Кратко о культуре буддизма
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы расскажем вам кратко о культуре буддизма, о том, какое влияние эта древнейшая из религий оказывает на общественную жизнь людей и их личностное совершенствование а также на духовное развитие стран, где она распространена.
Содержание:
Предыстория
Буддизм зародился на сотни лет раньше двух других мировых религий: христианства и ислама. Он возник на территории древней Индии, где сейчас расположены 4 континентальных государства: Непал, Бангладеш, Пакистан, сама Индия и остров Шри-Ланка.
Это духовное течение появилось в Индии в противовес брахманизму. Благодаря первому, в древнеиндийском обществе стало развиваться свободомыслие. Проповедники буддийского учения критиковали положения брахманизма, согласно которым, при возникновении противоречия между личным опытом и Писанием, нужно было верить написанному в Ведах.
История рассказывает, что мятежные шраманы – философствующие странники – хотели познать истину самостоятельно и отказывались от традиции ритуалов и жертвоприношений.
Среди групп странников проводились диспуты, которые и положили начало развитию философии в Индии. Истины, рождавшиеся в спорах шраманов, обосновывались и доказывались ими.
Будда был вначале одним из них. Обретя просветление, он смог изменить свою жизнь и указал путь к спасению тем, кто принял его учение. Передав своё учение – Дхарму – последователям, он закончил свою жизнь в возрасте восьмидесяти лет.
Его останки были захоронены под восемью ступами, культовыми постройками куполообразной формы, – первыми архитектурными памятниками в этой стране.
Они стали прообразами появившихся в дальнейшем чортенов в Тибете, пагод в Китае, субурганов в Монголии и так далее. Таким образом, буддизм повлиял на развитие местной архитектуры. Все индийские памятники раннего периода так или иначе связаны с этим духовным течением.
Буддийское учение распространилось далеко за индийские границы и охватило своим влиянием совершенно разные народы, с их различной культурой, богами и традициями, чем и заслужило право называться мировой религией.
Предание о необычном жизненном пути Гаутамы передавалось из уст в уста и дошло даже до Византии. Тут его, как царевича Иосафату, что является искажённым произношением слова «бодхисаттва» — «просветлённое существо», канонизировали. С тех пор Будда есть и в православных святцах.
В 1956 году мировая общественность отмечала 2500 лет буддизма, так как ЮНЕСКО приняла начальной точкой отсчёта смерть (паринирвану) его основателя – Сиддхартхи Гаутамы – 544 год до современной эры.
На пути к просветлению
Сам Гаутама не претендовал на истину в последней инстанции. Неоднократно повторял он своим ученикам, что не стоит слепо верить его словам. Нужно проверять всё на своём собственном опыте и убеждаться в истинности того, что он проповедовал.
Люди, которые хотели исповедовать буддизм, должны были найти прибежище в трёх драгоценных истинах: осознать Будду внутри себя, опираться на Дхарму (его учение) и искать помощи у более опытных учителей – монахов Сангхи.
Понятие Бога, как такового, отсутствует в буддийском мире. Этим буддизм, основывающийся на собственном опыте, а не на абстрактной вере, кардинально отличается от других религиозных течений.
Каждый может стать просветлённым божеством, если будет следовать срединным путём: не истязать себя, но и не предаваться излишествам. Нужно быть мудрым, придерживаться строгой дисциплины и определённых нравственных правил.
Так как понятия праведности и греха в буддийской теории резко не разделены, Будда полагал, что адепты его учения будут руководствоваться здравым смыслом, следуя его наставлениям. Ведь наказаний нет, и успешное продвижение адепта по выбранному им пути зависит только от него самого.
Целью буддиста является очищение омрачённого состояния ума, которое не даёт воспринимать вещи, как они есть. Завесы в сознании создаются чувствами, знакомыми каждому — праздностью, злобой, эгоцентризмом, ревнивостью, завистливостью, гневом, невежественностью, скупостью.
Работая над собой, адепт формирует и укрепляет такие возвышенные и благородные свойства как человеколюбие, великодушие, признательность, способность к сопереживанию, усердность, мудрость.
Благодаря этому идёт процесс познания и очищения своего сознания. Это влияет на человека, он становится менее беспокойным и раздражительным, усиливается невозмутимость, ощущение счастья, безбедности.
Жизнь в обществе
Срединный путь, избавивший Будду от сансары – череды перевоплощений в бесконечной круговерти страданий повседневности – называется ещё восьмеричным, по числу правил, которые он создал для последователей.
Принявшему это учение следует быть мудрым, осознавая, что:
- От рождения и до старости человек страдает от перемен, неосуществимых желаний, болезненных влечений, неприятных чувств, болея, и затем, умирая.
- Причиной этого является ненасытное желание удовлетворять свои потребности, привязанность, ненависть.
- Страданию можно положить конец.
- Путь к этому избавлению восьмеричный.
Усвоив эти четыре «благородные истины», послушник обретает представление об истинном положении дел. Он вооружается твёрдым намерением неотступно следовать по пути к просветлению и учиться любить всё живое.
Вслед за обретением правильных воззрения и намерения, адепту следует позаботиться о нравственности. Она включает три аспекта: соответствующие речь, поведение и образ жизни.
Не нужно лгать, употреблять грубые и неприличные выражения, сеять слухи, приводящие к ссорам между другими людьми, пустословить.
Буддисту неприемлемо иметь отношение к убийству и воровству. Распутство и опьянение не способствуют улучшению кармы.
Исходя из вышеизложенного, чтобы обрести внутреннюю гармонию и покой, не следует выбирать профессии, связанные с убийством животных, обманом, причинением вреда каким-либо живым существам:
- торговля людьми,
- проституция,
- изготовление и сбыт оружия,
- работа, связанная с производством мяса,
- создание и продажа наркотических веществ, алкогольных напитков,
- деятельность, приводящая к преступному обогащению,
- предсказания,
- мошенничество
Всё это, и подобные им занятия, не для буддиста.
Буддистам разрешается служить в армии, так как защита других людей не противоречит буддийским принципам. Но это не касается армии-агрессора. Там им не место.
Последние три правила восьмеричного пути о духовной дисциплине используются, в основном, монахам во время психопрактики. Это усилие, памятование и сосредоточение, выполненные правильно.
Культурное взаимопроникновение
География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.
Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.
Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.
Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.
В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.
Получило развитие и садовое искусство. Рощи, разводимые послушниками вблизи монастырей, способствовали умиротворению. Эта традиция передалась в другие страны, где сады обретали уже новые формы, как «сад камней» в Стране восходящего солнца. Никакая другая религия не относится так трепетно к живой природе.
Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.
Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.
В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.
Заключение
Известный востоковед, профессор Евгений Алексеевич Торчинов так обозначил ценность буддизма в своём «Введении в буддологию»:
Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.
И это действительно так. Друзья, на этом прощаемся с вами.
Если статья оказалась для вас полезной, порекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
спасибо
И вам спасибо за обратную связь!)
Спасибо за ясность и доходчивость описания буддизма. Теперь понятно, как существенно буддизм отличается от ислама и христианства.
Вячеслав, спасибо и Вам) Рады, что статья оказалась полезна!
Спасибо, большое очень интересно!
Спасибо
спасибо
Благодарю за интересную статью. Мира и вдохновения вам.
Благодарю, очень интересно.
В заключении была цитата российского буддолога Торчинова Евгения Алексеевича. Я сейчас как раз читаю эту книгу. Много сложного там, но одновременно и интересно. Подробно описана философия буддизма, особенности различных его школ и направлений, история их развития. Советую людям, интересующимся буддизмом.