Изобразительное искусство Китая

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем цикл статей о культуре и искусстве стран Азии, и поэтому сегодня предлагаем вам поговорить про изобразительное искусство Китая. Мы расскажем про основные особенности китайской живописи, ее стили и жанры, а затем рассмотрим этапы становления – древность, Средние века, Новое время и современность – чтобы понять, как развивалось художественное искусство в разрезе времени.

Итак, предлагаем вам прикоснуться к прекрасному!

Содержание:
Характерные черты
Стили и жанры
Зарождение и расцвет
Средневековье
Новое время и современность
Заключение

Характерные черты

Живопись Поднебесной, такая удивительная и своеобразная, зародилась еще в древности, в неолитическую эпоху, и не растеряла своей самобытности до наших дней. Нет точной даты появления традиционной китайской живописи – она развивалась постепенно. Считается, что она появилась приблизительно в 6-5 тысячелетиях до нашей эры – именно этим временем датируются расписные сосуды из глины и бронзы, найденные в ходе археологических раскопок. На них изображены мифические существа, такие как драконы, животные, птицы, сюжеты из повседневной жизни обычных людей.

Древняя китайская миниатюра

Новая веха в развитии художества начинается в период Сражающихся царств – с V столетия до нашей эры до первой половины III столетия нашей эры, когда правитель Цинь Шихуанди объединил все земли в единое государство. Уже тогда появилась техника написания картин на шелке – главная особенность и гордость китайских мастеров, популярная и сегодня.
Живопись Поднебесной традиционно называют «гохуа». Она имеет ряд особенностей, присущих только ей.

Основная черта всех китайских картин – особая связь с природой, в которой человек – лишь составляющая и неотделимая от нее частичка. Все полотна пропитаны невероятной гармонией, зачастую достигаемой с помощью взаимодействия двух энергий: светлой, мужской – ян, женской, темной – инь. Нередко сквозь шедевры передаются глубокие философские идеи, пронизывающие всю жизнь китайцев – буддийская, конфуцианская, даосская.

В китайской живописи отсутствует натюрморт как таковой, ведь китайцы считают, что предметы, в частности фрукты, оторванные от деревьев, уже неживые. Поэтому, если художники и изображают фрукты, то только растущими в природе.

Обязательными инструментами творца, известными также как 4 драгоценности или «вэнь фан сы бао», являются кисти, краска, тушечница и полотно. С древности художники использовали минеральные и растительные краски, тушь, которые изготавливали сами, так как на тот момент еще не было массового красочного производства, и лишь сам мастер знал необходимую ему консистенцию.

Самой любимой краской была, пожалуй, тушь высшего сорта с легким отблеском, поэтому многие картины были монохромными, что отнюдь не делало их однообразными и блеклыми, скорее наоборот. Такая техника называется «би-мо», что так и переводится – «кисть-тушь». Каждый творец умел правильно растереть плитку туши в густое или жидкое состояние так, что получался полный спектр возможных цветов – от угольно-черного до бледно-серого. Еще один непременный атрибут каждого художника – собственная тушечница для хранения и растирания краски, нередко нефритовая или глиняная, украшенная искусными узорами и передаваемая через поколения.

Живопись гохуа Китай

Кистям также уделялось особое внимание. Изготовленные только из натуральных материалов, они были самых разных размеров – от полусантиметра в диаметре до пяти сантиметров. Разнообразие кистей позволяло как рисовать тончайшие линии, так и делать густые мазки.

Иногда мастера вовсе не пользовались кистями: изящные линии они прорисовывали с помощью ногтя, а крупные мазки делали большими пальцами.

В качестве полотна выступал шелк, тонкая рисовая бумага под названием суан, пеньковый, хлопчатобумажный холст. Чаще всего картины выполнялись на длинных свитках: вертикальных, которые вешались на стены, и горизонтальных, которые хранились в специальных тубусах и рассматривались на столе. Удивительно, но такие свитки хранятся очень долго, не теряя цвета – до сих пор сохранились шедевры, которым больше тысячелетия.

Китайские картины разительно отличаются от образцов европейской культуры. Если для европейцев важную роль играют цвета, игра светотени, законы перспективы, то для китайцев самое главное – линии. Каждая работа – сплетение линий, причем линий плавных, слегка искривленных; в них выражены естественные движения животных и людей, неспешное течение природного мира.

Живописные творения китайцев насквозь пропитаны символизмом. Будь то животные, мифические существа (феникс, дракон), времена года, растения, цветы – все несет в себе скрытый смысл и некую аллегорию. К примеру, водопад – олицетворение божественного слияния стихий воды и земли.
Китайское художество не живет само по себе – оно сплетено с такими видами искусства, как каллиграфия и поэзия. Каждая картина традиционно содержит в себе некое стихотворное высказывание, выражающее весь ее смысл – так мастер показывает, что хотел донести людям. Короткий стих, написанный иероглифами, выведен каллиграфически изящным почерком, требующих тех же инструментов – полотна, кистей, красок и высокого мастерства.

