Мы рады приветствовать вас в нашем блоге, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверное, каждый, кто бывал в буддийском храме или знаком с учением Будды, обращал внимание, что в нем встречается огромное количество различных божеств. Они увековечены в статуях, на тханках, на изображениях в изданиях священных писаний. И разобраться в их многообразии далеко не просто.
Именно поэтому мы хотим сегодня поговорить про божества буддизма, разобраться, существует ли единая классификация, узнать отличительные черты известных божеств и их значение. Итак, предлагаем вам ознакомиться с материалом ниже, который, надеемся, поможет вам сориентироваться в этом вопросе.
Содержание:
Понятие бога и божеств в буддизме
Восемь разрядов в тибетском буддизме
Известные бодхисаттвы
Ади Будда
Дхьяни-будды
Дхармапалы – защитники учения
Заключение
Понятие бога и божеств в буддизме
Буддизм не говорит о боге-творце, как это происходит во многих теистических религиях, ведь с точки зрения учения Вселенная не имеет начала и конца, а значит – не была создана никем. Однако во многих школах буддизма, в особенности в Ваджраяне, существует целый пантеон божеств. Они встречаются также в махаяне, хинаяне, тибетском буддизме, дзен, тантрических практиках.
При этом подобные божества скорее приближены к людям, чем к Богу в привычном понимании – они, подобно нам, подвержены желаниям, страстям, знают, что такое карма, и пытаются вырваться из череды перерождений. Даже Будда Шакьямуни считается обыкновенным человеком, который, по сравнению со многими, смог достичь Просветления, и принес человечеству свое учение.
Будда – не Бог и творец, он Великий Учитель.
Подобные божественные существа могут называться по-разному: дэвы, идамы или йидамы, бодхисаттвы, иштадеваты. Отличие, к примеру, дэвов от людей состоит в том, что они живут в мирах, более высших, чем наш, но они также постоянно перерождаются в колесе сансары. Также боги могут воплощать свои желания, перемещаться в пространстве или следить за всем миром одновременно.
В каждом направлении буддийской мысли имеется свое количество божественных существ. Некоторые выделяют всего пятнадцать из них, другие – восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается по меньшей мере три тысячи разных существ с уникальным наименованием каждого из них.
Эти существа могут представать в разных ипостасях: выражать радость, умиротворение или быть гневными, изображаться крохотными или гигантскими, в обычном виде или со множеством рук, голов, глаз. Они могут быть одиночными или в сочетании яб-юм – то есть с супругом, которое отражает единство двух начал. У каждого есть характерная одежда, поза, положение рук, украшения и атрибуты, причем они имеют огромный символизм и указывают на силу и способности конкретного просветленного существа.
Что любопытно, определенное божество помогает определенным людям, например, наделенным особыми чертами характера, болезнями, склонностями. Каждый адепт может выбрать бодхисаттву и медитировать на него. Чтобы узнать, как распределяются божества по годам, рекомендуем прочитать вот эту статью.
Различных существ в буддийском учении великое множество, и привести здесь их исчерпывающий список не представляется возможным. Более того, не существует даже общепринятой классификации. Однако мы постараемся рассказать о самых основных божественных существах и их группах.
Восемь разрядов в тибетском буддизме
Все многообразие божественных существ в тибетском буддизме можно разделить на восемь рангов:
- Будды
Иными словами, Просветленные, Пробудившиеся. К их числу относятся те, кто пришел в этот мир спасти людей, проповедуя учение. Будда Шакьямуни – среди них, но он был пятым. Следующим будет Майтрейя – за это его в миру называют буддой будущего.
Также сюда относят Цзонкабу, Нагарджуну и Атишу. Недаром их называют тремя светилами и часто изображают вместе.
- Йидамы
Йидамы – это божества-хранители. К ним относят Ади-будду, то есть первоначального просветленного, который в тибетской традиции носит имя Ваджрадхары, а также пять дхьяни будд, то есть будд мудрости или созерцания.
- Будды в человеческом облике
Сюда можно отнести тех Пробужденных, которые уже побывали в нашем мире и помогли ему. Всего их четверо: Кракуччандра, Канакамуни, Кашьяпа и Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни.
- Бодхисаттвы
Бодхисаттвы – это люди, достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны в пользу спасения других существ. Согласно буддистской философии, любой человек когда-нибудь может стать им, если будет соблюдать правила и духовные ценности, пусть даже через несколько жизней.
Самым главным бодхисаттвой можно назвать Шакьямуни. Кроме него, есть Манджушри, Ваджрапани, Майтрейя, Авалокитешвара. Но бодхисаттвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Наиболее известна среди остальных Тара, а также супруги бодхисаттв, выступающие с ними в союзе яб-юм, например Сарасвати или Парамита.
- Будды-женщины
Женские воплощения божеств выделяются в отдельную группу и называются дакинями, что значит «летающие по воздуху». Они имеют силу распоряжаться злыми духами и помогать тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются как в красивых дев, так и в старых уродин, имеют лицо как человека, так и животных.
