Добрый день, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы хотим вам рассказать историю одной уникальной женщины, имя которой – Александра Давид-Неэль. Она имела несколько амплуа: поэтесса, певица в опере, композитор, но главное – великая путешественница. Она стала первой женщиной из Европы, которой удалось попасть в самое сердце Тибета, закрытой в то время для иностранцев страны, – в столичную Лхасу.
Статья ниже поведает вам биографию этой замечательной женщины, содержащую поистине уникальные страницы жизни и интересные факты. Также в сегодняшнем материале вы познакомитесь с книгами и трудами Александры, которые не оставляют равнодушными никого из числа тех людей, кто увлекается культурой Востока.
Содержание:
Кто это
Страницы из жизни
Книги
Заключение
Кто это
Александра Давид-Неэль – уроженка Франции, родилась 24 октября 1868 года. Тогда ее звали Луиз Эжени Александрин Мари Давид.
Это культовая фигура не только в истории тибетологии, но и среди выдающихся европейцев. Ей удалось проникнуться культурой Востока, понять его загадочную душу и первой увидеть собственными глазами колыбель тибетского буддизма – город Лхасу.
Александра занимает почетное место среди других путешественников, исследователей, но ей удалось сделать и почувствовать то, что не получилось у других. Если все остальные ученые, которым посчастливилось достичь тибетских просторов, смотрели на них, основываясь на пережитом опыте, собственных культурных ценностях, своей эпохе, то Александра будто отбросила все прежние знания и увидела Тибет таким, какой он есть.
Задолго до тибетского покорения женщина начала изучать восточную религию, тибетский буддизм, другие азиатские страны. Именно это, а еще собственное непоколебимое стремление и жажда знаний позволили ей увидеть мистический Тибет без прикрас, зато наделенным теми силами, которые способны увидеть, наверное, только сами тибетцы.
Подтверждение тому – многочисленные творческие труды Давид-Неэль. В них чувствуется глубокая восточная философия, которая на страницах книг переплетается с психологией, невероятными историями, неким мистицизмом и оккультизмом. Одна из самых известных книг носит название «Магия и тайна Тибета», или «Мистики и маги Тибета», написанная в 1929 году.
Страницы из жизни
Будущая путешественница Давид-Неэль родилась во французском городе Сен-Манде. Ее с самого детства привлекали приключения, странствия и необычайные дали. Она могла зачитываться романами Эмара и Жюля Верна, заслушиваться историями путешественника Элизе Реклю.
Уже тогда в ней проявлялся бунтарский характер – она терпеть не могла рамки, которые сковывали ее, строгие предписания и стереотипы. Неудивительно, что еще будучи подростком, она заинтересовалась анархическим движением, оккультными знаниями, атеистическими убеждениями. Однажды она даже сбежала на велосипеде из родительского дома и родных французских просторов в Испанию, подгоняемая жаждой странствий.
Молодой девушкой Александра стремилась найти себя в творчестве – писательстве, музыке – причем весьма успешно. Сначала она закончила католическую школу в родной Франции, а затем ее отправили в Брюссель в консерваторию. Там она отличилась вокальными данными и игрой на фортепиано.
После окончания консерватории девушку отправили в английскую столицу, чтобы повысить ее уровень мастерства. Там она познакомилась с Еленой Блаватской, которая в свое время основала теософское сообщество. Слушая ее рассказы о тибетской культуре, Александра не на шутку увлеклась ею.
Из Лондона девушка вернулась во французскую столицу, где началась ее театральная карьера в «Опере комик». Там она исполняла оперы, в числе которых были и ее собственные произведения.Параллельно с работой в театре Александра вела активную общественную жизнь, ходила на собрания теософов и анархистов. Она с упоением изучала древние индийские тексты и писания, изучала восточную культуру. В тот же период жизни увидел свет ее рассказ «Во имя жизни», главной темой которого стал атеизм.
В 23 года сбылась мечта уехать в Азию – девушка достигла индийских границ, и в этой стране она практиковалась в йоге и изучении санскрита. Это путешествие укрепило еще одну мечту – побывать в гималайских горах и особенно в таинственном Тибете, который тогда был закрыт для всех иностранцев.
Но свершению этих планов препятствовало материальное состояние: девушку тогда уволили из театра, так как незадолго до этого в Париже прогремел ряд взрывов, которые устроили анархисты. И хотя Александра к этому не имела прямого отношения, коллеги по театру знали о ее политических взглядах. Родители тоже не хотели поддерживать безумные, как им казалось, идеи своего бунтарского чада.