Другой непременный картинный атрибут – красная печать. Это была своеобразная подпись художника, штамп качества.

Если говорить кратко, то китайское изобразительное искусство обладает несколькими особенностями:

  • линейность;
  • простота, лаконичность;
  • особые материалы вроде рисовой бумаги или шелка, имеющие форму свитков;
  • использование натуральных кистей и минеральных красок, туши;
  • родство с каллиграфией и поэзией;
  • связь с философией: буддизмом, конфуцианством, даосизмом;
  • глубокий символизм;
  • наличие именной печати художника.

Стили и жанры

Выделяется несколько классических жанров, которых придерживались художники Поднебесной:

  • Шаншуй – пейзаж

Основой пейзажа являются горы и вода – то, что окружает большинство китайцев и дарит им силы природы.

Китайская живопись шань-шуй
Китайская живопись шань-шуй
  • Цветы и птицы

Если говорить о цветах, то отдельно выделяется 4 вида: орхидея, хризантема, лотос и слива. Каждый из них олицетворяет определенные черты: орхидея – весну, нежность и утонченность, лотос – чистый и мудрый разум, хризантема – красоту, целомудрие и скромность, слива – стойкость.

Китайская живопись цветы и птицы
Китайская живопись цветы и птицы
  • Бамбук

Отдельным направлением выделяется рисование бамбука, ведь он считается олицетворением всего китайского народа: непреклонного, стойкого к любым непогодам, наделенного благородным нравом и крепким характером.

Китайская живопись бамбук
Китайская живопись бамбук
  • Животные

Изображаются как существующие, так и мифические существа. Любимыми животными в анималистическом жанре являются дракон и феникс. Рисование животных и растений называется по-китайски «хуаняо».

Живопись гохуа дракон
Китайская живопись дракон
  • Портрет – женьу

Главной идеей портретного искусства является передача не только внешнего сходства, но и внутреннего. Портретисту важно передать красоту и богатство внутреннего мира человека, его настроение, эмоциональное состояние.

Китайская живопись портрет
Китайская живопись портрет

Если же говорить о стилях, то их имеется два:

  • гунби
  • се-и

Первый складывался на ранних стадиях и был обязателен для художников императорского дворца – а таких было большинство. Се-и появился лишь ближе к концу 19 века.

Гунби отличается тем, что в этом стиле важны все, даже очень маленькие элементы. Детализация, внимание к цветам, реалистичность, изысканность – вот как можно охарактеризовать его. Недаром его буквально называют «прилежной» или «тонкой» кистью.

Китайская живопись гунби
Китайская живопись гунби

В противовес гунби появляется се-и – «грубая», «свободная» кисть. Здесь наиболее важным становится настроение, душевное состояние. Искренность, близость, философичность и поэтичность – это все се-и. И хотя картины в этом стиле получаются не такими изящными и красочными (ведь зачастую используется монохромная тушь), в них ощущается большая чувственность и свобода.

Китайская живопись се-и
Китайская живопись се-и

Зарождение и расцвет

До сих пор нет единого мнения, когда же зародилась китайская гохуа. Некоторые утверждают, что еще в VII столетии до нашей эры, другие указывают на эпоху Сражающихся царств, но наиболее известные и талантливые живописцы древнего Китая жили в IV-VIII столетиях уже нашей эпохи. К ним относятся Гу Кайчжи – его же, кстати, называют отцом теоретической живописи, Сэ Хэ, У Даоцзы, Го Си, Вань Вэй и другие.

Гу Кайчжи на рубеже IV и V веков составил трактат-теорию «Заметки о старинной живописи», где обозначил 6 главных принципов рисования. Основной из них утверждает, что картина должна иметь живое, одухотворенное движение, которое имеется в природном мире. К другим принципам относятся естественность, композиция, структура, соблюдение традиций, высочайшая техника рисования.

Еще в древности сформировались все основные художественные жанры: цветы и птицы, пейзаж, портрет, животные, бамбук. На картинах человек не был центром мироздания, а лишь частицей Вселенной.

Для письма использовались кисти, натуральные краски, тушь, шелк, бумага. Ван Вэй, творивший в VIII столетии, предпочитал тушь и заметил, что большинство творцов-интеллигентов придерживаются такой же черно-белой техники.

Наибольшего расцвета изобразительное искусство достигло в период династий Тан и Сун, то есть в VII-XIII века. Многие художники состояли при дворе, расписывали стены императорских дворцов и храмов, создавали свитки, расписывали драгоценные шелковые ширмы, вееры.

