Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В буддийском пантеоне множество различных будд и бодхисаттв. Сегодняшняя статья расскажет об одном из них и ответит на вопрос: Авалокитешвара – кто это в буддизме?
Ниже вы узнаете, какие имена он носит, какое значение имеет в буддистской философии, как изображается на статуях и тханках, в чем заключается практика работы с ним, какие формы имеет этот будда.
Будет интересно, а главное – познавательно!
Содержание:
Понятие
Место в буддийском пантеоне
Формы и внешний вид
Работа с Авалокитешварой
Легенда о том, почему у Авалокитешвары тысяча рук
Заключение
Понятие
Санскритское понятие «Авалокитешвара» обозначает одного из самых значимых божеств – Будду Сострадания. Он являет собой воплощение сострадательности всех будд, дарит милость всему сущему.
Изначально, в «Сутре лотоса благого закона», имя произносилось как «Авалокитесвара».
Значение имени можно понять, переведя каждый корень многосложного слова:
- ава – вниз;
- локита – смотрящий;
- свара – шум.
Получается, что оно означает «наблюдающий за шумом внизу», или более поэтично – «внимающий мирские звуки», «покровитель, взирающий сверху», «любящий взгляд». Под мирским звуком или шумом понимаются мольбы верующих, на которые бодхисаттва непременно отвечает, приходит на помощь, помогает справляться с плохой энергией и мыслями, направляет на истинный путь, ведущий к освобождению от страданий и круговорота сансары. При этом он не делает разграничений между существами по признаку омрачений, он беспристрастен.
Авалокитешвара почитается многими буддистами из разных стран и известен также как:
- Ченрезиг – по-тибетски;
- Жанрайсиг – по-монгольски;
- Гвансеым Босаль – по-корейски;
- Каннон – по-японски;
- Гуань Инь – по-китайски;
- Куан-тхе-ам – по-вьетнамски;
- Арьяа-баала – по-бурятски;
- Арьябала – по-калмыцки.
По преданию, когда бодхисаттвы уронил слезинку, из нее появилась богиня Тара. Также существует женская его ипостась – Манипадма.
Ченрезиг является учеником Великого Шакьямуни и сыном Амитабхи – будды Безграничного Света. Именно этим объясняется то, что в изображениях повыше его лица рисуют Амитабху.
Место в буддийском пантеоне
Значение Авалокитешвары в философии буддизма сложно переоценить. Его почитают в числе важнейших божеств, особенно в направлениях «северного» буддизма.
Согласно махаянской традиции, Авалокитешвара дал обещание отказаться от собственного освобождения, пока не услышит все мольбы просящих и не поможет всему сущему достичь нирваны и вырваться из круговорота сансары.
- Тибетский буддизм
Еще Будда Шакьямуни предрекал, что Ченрезигу суждено обрести большое значение в жизни тибетцев, которые являлись тогда воинствующими людьми. Бодхисаттва призывал мир и свет на тибетские земли, за что стал их духовным владыкой.
Далай-лама, возглавляющий тибетские земли и тибетцев, почитается как эманация Чанрезига и постоянно участвует в соответствующем обряде инициации.
Лидер приверженцев направления Карма Кагью – Кармапа – также является перерожденным Ченрезигом.
Формы и внешний вид
Бодхисаттва может быть представлен на изображениях в 108 различных ипостасях: с двумя, четырьмя, восемью или даже тысячей рук, с одной или одиннадцатью головами, окрашенным в алый или белый, в одеянии монаха, сжимающим цветок лотоса – этот список можно продолжать. Приведем основные виды божества.
- Четырехрукий
Самый распространенный в буддийской живописи вариант изображает его с белым телом. Две ладони находятся около сердца в мудре просящего, чтобы желать обитателям шести миров – человечеству, дэвам, полубогам, зверям, злым духам, адским демонам – освобождения от страданий. Другая ладонь справа сжимает четки со 108 нанизанными бусинками, а слева – бутон, называемый утпала.
Силуэт восседает с согнутыми коленями на луне, под которой располагается солнце, а еще ниже – лотосный бутон. Волосы сверху собраны, а остальные пряди мягко ниспадают на плечи. Тело облачено в накидку из антилопы, опоясывающей тело и плечо справа.
- Восьмирукий одиннадцатиголовый
Божество стоит на луне, немного разведя стопы врозь. Каждая из одиннадцати голов имеет третий глаз. Девять из них стоят в 3 линии, они разноцветные: белоснежные, бордовые и зеленые. Повыше находится лицо Ваджрапани, выражающее гнев, на самом верху – Амитабха. Определенная ладонь указывает особый жест либо сжимает свой предмет: круг сансары, бусы, лук со стрелой, вазу, лотосный бутон.
