Что такое сангха в буддизме?

сангха в Тибете

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы расскажем о том, что такое сангха. Изначально в переводе с санскрита «сангха» значит «множество» или «собрание». Вы узнаете, почему буддисты образуют общины, как в них вступить и какие жизненные правила они соблюдают.

Содержание:
Кто куда входит
Зачем нужна консолидация?
Возникновение
Дисциплина
Порядок приёма
Сообщества в нашей стране
Заключение

Кто туда входит

Когда буддийское учение только возникло, под сангхой имелась в виду совокупность ближайших последователей Шакьямуни. После его смерти сангхой назывались уже все монахи, входившие в общину. 

А сейчас под этим определением подразумеваются либо все люди, исповедующие буддизм, в том числе и миряне, либо сформировавшаяся по какому-либо признаку, например, территориальному, группа верующих.

тайланд
Буддийская сангха

Самое узкое понятие сангхи – это группа святых, стоящих на одной ступени просветления.

Зачем нужна консолидация?

Рассмотрим преимущества сангхи и её роль в достижении просветления каждым её членом. Достичь его каждому человеку по силам и самостоятельно — если есть такая цель, намерение. Но любое дело легче выполнить, когда у тебя есть единомышленники.

В нашем мире сложилось так, что бескорыстие и какие-либо устремления, не ставящие конечной целью обретение наслаждения, обогащения или прославления, воспринимаются большинством недоброжелательно, в лучшем случае, как чудаковатость. Поэтому группа людей, объединившаяся для достижения бескорыстной духовной цели, вместе будет чувствовать себя более уверенно и ощущать ежедневную поддержку друг друга.

В сообществе создаётся необходимая религиозная атмосфера, в которой легко трудиться, улучшая своё сознание. Здесь неловко показывать свои нехорошие черты, которые человек не смущается демонстрировать своим родным или которых не стыдится перед самим собой. Перед глазами всегда есть другие члены общины — образцы духовности, убеждающие в том, что есть возможности для нравственного роста.

сангха в Тайланде

В общине неуместно лицемерие. Если кому-то случится возгордиться от собственных достижений, это становится всем заметным, и адепту указывают на его заблуждения. Важность сообщества заключается в том, что каждый её член получает помощь в случае моральной неустойчивости, ему не дают совершить нравственное падение, а уже совершённые неблагие поступки есть возможность искупить, публично покаявшись.

Успешное выполнение воспитывающей и поддерживающей функций сообщества возможно при искреннем, доброжелательном отношении его членов друг к другу. В этом отношении можно провести параллель между буддийской сангхой и коммуной, которую создал в воспитательных целях известный педагог А.С. Макаренко.

Когда в общину объединяются миряне, их имущество остаётся при них, но они могут по совместному решению всех членов общины материально поддержать наиболее бедных товарищей, оказать нуждающимся помощь в виде совета или потрудившись на их благо. 

Главным отличием буддийских общин и коммун является разные подходы к идеологии.

В сангхе:

  • не исповедуют материализм;
  • отсутствуют негативные чувства, такие как ненависть или презрение, к идеологическим противникам;
  • не затравливают виновных;
  • не подчиняют волю одного общей воле;
  • пестуют индивидуальность послушника;
  • создают условия каждому адепту для полного раскрытия его способностей.
в Тибете
Монахи школы Гелуг

Поэтому сангху справедливо считают одной из трёх буддийских драгоценностей, наряду с Буддой и его Учением – Дхармой.

Возникновение

Будда учредил сангху в V веке до н.э., чтобы желающие могли полностью отдаться Учению, не обременяемые мыслями о хлебе насущном или других бытовых проблемах. Другой её важной функцией было сохранение его Учения в первоначальном виде и оказание другим сообществам, говоря современным языком, методической помощи. 

Это было возможным благодаря тому, что монахи, бхикшу, что значит «нищий», питались тем, что предложат им миряне. Для последних это засчитывалось благой заслугой. Индийские монахи не работали, и только с распространением буддизма бхикшу в других странах стали заниматься сельскохозяйственными работами.

Дисциплина

Для поддержания дисциплины среди членов сангхи был создан своеобразный устав – Виная. Он постоянно дополнялся и дорабатывался Буддой, по мере возникновения новых прецедентов нарушающего порядок характера и доводился до сведения общинников, подкрепляемый живыми примерами.

