Здравствуйте, уважаемые читатели!
Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?
Содержание:
Что сказал об этом Будда
Вегетарианство и различные направления буддизма
Современные реалии
Заключение
Что сказал об этом Будда
Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:
- Амагандха-сутре
- Дживака-сутре
- Ланкаватара-сутре
- Ангулимале-сутре
- Сутре о слоне
- Сутре о великом облаке
- Сурангама-сутре
- Махапаринирвана-сутре
Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.
Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака.
Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:
- Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
- Если они об этом слышали
- При имеющихся подозрениях на этот счёт
Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно.
Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут.
Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.
Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:
- человека,
- слона,
- лошади,
- собаки,
- змеи,
- льва,
- тигра,
- леопарда,
- медведя,
- гиены.
Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.
Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.
Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.
Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.
Вегетарианство и различные направления буддизма
Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.
В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:
- кушать рис,
- другие зерновые,
- бобовые,
- зеленные культуры,
- масло гхи,
- растительное масло,
- мёд и сахар.
Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.
С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы. Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.
Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.
Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.
В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?
Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.
Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.
В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.
Современные реалии
Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним.
Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона:
- мясо,
- рыбу,
- яйца,
- молочные продукты,
- морепродукты,
- мед.
Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.
Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья.
Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.
Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.
Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.
Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни.
Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.
Заключение
Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему.
Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.
Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.
Друзья, всего доброго!
Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Я, думал, Далай Лама 14, абсолютный вегетарианец…
А, тут, слушается, значит, своего врача, вот это, и, да…❤️✋
В монастыре Дхармасалы монахи употребляют яйца.
Заключение о том, что умеренность, внимательность и почтение к пище и людям ее вырастившим, даровавшим и приготовившим — фундамент, на котором уже надрстраивается и вегетарианство.
Но само вегетарианство без этого фундамента невозможно.
Блюдомания и невнимательность к трапезе и пище, трудам и жизням растений и животных погибших по причине сельского хозяйства — это и бездумное потакание насилию над ними, и насилие над собственным телом, а значит и умом.
Лучший трактат о питании в интории человечества написал Луиджи Корнаро еще в эпоху Возрождения.
Всем, кто не знаком, очень советую его очерк, в виде нескольких искренних и коротких обращений к современникам.
Это поистине ода благоразумию и умеренности.
Благодарю за статью, было интерено и познавательно пройти этот экскурс.
П.с. стоит понимать монашество как социальный институт.
Т.е. он состоит из людей разных групп и мотиваций.
Все монахи — люди.
Кроме того, много кто, становится монахом ради выживания, что бы просто жить в минимальном достатке.
Люди разной мотивации и умственной организации.
Одни внимательны, другие небрежны.
Будда наставлял взращивать и тренировать внимательность. И совершенствоваться в этом.
Настоятели монастырей понимают уровень приходящих в монастырь, уклад жизни окружающих мирян. И учитывают всё это для поддержания наилучшего и доброжелательного взаимоотношения всех с каждым и сохранении единого вектора.
Поэтому есть и монастыри где не возбраняется легкий алкоголь или сигареты.
Буддизм это путь развития адекватного восприятия.
Палийский термин Панья, происходит от санскритского Прадждня, а по русски буквально это пред-знание или Понимание — тот уровень познания, который опережает мышление и обдумывание, которые лишь трактуют уже понятое.
Понимание же зиждется на чистом видинии — внимательности к истинному объекту, а не умозрительным заключениям.
Поэтому, ни в коем случае, не стоит рассуждать и судить верно ли поступают те или иные монахи и чистый ли у них буддизм.
Что бы понять их, нужно родиться среди них и жить их жизнью.
Как правило, любые осуждения, порожденные непониманием, исчезают при длительном и глубоком, детальном погружении в живой настоящий процесс.
В результате рассуждения и предубеждения растворяются и сам человек изменяется.
Это личный опыт, и напутствие к самому себе, что бы памятовать и не забываться, сохраняя адекватность происходящему, разумную отстраненность и милосердие.
Да будут освобождены от страданий и обретут полноту счастья и спокойствия читатели этой статьи и все-все-все.