В X веке была создана Императорская Академия художеств – в одну только эпоху Сун здесь служило более полутора сотен художников. Среди них были Хань Хуан, Ся Гуй, Ма Юань, Вэнь Тун. Более того, художники нередко занимали высокие придворные посты, а некоторые правители, например Хуэй Цзун в период Сун, и сами были художественными мастерами.

Картина художника Ма Юаня
Картина художника Ма Юаня

Го Си, творивший в XI веке в жанре пейзажа, написал труд «О живописи», где во главу поставил благородный характер творца и его поэтичную натуру. Его современник, занимавшийся одновременно также каллиграфией и литературой, также считал поэзию неотъемлемым атрибутом картин.

Средневековье

Достигнув в эпоху династии Сун пика своего развития, после ее падения художественное искусство тоже стало постепенно приходить к небольшому упадку. Хоть было большое число выдающихся мастеров средневекового периода – Ни Цзань, Ван Мэн, Кэ Цзюсы, Чжао Юн – в их мире не создавалось практически ничего нового, в своих работах они по большей части ориентировались на образцы предыдущей эпохи.

Такая тенденция также связана с историей всего государства – в 1271 году к власти пришло семейство Юань – выходцы из Монголии, которые установили свой диктат практически на век. Затем воцарилась последняя исконно китайская династия Мин, но в 1644 году власть снова отняли чужестранцы, на этот раз – маньчжуры, оставшиеся у руля государства вплоть до падения империи в 1911 году.

Это сказалось на настроении людей, в том числе художников. Многие из них не желали состоять при императорах некитайских кровей, поэтому становились одиночками или отшельниками. Появилось множество мастеров, происходящих из бедных сословий.

В период Юань особенной известности добились Чжао Мэнфу и его жена Гуань Даошен. К слову, она стала первой знаменитой женщиной-художницей.

Гуань Даошэн. Бамбуковые рощи в тумане и дождь
Гуань Даошэн. Бамбуковые рощи в тумане и дождь

В Минскую эпоху появилась так называемая живопись фигур. Особенно отличилась в то время четверка творцов: Цю Ин, Тан Инь, Вэнь Чженмин и Шэнь Чжоу. Цю Ин также стал развивать недавно возникший на тот момент эротический жанр – изображались обнаженные натуры и довольно откровенные сцены.

Новое время и современность

Начиная с XVI столетия на китайское искусство подул ветер перемен, навеянный с Запада. На тот момент многие азиатские страны были завоеваны европейскими колонизаторами, и это не могло не оказать влияния на культуру Поднебесной.

Известнейшим творцом XVIII века был Джузеппе Кастильоне – миссионер из Европы, прибывший в Китай и впоследствии ставший здешним придворным художником. С собой он привез традиционные западные техники светотени и перспективы, масляные краски, соединил с китайскими традициями – и получились совершенно новые шедевры.

После падения империи в начале XX века и прихода Мао Цзедуна многие придворные творцы остались безработными, а искусство «ушло в народ» – среди художников появились выходцы из самых разных сословий, в то время как европейское влияние все усиливалось. Когда торгово-экономическим центром стал порт Шанхай, туда устремились и представители культуры. Так сложилась Шанхайская живописная школа, наиболее популярная и по сей день.

Ярчайший представитель прошлого столетия – Ци Байши. Будучи выходцем из бедной семьи, он стал представителем интеллигенции, интеллектуалом. В своих работах он соединил простоту, оригинальность, показав необычным способом привычные мотивы: деревню, быт, животных, овощи, рыб.

Ци Байши была присуждена Международная премия мира.

Современное изобразительное искусство Поднебесной достигло огромных масштабов. Многие художники из Китая известны по всему миру, участвуют в международных выставках и получают премии. В то же время сейчас, чтобы писать в китайском стиле, необязательно быть китайцем – стиля гохуа придерживаются многие мастера из разных стран, в том числе и из России.

Ци Байши - китайская живопись
Ци Байши. Китайская живопись

Заключение

Итак, сегодня мы узнали о самобытности китайской живописи, которая в течение нескольких тысячелетий не растеряла своей уникальности и стала распространяться по всему миру. Традиционные картины Китая – выполненные на рисовой или шелковой бумаге свитки, ширмы и даже вееры с нанесенными на них тушью и минеральными красками буквально ожившими изображениями. Цветы, птицы, животные, люди, горы, реки – все это на картинах живет в предельной гармонии с окружающей природой.

Благодарим вас за внимание, уважаемые читатели! Хочется верить, что наша статья была для вас полезной. Подписывайтесь на почтовую рассылку, и продолжим искать истину вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.