Буддизм в Якутии — как проходило строительство и открытие дацана в республике

Рады приветствовать вас в нашем блоге, дорогие друзья – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем изучать географию и историю распространения учения Будды по всему миру, и сегодня хотим рассказать вам про буддизм в Якутии. И хотя эта национальная республика не является традиционно буддистской, здесь представителей этой мировой религии насчитывается довольно много. 

Из статьи ниже вы узнаете, как проникло Учение на якутские земли, когда начался его расцвет, какими особенностями оно здесь обладает. Также мы подробно расскажем про якутский дацан, который привлекает десятки паломников каждый день.

Итак, в поисках новых, еще неизведанных буддийских мест приглашаем вас переместиться на север нашей родины!

Особенности якутского буддизма

Якутия, она же Республика Саха – поистине уникальный уголок нашей необъятной страны. Во-первых, это самый большой регион России и при этом один из наименее заселенных (по плотности населения ему уступают лишь Чукотка и Ненецкий автономный округ). Во-вторых, это крупнейшая административно-территориальная единица внутри государства в мире, а по площади Якутия превосходит даже Аргентину, которая, к слову, в рейтинге крупнейших по площади стран занимает восьмую строчку. 

Республика Саха на карте России

При этом Якутия совсем не похожа на остальную часть России – здесь есть не только россыпи алмазов и золота, но и собственный язык, многочисленные народы, проживающие в республике, в том числе и коренные, а значит – целое разнообразие религий.

Якутский народ, который предпочитает себя называть «саха», относится к тюркской группе. Он считается самым многочисленным среди сибирских коренных народов и, естественно, имеет свой язык. Всего на исторической родине проживает большинство якутов – чуть меньше пятисот тысяч, а это половина всего населения Якутии.

Саха занимает огромную территорию на Дальнем Востоке. По совместительству это самый северный регион, где распространился буддизм. Сам Будда Шакьямуни две с половиной тысячи лет назад говорил, что основанное им учение, возникнув в Индии, распространится на самый север – так и случилось, правда, этому предшествовала долгая история.

Исторически на территории современной Якутской республики жили коренные народы, которые занимались скотоводством, а позже – земледелием и рыболовным промыслом. Быт местных пронизывал шаманизм и вера в духов, которые вылились в локальную религию, именуемую айыы. Согласно ей, весь народ саха – дети Бога, или Тангара, а небесные жители Айыы – его родные. 

Также существуют многочисленные духи огня, дома, земли, охоты, рек, деревьев, равнин, возвышенностей – список можно продолжать долго. Эти духи носят название иччи.

Традиционная якутская вера преобладает в республике до сих пор и в 2012 году даже была официально признана региональным министерством юстиции.

В 20-30-е годы XVII века якутские территории вошли в состав Российского государства, а веком позже начался массовый процесс насаждения христианской религии. Однако он по-своему благотворно повлиял на развитие региона. Хотя сплошь появились русские фамилии, якуты становились христианами лишь формально, сохранив собственную веру. Вместе с тем они начали получать льготы, а также развивать собственную письменность, повышать грамотность, просвещаться.

Параллельно с этим, когда Саха стала частью империи, туда стали перебираться представители других народов, например, русские, эвенки, а также буряты, калмыки, тувинцы – а они, как известно, исповедовали буддизм. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной буддийская религия была принята официально, а в 1764 году Екатерина II создала титул Пандито Хамбо-ламы – главы буддийской общины на сибирских и забайкальских территориях.

Императрица Елизавета Петровна

Однако качественно новым витком развития учения Будды в Якутии стал советский период, когда жители разных регионов после окончания вуза отправлялись по распределению трудиться в Саху, чтобы осваивать север. Так здесь появилось целое бурятское сообщество, которое за десятилетия породнилось с коренным народом.

Бурят, исповедующих буддизм, в Сахе насчитывается более семи тысяч – это седьмая по численности этническая группа в регионе.

Местная буддийская община, состоявшая в основном из бурят, стала разрастаться и обретать власть. В 1998 году община обратилась на родину, в знаменитый Иволгинский дацан, чтобы им прислали в помощь ламу. Так для проведения различных молебнов, обрядов, праздников из Бурятии в Якутск был отправлен представитель буддийской сангхи России – молодой Дандар-лама, выпускник буддийского университета «Даши Чойнхорлин», которого в миру зовут Дмитрий Жалсараев.

