья. Кратко и ясно. Желаю всем Просветления!
Спасибо, Денис!)
very good article! thanks a lot! can you share the link of the site of Moscow theravada?
Hello Leva! The site of the Theravada in Moscow — theravada.su.