- Дхармапалы, или докшиты
Дхармапалами называют грозных защитников учения. Они наводят на демонов ужас, сопровождаются огнем и дымом, именно у них обычно много голов и рук, а обнаженные туловища прикрыты лишь мехами или изображены с гривой льва.
- Боги местности
Их также называют юллха. Эти божества достались «в наследство» от шаманизма и древней религии Тибета бон. Сюда относятся существа, покровительствующие временам года, хорошему урожаю, гармонии в семье, животноводству.
- Хозяева земли
Они отчасти связаны с предыдущими представителями и оберегают отдельные леса, холмы, реки, горы, города, села, камни, деревья, ручьи – список можно продолжать долго. Сюда относятся, к примеру, змееподобные наги, или их противник Гаруда.
Известные бодхисаттвы
Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.
Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.
Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.
Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.
На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.
В XVI-XVII столетиях воплощением Манджушри себя считал правитель Китая Нурхаци, который основал династию маньчжуров.
Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, он помогает все исправить.
Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.
Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.
Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.
Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.
Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.
По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.
Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.
Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.
Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.
Ади Будда
Ади Будда значит «первоначальный Будда» и символизирует просветленность, спокойный, пустой и бесформенный ум. В зависимости от направления учения у него существует несколько имен. Его называют Дхармакайей, Самантабхадрой, Ваджрасаттвой или Ваджрадхарой.
Самантабхадра – будда абсолютной мудрости, «Всеблагой». Он чистит карму и избавляет от омрачений. При медитации ему нашептывается мантра из шести слогов, а в исключительных случаях – из ста.
Как и Ваджрадхара, Самантабхадра обычно синего цвета, иногда он изображается с женой – Самантабхадри. Вообще женским воплощением Первоначального будды является Праджняпарамита – с книгой и ваджрой в руках, в то время как остальные руки сложены в созерцательном жесте.
В руках Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, имеет белый цвет тела. Он чаще всего покровительствует врачам и тем, кто имеет дар целительства, а также связан с очистительными практиками.
После трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года буддисты предлагали всем миром читать именно эту мантру – тогда многомиллионное повторение молитвы Ваджрасаттве помогло бы быстрее излечить душевные раны.
Дхьяни-будды
Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.
- Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.
- Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.
- Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.
- Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.
- Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.
Дхармапалы – защитники учения
Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.
Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.
Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:
- Махакала – похожий на Шиву, он является злой ипостасью Авалокитешвары и имеет темно-синий оттенок, может быть с 2, 4 или с 6-ю руками.
- Ваджрабхаирава – страшная форма Манжугоши.
- Палден Лхамо – женщина-дхармапала, страшная ипостась Сарасвати, которая близка с Кали, изображается темно-синего цвета.
- Ваджракилая – основное гневное божество школы ньингма, устраняет преграды.
- Ямантака – победитель бога смерти с бычьей мордой Ямы, гневная форма Манджушри. Один из его образов – с шестнадцатью ногами, тридцатью двумя ладонями и девятью головами, причем одна из них – бычья.
- Хайягрива – существо с тремя головами, шестью руками, четырьмя ногами, а иногда и с крыльями, воплощение Амитабхи, в руках держит дубинку или трезубец.
- Рахула – обладает телом змеи, огромным количеством ртов и девятью лицами, которыми заглатывает девять планет.
- Экаджати – гневная форма Тары, у нее один зуб, единственная грудь и небольшой клок волос на голове. Вместо набедренной повязки – шерсть тигра, а на шее – ожерелье из голов человека.
Заключение
Подводя итог, еще раз отметим, что пантеон буддистских божеств многочисленный и довольно сложный. Существует несколько различных классификаций, причем в каждом направлении буддистской мысли он свой. Наиболее разнообразны, конечно, тибетские божества, которые также сплелись с древним наследием шаманской и бонской религий. Однако, зная особенности божеств и их силы, можно определить собственного йидама, способного наделить вас качествами, которые непременно приведут к Просветлению.
Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Если вам было интересно, делитесь информацией с друзьями, подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы и дальше оставаться на связи.
До скорых встреч!
Здравствуйте. Дело вы делаете хорошее, но некоторая информация расходится с тем, что мне, как практикующему буддисту, известно.
1. Неточности по «восьми разрядам». Они у вас смешаны с «восьми классами живых существ», о которых я впервые прочел уточняющую инфу у Намка Норбу Ринпоче, и поскольку он представляет аутентичные традиции, я склонен верить в большей степени ему. «Восемь классов» — это мирские существа (гьялпо, дза, ньен, наги, савдаки и так далее). Будды и остальные просветленные к ним не относятся, хотя и могут проявляться в их формах.
Дакини также могут быть просветленными существами, а могут быть иными (например, плотоядные дакини или «дакини пепла, или мирские дакини). А женская форма будды — это Тара либо супруга какого-либо будды из будда-семейства (Ваджрадхатвишвари, Буддалочана, Мамаки и так далее). Судя по атрибутам (полугневное изображение, ), у вас на рисунке — именно женская форма будды. НоТара либо иная женская форма будды может проявляться в образе дакини, а может иначе: но это не одно и то же.
Здравствуйте! Спасибо за Ваше уточнение.