Дандар-лама

По признанию самого ламы, поначалу он был не в восторге от такого решения. К тому же в самом начале было довольно тяжело – представители буддистской общины собирались на молебны в небольших культурных центрах, в съемных помещениях, а то и вовсе в доме Дандар-ламы. Однако в 2009 году было решено построить в якутской столице дацан, который спустя пять лет был торжественно открыт.

Дацан в Якутске

На сегодняшний момент в Якутии живут представители разных вероисповеданий:

  • православие (около 38%);
  • шаманизм и религия айыы (28%);
  • смесь православной веры и айыы;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • ислам;
  • буддизм.

Представители последних четырех конфессий насчитывают приблизительно по 2-3% от всего населения региона, и у каждой из них в Якутии есть свои святыни, храмы.

Сейчас Дандар-лама по-прежнему возглавляет буддийскую общину Якутии, а ее членов становится все больше. Что примечательно, это не только выходцы из Бурятии, Калмыкии или Тувы, но и русские, а также сами коренные жители. Якуты с легкостью и даже с любовью приняли, казалось бы, чуждую им религию за ее миролюбие и ненасильственный способ распространения мысли. В свою очередь, буддизм внес заметный вклад в жизнь якутского народа и стал неотъемлемой частью его многонациональной и поликонфессиональной культуры.

Также существует одна любопытная теория по поводу происхождения этнонима «саха». Есть мнение, что арийцы, которые населяли территории современной Индии и Ирана, пришли с севера. Кроме того, интересным представляется тот факт, что на российском севере, в том числе в Якутии, много топонимов явно санскритского происхождения.

Идя дальше, лингвисты проводят параллель между этнонимом «саха» и индийским родом Сакья, он же – Шакья, откуда происходил сам Будда Шакьямуни. Также слово «саха» лингвистически относится к оленю, который, как известно, является одним из почитаемых в буддизме животных. К примеру, первыми слушателями Будды были именно олени в лесу, а колесо дхармы на изображениях окружают два оленя. Тем самым некоторые исследователи склонны считать, что буддизм на территории региона Саха появился гораздо раньше, чем многие привыкли думать.

Дацан

Необходимость постройки дацана в Якутске назревала давно – местная буддийская община «Лотос» была довольно многочисленной, но всем этим людям негде было проводить молебны и ритуалы. Что удивительно, особые благословенные знаки от самого нынешнего Далай-ламы XIV стали появляться еще до того, как строительство было запланировано. Известно три интересных случая:

  • 2002 год – якутская делегация прибыла в Индию с визитом к Далай-ламе, и он вручил им собственный портрет с хадаком – ритуальным платком – для передачи буддийской общине Якутии в честь начала возведения дацана, который должен стать самым северным в мире.

  • 2006 год – Его Святейшество отправил якутской общине особый сосуд с золотыми, серебряными, бронзовыми, жемчужными, коралловыми драгоценностями, лечебными растениями, листочками сусального золота с начертанными на них мантрами, чтобы этот сосуд-бумбу заложили в основание святыни.
  • 2008 год – члены общины из Сахи прибыли в индийский город Дхарамсала, где находится тибетское правительство в изгнании. Среди них был Эдьиий Дора, он же Иван Ушницкий. Когда делегация подошла к Далай-ламе, тот обратился к нему и сказал, что давно его ждал. Тогда же Его Святейшество, узнав, что строительство дацана наконец-то планируется, подарил делегации освященную статуэтку Будды, покрытую золотом, и дал благословение на постройку святыни.

До начала строительства якутских буддистов ждали трудности и много работы. Нужно было выбрать такое место, чтобы поблизости был лес, водоем и не было кладбища – это основные требования для возведения буддийских святилищ. 

Также требовалось собрать все необходимые документы, разработать проект, составить смету, общаться с органами власти, согласовывать с ними детали, получить все разрешения, а главное – собрать деньги. Денег из бюджета на это не выделялось, поэтому все работы планировались на собранные средства, деньги жертвовали все неравнодушные и даже те, кто, казалось бы, далек от буддизма – люди другой национальности и религии. А также некоторые компании, занимающиеся строительством, жертвовали стройматериалы: цемент, плитку.

