Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы познакомимся с одним из пяти дхьяни-будд, имя которого – Будда Амитабха. Статья ниже ответит на вопросы, кто он такой, какой обладает силой, где его особенно почитают, в чем состоит его учение и как происходит медитация на этого будду.
Также вы узнаете, как его изображают в искусстве и куда стоит съездить, чтобы увидеть Будду Амитабху воочию.
Содержание:
Личность Амитабхи
История учения
Медитация
Отображение в искусстве
Заключение
Личность Амитабхи
Как мы уже сказали, Амитабха относится к числу дхьяни-будд – будд мудрости, которые восходят к самому Ади-будде – первоначальному будде. Каждый из дхяни-будд имеет свои особенности и соответствует определенной стороне света.
Амитабха, пожалуй, самый известный и почитаемый из них. Он возглавляет лотосное семейство будд и символизирует западное направление. Его также называют «Амита Будда» или «Амитаба», что в переводе с санскрита означает «свет без границ».
Существует отдельное направление махаяны – амидаизм, или по-другому – буддизм Чистой земли. В этой школе Амитабха занимает центральное положение.
Амитабху особенно почитают на Дальнем Востоке: на китайских (в том числе тибетских), японских, корейских территориях, а также во Вьетнаме. В каждой из стран он именуется по-своему:
- по-японски – Амита Будда;
- по-китайски – Улян-Гуан-Фо;
- по-корейски – Амитха Буль;
- по-вьетнамски – А-Зи-Да-Фат.
В каждой культуре он имеет огромную силу: объясняет закон жизни в западном буддийском раю – так называют Чистую страну – Сукхавати. Здесь царит вечная, величайшая радость.
Будда Амитабха помогает всем, кто воззвал и обратил свои молитвы к нему. При этом не имеет значения, кто этот человек по происхождению, полу, какими отличается добродетельными качествами, поступками.
В амидаизме известен «Догмат о милости Амитабхи», однако у разных представителей школы он вызывает споры.
Считается, что мудрость Амитабхи дарит силу познания йогина, безошибочную и не знающую сомнений. Она помогает познать как вещи по отдельности, так совокупность всех вещей вместе. Эта мудрость помогает познать также себя изнутри.
История учения
Согласно истории, множество эпох назад Амитабха изначально был правителем, но затем он познал философию буддизма и решил отойти от власти, став монахом. Он преуспел в буддийском знании, и ему удалось стать бодхисаттвой. Бывшему царю было дано имя Дхармакара, что значит «постигающий дхарму».
Дхармакара решил достичь состояния будды и создать особенный мир, где могли перерождаться все, кто верил в него. Такой страной стала Сукхавати, и он начал там править. Все существа, которые обращались к нему, могли переродиться на Чистой земле в следующей жизни.
После этого Амитабха дал 48 обетов. В 18-м и 19-м обетах он дал слово не постигать нирвану, пока все сущее не обретет гармонию в Сукхавати благодаря нему.
Данные 48 обетов и основы учения сегодня содержатся в нескольких священных писаниях: «Амитабха сутра», «Сукхавати вьюха» и «Сутра бесконечной жизни»,
Медитация
Медитативная практика на Будду Амитабху в первую очередь предполагает, что нужно думать о нем, направлять собственное сознание на единение с буддой. При такой сознательной медитации также произносится его имя, пока ум молящегося не соединится с умом Амитабхи.
Кроме того, каждый, кто взывает к Амитабхе, должен изучать его сутры, обеты и жить правильно, как положено настоящему буддисту, действуя только из благих намерений. Тогда поступки помогут попасть в будущем в западный рай Сукхавати.
Его мантра по-тибетски произносится так: «Ом ами дэва хри». Это одна из вариаций имени Амитабхи, которая несет такое значение как «бесконечное божество». Во Вьетнаме текст мантры меняется и заключается в том, чтобы постоянно повторять имя Амитабхи: «Нам-мо-а-зи-да-фат».
В других странах тоже есть свои особенности обращения к Будде Мудрости. Так, например, в Китае и на Тайване буддисты здороваются, называя имя Амитабхи. На Тибете есть обряды, которые проводятся для переноса сознания усопшего в Чистую землю Сукхавати. А японские и корейские буддисты используют молитву Амитабхи, когда вспоминают умерших и молят об их упокоении.
Отображение в искусстве
Изображение Амитабхи часто используется в картинах, на тханках, в скульптурах. Внешним видом и атрибутикой он имеет много общего с Буддой Шакьямуни, ведь они оба достигли пробуждения и вели довольно скромный образ жизни.
Главный атрибут Амитабхи – лотос, чистый, мягкий и открытый символ, который также указывает на нематериальную сущность разума. Руки будды сложены в мудрах дхьяни и витарка.
Тело имеет красный оттенок, причем совершенно неспроста. Во-первых, в буддизме в целом он символизирует милосердие и любовь. Во-вторых, применительно именно к Амитабхе он указывает на его готовность помочь всему сущему, а также на 4 разные кармы:
- очищение грехов;
- распространение добродетели;
- покорение сердец;
- действие тантры.
Амитабха, являясь покровителем западной стороны, олицетворяет солнце в закате. Он облачен в одеяния монаха без каких-либо украшений.
Будду на изображениях сопровождают его помощники. Справа находится Авалокитешвара – Будда Сострадания с двумя руками: в левой он сжимает лотосный бутон, а правую опустил вниз, показывая щедрое подаяние.
Слева встал Ваджрапани, или Махастхамапрапта, который воплотил силу других будд. Правой ладонью, поднятой кверху, он защищает остальных, а пальцы левой руки так же, как у Авалокитешвары, держат лотос, но на раскрытом бутоне расположилась ваджра.
Изо лба, гортани и сердца всех трех изображенных будд льется особый свет: от Амитабхи – белый, от Авалокитешвары – красный, а от Ваджрапани – синий.
По всему буддийскому миру можно встретить также статуи Будды Амитабхи. Одной из самых интересных и любимых среди туристов можно назвать скульптуру, находящуюся во Вьетнаме, в провинции Кханьхоа, недалеко от Нячанга.
Эта статуя расположилась на территории пагоды Тонг Лам. Ее особенность состоит в том, что это высочайшая статуя во Вьетнаме – 44 метра. На ней изображен стоящий Будда Амитабха, выполненный из бетона.
Скульпторами был Туи Лам, а на весь проект было потрачено 300 000 долларов. Статую открыли в 2012 году – тогда это был настоящий праздник, на который собралось полтысячи монахов и порядка трехсот тысяч приверженцев буддийского учения со всего Вьетнама и стран-соседей.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной, и вы сегодня узнали много нового. Не забудьте поделиться статьей со своими друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — будем искать истину вместе.
До встречи!
6 лет назад вместе с 4-х летним сыном я побывала у подножия этой статуи во Вьетнаме, очевидно, даже молилась, прося Его защиты. Но точно ничего о нем не слышала ранее. Спустя 6 лет Он возник в моей жизни снова, неожиданно,когда всерьёз влеклась медитацией и ищу знания о Нем. Нашла, спасибо огромное. Чудеса случаются.
Елена, и Вам спасибо, что поделились)
Блогодарю Ваc! Желаю вам счастья и долгих лет жизни!
Здравствуйте. Спасибо. Мне тоже полезно было узнать. Я буддист |