- Тысячерукий
Подобная форма тоже имеет одиннадцать голов, аналогичных предыдущей. Но к восьми ладоням дорисовывают еще тысячу ладоней, причем на всех изображен глаз.
Вид с тысячей рук носит название «Махакаруника».
- Сжимающий цветок лотоса
Известен также как «Падмапани» за то, что одна ладонь – внизу в мудре, дарующей добро, а другая – в защитном жесте с лотосным бутоном – падмой. Тело может иметь белый или алый оттенок.
К другим, менее распространенным образам Авалокитешвары можно отнести:
- Кхарсапани – улыбающийся, с одним лицом и двумя руками.
- Симханада – с красным телом, выражением лица, выражающим гнев, со скипетром, чашей и ножом, верхом на белом льве.
- Амогхапаша – с арканом, который никогда не промахивается.
- Удака-шри – в виде божества, дающим всем желающим испить воды из бутона лотоса.
- Парнашабари – скрытый за листьями.
- Пандаравасини – в монашеском одеянии белого цвета.
- Хаягрива – с головой лошади.
- Чинтамани – сжимающий драгоценный каменный чинтамани и колесо Дхармы.
- Бхрикути – со свирепым выражением на лице.
Нередко атрибутом будды выступает павлиний хвост.
Работа с Авалокитешварой
Обязательным атрибутом Авалокитешвары, в особенности четырехрукого, считается тибетская мантра – самая распространенная в буддистском мире. Она состоит из шести слогов и звучит как «Ом мани падме хум».
За это божество иногда называют «Шадакшари», что значит «Господь 6 слогов».
Практика постоянного нашептывания или напевания этой молитвы помогает вырваться из круговорота сансары или хотя бы сократить пребывание в каждом из ее миров. Есть мнение, что путем повторения ее сто тысяч раз можно достичь нирваны.
Мантру также именуют «учением мудрости». Символизм заключается в том, что слог «мани» олицетворяет ваджру – символ мудрости как средство постижения просветления, а слог «падме» означает бутон лотоса как конкретно мудрость. Их союз отражает объединение мужского и женского воплощения, такое важное в учении Будды.
В целом значение переводится как «Ом, драгоценность, восседающая на лотосном соцветии». При этом каждый слог сокращает срок нахождения в разных мирах:
- ом – небеса, где живут боги;
- ма – мир асуров, гневливых полубогов;
- ни – наш мир;
- пад – животные;
- ме – обитель претов, злых и алчных духов;
- хум – ад.
Существует так называемая «Маха Каруни Дхарани Сутра», излагающая мантру Авалокитешвары. Она состоит из 84 слогов.
Кроме повторения мантры, медитативную практику монахи дополняют сооружением мандалы. В домах буддистов нередко можно встретить статуэтки Авалокитешвары.
Легенда о том, почему у Авалокитешвары тысяча рук
Давным-давно Авалокитешвара пообещал Амитабхе, что избавит все сущее в шести обителях от перерождений и приведет их к нирване, даже отдав в жертву этому обету свою свободу и спокойствие. В противном случае он распадется на тысячу мелких кусочков.
Бодхисаттва очень старался, и избавление всего сущего действительно ему удавалось, но в мире появлялись все новые и новые рожденные. Тогда будда понял, что не сможет сдержать обет. От отчаяния его туловище разорвалось на маленькие кусочки.
Тогда Амитабха вместе с Ваджрапани восстановили бодхисаттву, придав ему вид тысячерукого одиннадцатиголового существа. На всех руках было по глазу, а десяток лиц выражали мир, и только одно – гнев. Так будда мог следить за всем сущим и помогать двигаться им к пробуждению.
Заключение
Авалокитешвара – одно из главных божеств в буддизме. Он одаривает всех своим состраданием и отвечает на просьбы просящих.
Бодхисаттву почитают во многих странах северного буддизма, в особенности в Тибете. Он может иметь несколько форм, причем каждая изображается по-разному. Но сила Авалокитешвары удивительна – повторяя его мантру, каждый буддист, стремящийся к истине, ее постигнет.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и вы узнали сегодня что-то новое. Если это действительно так, делитесь статьей в социальных сетях, оставляйте комментарии, рассказывайте друзьям – будем рады искать истину вместе.Пусть в вашей жизни всегда будет место для сострадания.
До встречи!