В 2009 году строительство дацана наконец началось. Для него была выбрана территория на окраине города, в двенадцати километрах от городского центра, в окружении соснового леса, неподалеку от санатория «Чэбдик». В сентябре этого же года начали закладку фундамента, а в него в качестве обряда для защиты от нечистых сил заложили тот самый сосуд, подаренный Далай-ламой.

Из-за очень холодного климата и особенностей грунта было решено поставить фундамент на специальных сваях из железобетона длиной в десять метров. Так появился самый северный на планете буддийский храм, он же – единственный на территории вечной мерзлоты.

Спустя три года, в сентябре 2012 года, было построено главное здание. А официальное открытие состоялось 2 октября 2014 года. Накануне этой даты дацан ритуально освятили, а событие возглавил глава Буддийской традиционной Сангхи России 24-й Пандито Хамбо-лама Аюшеев. 

Прилегающая к святыне территория довольно большая – почти восемь тысяч квадратных метров. Площадь главного здания при этом – свыше пятисот квадратных метров. Главный вход в святыню по традиции обращен на юг.

Фасад и внутренняя отделка выполнены в традиционном бурятском стиле: монументальное здание в два этажа со слегка вздернутыми вверх уголками крыши и верхней надстройкой, словно облегчающей весь общий вид. Но если обычно такие здания щедро украшаются, то в якутском дацане все довольно скромно, без вычурности. Еще одна особенность, связанная с климатом – здание выполнено не из дерева, а из камня.

Сам фасад белый, к желто-красным дверям ведут ступеньки, а вход увенчан позолоченными статуэтками двух оленей, окруживших колесо дхармы. Кроме этого, здесь есть другие священные предметы и реликвии:

  • молитвенные барабаны;
  • портрет Далай-ламы, подаренный им самим же;
  • золотая статуя Будды – тоже подарок Его Святейшества.

С момента открытия и до наших дней дацан никогда не был пустым – здесь собираются все буддисты не только Якутии, но и соседних регионов, а также гости республики. Сюда приходят люди по важным событиям – по поводу свадьбы, рождения малыша, постройки дома, смены работы, открытию бизнеса, болезни, смерти, а также здесь собираются во время религиозных праздников и ежедневных служб. При посещении святыни по обыкновению совершают гороо – священный обход территории несколько раз.

Дацан – это целый культурный центр, где проводится обучение бурятскому языку, основам учения Будды, различные выставки и другие события в сфере религии, культуры и просвещения. Кроме Дандар-ламы, здесь трудятся и другие ламы: Зурхайша, занимающийся астрологией, Эмчи, занятый лечением, Багша – духовный наставник, Бараяша – мануальный терапевт.

На данный момент содержанием, уборкой территории занимаются сами верующие и добровольцы из числа прихожан. Планируется еще много работы по внутренней отделке дацана и строительству новых сооружений, например, домиков для местных монахов, кафе бурятской кухни. Каждый может сделать посильный вклад в развитие святилища – вся информация и реквизиты для денежных переводов указаны на официальном сайте дацана: http://northdatsan.org .

Добраться до дацана из центра Якутска несложно – автобусом номер 15 или 41 до конечной остановки «Санаторий Чэбдик», а дальше немного пройти пешком. Адрес полностью: город Якутск, Борисовка-1, Сергеляхское шоссе, 12-й километр, дом 12, корпус 1.

Заключение

Итак, сегодня мы подробно изучили историю и особенности учения Будды в Якутии. И хотя оно не является основной религией республики, все же сыграло большую роль в становлении культуры и даже быта местного народа. Появление здесь дацана – подтверждение силы буддийской общины региона, а также его стремления к духовности.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно открыть новый островок буддизма вместе с нами. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, подписывайтесь на почтовую рассылку – мы будем очень признательны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Михаил

    Благодарю за статью.
    Было интересно почитать.

  2. Владислав

    Мой родной Дацан! Как будто побывал на Родине! Ом Мани Падме Хум!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.