в Южной Корее
Буддийские монахи Южной Кореи

Правила пребывания в Сангхе включали: 

  • отсутствие сексуальных контактов, 
  • двухразовый приём пищи до полудня, 
  • изучение священных текстов,
  • медитирование,
  • пение мантр, 
  • обладание минимальным набором вещей: кружка для подаяний, три смены платья, набор принадлежностей для шитья, приспособление для фильтрования воды и бритва, чтобы брить голову.

Нарушителям грозило исключение из сообщества. Монахи не были священниками, то есть в их обязанности не входило служить проводниками между мирянином и Буддой.

Вегетарианство не числилось в наборе обязательных правил. У каждого был свой выбор, к тому же у монахов не было возможности указывать мирянам, что последние должны им подавать на обед.

камбоджа

В настоящее время утвердился традиционный цвет монашеских одежд в зависимости от региона:

  • в ЮВА обычно шафрановый цвет,
  • в Тибете – бордо,
  • корейцы используют серый цвет,
  • японцы – чёрный,
  • для монахинь, бхикшуни, в Тхераваде необходим белый цвет одежд. Но их количество ничтожно мало: для сравнения, на Ланке из 7000 монастырей было только 20 для женщин.

Сейчас самыми ревностными следователями Винаи являются члены тайской лесной сангхи. Медитацию и пробуждение как следствие ее неукоснительного соблюдения они ставят превыше всего. Лесные монахи живут благодаря поддержке мирян. 

Они практикуют «тудонг», обходя пешком страну, паломничая по святым местам или разыскивая укромные уголки для занятий медитацией. Денег им иметь нельзя, поэтому во время таких странствий они ночуют, где придётся, и питаются тем, что им подали.

Порядок приёма

В буддийское сообщество можно вступить с шести лет. Особых условий приёма нет, ограничения существуют только для:

  • больных заразными болезнями,
  • душевнобольных,
  • несущих воинскую службу,
  • тех, кто не расплатился со своими долгами.
в Тибете
Буддийские монахи Тибета

Можно побыть монахом некоторое время, а потом оставить сангху. Некоторые пробуют себя в новой ипостаси во время своего отпуска, но, традиционно, срок пребывания здесь должен превышать месяц. Только ланкийцы не одобряют выход из сообщества, в остальных буддийских странах относятся к этому вопросу лояльно.

Ношение монашеских одеяний уравнивает всех людей в положении, их происхождение или занимаемый в светской жизни пост становятся неважными. Следует помнить, что собственно монахом можно стать только с двадцати лет. С десяти лет и до этого возраста, все находящиеся в сообществе считаются послушниками. 

А мальчики из бедных семей с 6 до 10 лет чаще всего просто выполняют черновую работу, хотя их небогатые родители и надеются, что тех хорошо воспитают и обучат грамоте.  Принять убежище в Сангхе несложно: достаточно произнести несколько соответствующих ритуалу фраз и ответить на небольшое количество вопросов.

Сообщества в нашей стране

Одним из самых больших буддийских сообществ в России значится Буддийская традиционная сангха России (БТСР) в Бурятии, главой которой является Дамба Бадмаевич Аюшеев. По-другому этот пост называется Пандито хамбо-лама.

около дацана
Пандито хамбо-лама Аюшеев

Центральным представительством Буддийской традиционной сангхи России назначен Иволгинский дацан. БТСР представляет школу Гелуг.

Аюшеев не признаёт буддийские сообщества, не подчиняющиеся ему. Он считает, что в связи с формированием в Китае жёсткой государственной экономики, недальновидно выделять на территории Бурятии участки земли для строительства тибетских храмов (как для дацана на Лысой горе), так как в дальнейшем они могут стать опорой для китайского влияния.

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Спасибо за вашу поддержку и за то, что делитесь нашими статьями в социальных сетях.

Всего доброго и до встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Топпер

    **А сейчас под этим определением подразумеваются либо все люди, исповедующие буддизм, в том числе и миряне, либо сформировавшаяся по какому-либо признаку, например, территориальному, группа верующих.**

    Есть Арьясангха, есть Сека и Асекасангха. Есть бхиккхусангха.
    Сангхи мирян отдельно нет. Миряне Сангху не составляют и расколоть сангху не могут.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.