В начале нового века, когда Александре исполнилось 32 года, она уехала жить в Тунис, продолжив там театральную карьеру. Там у нее случилось знакомство с Филиппом Неэлем, который работал инженером-железнодорожником.
Отец Александры в 1904 году умирал, и его большим желанием было, чтобы дочь счастливо вышла замуж, поэтому, дабы удовлетворить просьбу отца, молодые поженились. Новоиспеченный муж тоже испытал на себе исследовательский нрав супруги: прошел всего месяц после свадьбы, а она отправилась на родину.
В 1911 году Александра вновь решила совершить индийское путешествие и оставила мужа, уверив его в скором возвращении. А вернулась она лишь спустя 14 лет. Но Филипп прекрасно понимал супругу и всячески ее поддерживал: давал денег на поездки, а их переписка по почте во время долгих странствий продолжалась всю жизнь, пока он не скончался в 1940 году.
Здесь Давид-Неэль продолжила исследовать местную культуру, традиции, религиозные аспекты жизни, а также не оставляла попыток попасть в Тибет. Однажды она даже добилась аудиенции Далай-ламы. Ему понравилась настойчивость и чистота помыслов женщины, но он не вправе был давать разрешение на въезд иностранке.
С западной части Тибет охраняли китайские пограничники, и тогда Александра решилась на хитрость – попасть с восточных границ. Она вместе с монахом из Тибета Афуром Йонгендом отправилась через японские, корейские, а затем китайские земли, и наконец в 1924 году, уже будучи 55-летней женщиной, Александре удалось пересечь тибетскую границу, так как военные приняли ее за местную.
Сама Александра потом вспоминала, что к тому моменту она сильно исхудала. Но прелестные, уносящие будто в другой мир виды Лхасы того стоили. Она рассматривала дворец Потала, на протяжении целых двух месяцев прогуливалась по монастырям, храмовым террасам, и никто из окружающих даже не догадывался, какое знаковое событие происходит на их глазах – первая европейская женщина видит таинственную Лхасу своими глазами.
Это событие для самой Александры было самым значимым в жизни. Его можно назвать новым рождением или путешествием домой.
По истечении двух месяцев в Лхасе она закончила азиатское странствие и в 1925 году вернулась во французский городок Гавр. Но и там она не забыла о духовной родине – Давид Неэль стала выступать с лекциями, а двумя годами позже даже выпустила книгу «Путешествие парижанки в Лхасу».
Тогда же она решила усыновить монаха Йонгдена, вместе с которым она покорила Тибет. Совместно они трудились на протяжении следующих тридцати лет вплоть до его смерти в 1955 году.
В 1937 году Александра вновь решила отправиться в тибетскую столицу, на этот раз через территорию Советского Союза. Но не успела: именно в это время вспыхнула война между китайцами и японцами. Почти все следующее десятилетие она провела в Поднебесной. В это время умер ее муж, денег стало не хватать, но изучение буддийских храмов и святынь она не прекратила.
Вернувшись на родину, женщина поселилась в южной части страны, в городе Динь-ле-Бен. Здесь она построила себе домик, который назвала «Самтен Дзонг», что переводится как «Обитель мыслей».
К ней стали наведываться неравнодушные люди со всего мира, которых интересовала восточная традиция, покрытые завесой мистицизма тайны Востока. Им она рассказывала истории из жизни, делилась собственными открытиями, а также не переставала выступать с лекциями по всей Европе. При этом сама не переставала изучать все новые грани тибетского мира и продолжала писать книги.
В 82-летнем возрасте она еще совершала походы в Альпы. А в 100 лет, 8 сентября 1969 года, за 1,5 месяца до следующего дня рождения, Давид Неэль умерла в своем доме. Ее прах, как и было завещано, развеяли над священной индийской рекой Ганга.
Многие соседи со снисхождением относились к чудаковатой старушке Александре, к которой приходили разного рода личности, увлекающиеся мистикой, оккультизмом, чуть ли не волшебством. Каково же было их удивление, когда в «Самтен Дзонг», спустя двадцатилетие после кончины Александры, приехал сам Далай-лама, чтобы почтить ее память.
Далай-лама назвал Давид-Неэль первым человеком, который познакомил Запад с Востоком и смог передать истинный тибетский дух европейцам.
Книги
Путешественница и востоковед Давид-Неэль за свою жизнь написала немало книг, которые заслужили общемировое признание. Они переведены на многие языки мира, в том числе и на русский.
- «Путешествие парижанки в Лхасу»
Написана в 1927 году, спустя два года после возвращения из Тибета. Книга содержит воспоминания писательницы о нелегком пути в Тибет из Индии через Китай. Особенно очаровательными и полными впечатлений представляются описания природных красот: необъятная панорама плоскогорий, разноцветных вершин, укутанных в снежные шапки, и дымка тумана.
