Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Со словом «дзен» у многих из нас возникают ассоциации с Востоком. Мы все чаще встречаем его в современных научно-популярных и художественных произведениях, фильмах, сериалах, в лентах соцсетей, названиях статей.
Предлагаем вместе разобраться: что значит «поймать дзен»? В статье ниже мы поговорим о том, что такое дзен, как мы «познаем» его с точки зрения обычного человека, далекого от восточной культуры, а также с точки зрения восточной философии.
Содержание:
Что есть дзен?
Поймать дзен – как мы это понимаем?
Что это такое на самом деле?
Заключение
Что есть дзен?
Для начала определим, что дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, а само понятие «дзен» – это духовные практики и состояние, достигаемое при упорных медитациях. Эти понятия не тождественны, хотя находятся в связке друг с другом.
Дзен-буддизм как религиозное течение возник в Китае, вобрав в себя основные постулаты буддизма и даосизма. Позже он распространился по всей дальневосточной Азии: по Вьетнаму, Корее, Китаю и особенно Японии.
Дзен – это учение, в основе которого лежит созерцание и медитативные практики, в конечном счете приводящие к главной цели буддистов – Просветлению. Дзен – это состояние пробуждения, понимания мироустройства. Это познание глубин собственной сущности, успокоение ума, высвобождение энергии – полная свобода.
Поймать дзен – как мы это понимаем?
«Чань», «тхиен», «сон» – у дзен множество названий в разных странах. Но для нас, жителей Запада, он остается старым добрым «дзеном», потому что уже несколько десятилетий западный мир с ним знаком.
Но что значит век в масштабах целой цивилизации? За это время мы так и не смогли понять истинного значения фразы «поймать дзен». Зачастую мы с вами под этим понятием подразумеваем спокойствие, умиротворение, сосредоточенность, некоторую отрешенность от мира.
Найти его — значит научиться самообладанию, погрузиться в состояние покоя, расслабления. Другое понимание предполагает то, что человек узнал истину, прикоснулся к откровению, которое кроет в себе что-то простое и в то же время мудрое, вселенское.
Дзен, по мнению тех, кто далек от философии Будды, это состояние души: гибкий ум, невозмутимость в любой ситуации, внутренний покой, постоянное чувство равновесия. И во многом эти люди правы – все так и есть, если не углубляться в основы дзен-буддизма, его принципы и практики.
При этом некоторые представители западной культуры несколько исказили понятие дзен, используя состояние спокойствия, постижения ума, непоколебимость с точностью до наоборот в своей философии. Дзен также стал поддерживаться адептами массовой культуры Запада в искаженной форме, не имеющей никакого отношения к философскому, этическому учению.
В разрезе такого взгляда выделяется несколько видов «западного» течения дзен:
- интеллектуальный – образ мышления свободных художников, писателей, мыслителей современности;
- психоделический – образ жизни, который пропагандирует употребление наркотических веществ, которые якобы расширяют границы сознания и помогают увидеть неизведанное;
- битнический – поведение, принятое в молодежных кругах, субкультурах, среди так называемых хипстеров и битников, известных с американских 50-х прошлого века. Подобное поведение предполагает жизнь против системы, отрицание норм морали, свободу самовыражения и сексуальную распущенность.
Эти три поведенческих вида в западном видении мира ассоциируются с восточной философией дзен, но на самом деле никакого отношения к ней не имеют, а в некоторых аспектах даже наоборот – противоречат ей.
Что это такое на самом деле?
Познать дзен с точки зрения буддистской философии — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего. Учение утверждает, что это подвластно каждому, и тогда он станет гуру или бодхисаттвой.
Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:
- Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
- Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
- Желания и привязанности преодолимы.
- Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.
Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.
В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.
Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.
Коаном в дзен-буддийской практике называют задачи, упражнения, вопросы, которые парадоксальны, абсурдны по своей сути, но помогают ученику покинуть границы абстрактной мысли. Он, спустя продолжительное время созерцания, должен прийти к решению, постижению состояния дзен.
Примером коана могут быть вопросы:
- Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
- Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?
Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам познать самим на практике, что это такое – «поймать дзен».
Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.
Здравствуйте смелые, дерзновенные! Для меня ДЗЕН — это путь просветления (пробуждения). Хочу уйти от страданий, как и все видимо. Использую все возможное — медитации, ретрит (пока на 2-3 дня дома), самонаблюдение ( слежу, где я отождествляюсь с гневом, страхом, кайфом и пр.), мауну (молчание), йогу (аштанга, частично). Боюсь этапа на этом пути — «темная ночь души», боюсь потере себя (самоидентификации)… А без Мастера рядом просветление возможно? Крыша не поедет? Кто в силе — помогите…
Любовь, здравствуйте!
Наше мнение таково: просветление без Мастера рядом возможно, достиг же его таким образом Будда Шакьямуни. Однако с Мастером это безопаснее, быстрее. Если Вы чувствуете дискомфорт, страх, то они могут стать препятствием на Вашем пути, существенно замедлить и осложнить процесс. В таком случае, Вам, возможно, имеет смысл поискать себе Учителя.
Зачем тратить время на поиски учителя? Как незрелый ученик может его оценить?
Когда ученик будет готов к работе с мастером, он найдётся сам.
Каждому свое. Кто-то ищет активно, и находит. Кто-то ждет, и к нему приходит. Для того, чтобы ученик мог оценить учителя, в буддийской литературе есть списки определенных наборов качеств, которыми должен обладать духовный учитель. Первичная оценка все равно происходит. Даже просто в жизни, выбирая себе учителя, мы предварительно оцениваем его и стараемся выбрать наиболее подходящего нам.
Вы сами запудрили себе мозги ненужной терминологией. Зачем вам эта путаница? Просто живите по духовным законам, любите себя (единствееного вашего друга и советника), познавайте себя как микро- и макро- Вселенную. Усматривайте свою взаимосвязь с Природой. И будет с вас.
Вероятно, если бы это было так просто, человек уже пришел бы к этому сам…