- «Мистики и маги Тибета»
Книга вышла в свет в 1929 году. Ее также иногда переводят как «Магия и тайна Тибета». Здесь автор знакомит читателей с загадочным миром, где всем управляют ламы, колдуны, мистические события. На страницах книги Страна Снегов будто оживает, воплощаясь в Гималайских горах, традиционных древних обрядах, храмах, куда не ступала нога обычного человека. В книге даже упоминается о таинственной стране Шамбале, которую многие стремятся найти до сих пор.
- «Необыкновенная жизнь Гесара, царя Линга»
Эту книгу-жизнеописание, основанную на эпосе и народных сказаниях о царе Гесара, Александра создала вместе с ламой Йонгденом. В Тибете они собрали весь необходимый материал, который услышали от многих местных жителей. Гесар представляет собой идеального воина, который стремится к пробуждению, он уверен и бесстрашен.
- «Посвящения и посвященные в Тибете»
Дата выхода – 1932 год. Александра со всех ракурсов глубоко погружается в тибетскую философию, исследует ее со всех сторон, повествует о бытовых и нравственных привычках тибетцев. Также она признается, что, наверное, она и сама родом из Азии – по крайне мере, духовно. Таким образом она признается в любви Тибету, его горам и заявляет, что была бы готова попрощаться с Европой на всю жизнь ради жизни в Гималаях.
- «Лама пяти мудростей»
Следующий труд писательницы, вышедший еще три года спустя. Он повествует о главном и желанном предназначении каждого жителя Тибета – стать тулку, или перерожденцем выдающегося буддийского деятеля. С этим не могут сравниться никакие радости обычного человека вроде денег, привязанностей, успешной карьеры, благосостояния. Такие люди наделены особой силой духа, и ничто не даст им свернуть с продиктованной судьбой тропы.
- «Магия любви и черная магия»
Захватывающий роман, впервые выпущенный в 1938 году, который окунает людей в тибетский мир со всем его мистицизмом, магическими способностями: как белыми, так и черными. Также Александра подробно описывает различные обрядовые и бытовые сцены, которые сама когда-то видела в путешествии. Некоторые из них могут показаться невероятными, даже, возможно, выдуманными, но все они основаны на личном опыте путешественницы, на ее разговорах с местными ламами.
- «Зачарованные тайной»
В этом труде женщина повествует о таинственных явлениях и необычных людях, которых довелось ей встретить в восточных и западных странствиях. Иными словами, эта книга о чудаках, жаждущих прикоснуться к магии, проводящих странные, пугающие и иногда опасные обряды. Главный посыл книги – показать, что, помимо истинных практиков и колдунов, встречаются и самозванцы, шарлатаны, и уберечь читателей от подобных личностей.
- «В краю благородных разбойников»
Автор описывает свой нелегкий путь воплощения мечты попасть в Тибет, хитрости, на которые ей приходилось идти, и сложности, с которыми она вынуждена была столкнуться. По признанию читателей, эта книга написана живым языком и, заряжая жизнелюбием, переносит прямиком в Страну Снегов, знакомит с некоторыми обрядами, закрытыми монастырями, йогическими практиками и передает местную атмосферу.
- «Могущество Ничто»
Одна из поздних книг Александры и второй по счету в трилогии роман, идущий после «Ламы пяти мудростей» и перед «Магией любви и черной магией». Его можно назвать художественным произведением, где главный герой романа постигает иллюзорность мира, где нет чего-то подлинного и вечного. Таким образом писательница рассказывает о важной концепции буддизма – о пустоте, или «шуньяте».
Заключение
Итак, дорогие читатели, сегодня мы познакомились с удивительной личностью – Александрой Давид-Неэль. Родившись во Франции в позапрошлом веке, она с отроческих времен была увлечена необычными явлениями, творчеством и странствиями. Она как будто чувствовала, что ее духовная родина и ее предназначение – не здесь, в Европе, а в далеком Тибете.
Великая путешественница и первая иностранная женщина, побывавшая в Лхасе, оставила нам огромное наследие в виде своих книг, мемуаров и воспоминаний. Лишь прочитав хотя бы одну из них, можно глубже понять душу тибетского народа.
Благодарим вас за внимание! Надеемся, сегодняшний материал оказался вам полезным и ответил на многие вопросы. Чтобы и дальше открывать таинственный мир Азии, присоединяйтесь к нам, подписывайтесь на почтовую рассылку – мы будем вам очень рады.
Великая Женщина! К сожалению, сегодня таких уже нет, или мы о них не знаем.