Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Предлагаем вам поговорить о прекрасном, поэтому тема нашего сегодняшнего разговора – бонсай в Японии. Наверняка многие видели эти удивительные деревца, которые помещаются в небольшом горшке.
Сегодня мы хотим раскрыть секреты этого занятия: что такое бонсай, как он появился и развивался, где зародился. Также, прочитав статью, вы станете разбираться в этом искусстве, узнав, какие стили существуют, какие растения используют, а главное – как вырастить их самостоятельно.
Будет интересно, и, возможно, вы немедленно захотите приступить к практике.
Содержание:
Понятие
Историческая минутка
Особенности
Стили
Выращиваем самостоятельно
Заключение
Понятие
Слово «бонсай» буквально имеет значение «растение, выросшее на подносе». Это настоящий вид искусства, суть которого заключается в том, чтобы вырастить миниатюрную копию дерева, растущего в природе.
Деревца редко вырастают выше полуметра. Подобных размеров они достигают благодаря искусной работе мастеров, которые тщательно следят за освещением, поливают, подрезают и дают растениям специальную подкормку, а также устанавливают особые проволочные каркасы для придания заветной формы. Им не дают вырастать вширь и ввысь также корни, находящиеся на одной плоскости в небольших контейнерах-подносах диаметром до тридцати сантиметров.
Что любопытно, дерево сохраняет все признаки своего биологического вида. При этом оно способно расти несколько десятилетий, а то и веков, сменяя своих хозяев и храня о них долгую память. В этом заключается некий символизм – недаром японский бонсай стал олицетворением вечности и бессмертия.
До сегодняшнего дня сохранилась сосенка, хозяином которой был еще первый сегун семейства Токугава, живший в первой половине XVII века.
Бонсай – неотъемлемая часть культуры японцев, как, например, икебана, сады камней, чайные церемонии. Говоря кратко, бонсай позволяет увидеть окружающую природу в миниатюре.
Историческая минутка
Существуя несколько веков, бонсай из атрибута привилегированной элиты стал достоянием всех японцев. Впрочем, даже сегодня некоторые миниатюрные деревца, выращенные по всем правилам, стоят довольно дорого. Но обо всем по порядку.
Существует китайская вариация этого занятия – «пэнцзин». Собственно говоря, он и был прародителем современного бонсай, потому как пришел в Японию из Поднебесной. Даже сами названия считаются одинаковыми – это просто два разных произношения одних и тех же иероглифов, которые, как известно, у китайцев и японцев в целом одинаковые.
Но именно в Стране восходящего солнца он стал настолько известным и возрос до размеров искусного мастерства. Есть мнение, что его принесли на японские земли буддисты-кочевники из монашества, пришедшие в VI столетии из Китая. В японском буддизме икебана и сейчас имеет особое значение, так как, символизируя сад Будды, приближает людей к Учителю, давая им возможность играть роль садовника.
Другая легенда говорит об одном правителе, который решил воссоздать в уменьшенном виде свои владения: земли, горные массивы, речки, деревни, города и даже деревья. Последние получились настолько удачно, что вылились в отдельный вид искусства.
Поначалу, со времени появления, его называли «хати-ноки», что значит «горшечное дерево», и довольно часто применяли при традиционных чаепитиях и церемониях. Новый виток развития наступил в XVII веке, когда к власти пришел клан Токугава. Маленький клен и азалия – это популярность того времени.
К следующему столетию ремесло бонсай сильно развилось, появились особые техники, различные стили, и искусство стало ассоциироваться с богатыми слоями населения. В конце XIX столетия о нем узнал и западный мир. Это произошло после парижской выставки, где карликовые деревья экспонировались в павильоне Японии. В начале XX века в японской столице впервые прошла отдельная выставка бонсай.
К нынешнему моменту искусство бонсай стало более массовым, появились еще более «хитрые» техники и виды, а также отдельные ответвления, к примеру, вабикуса, кусамоно и кокэдама. Всего им посвящены свыше тысячи литературных трудов на более чем двадцати разных языках планеты.
Особенности
Вырастить миниатюрную копию можно, конечно же, не любого растения, хотя японцы все больше преуспевают в этом деле. Лучше всего подходят хвойные виды: кедр, кипарис, сосна, казацкий можжевельник. Но довольно часто встречаются и лиственные растения: сакура, бук, клен, дзельква, фикус, который, кстати, идеально подходит для новичков.
При этом размер миниатюр зависит от размеров деревьев в реальной природе. Выше всех, почти до семидесяти сантиметров, могут вырастать сосны, в то время как средний размер кленовой миниатюры – около семнадцати сантиметров. Удивительно, что для выращивания используется семечко или черенок обыкновенного дерева, а не селекционированного.
Миниатюрное дерево бонсай меньше «оригинала» приблизительно в пятьдесят-восемьдесят раз.
Существует отдельная классификация по размерам:
- Мамэ – крохотный, от 2,5 см и меньше до 15;
- Сехин – малый, от 15 до 25 см;
- Кифу – средний, до 40 см;
- Тю-тхин – большой, 40-120 см;
- Дай-дза – гигантский – до 1,2 м.
Главный критерий хорошего и дорогого растения – его возраст: чем оно старше, тем ценнее. Также ценители обращают внимание на его здоровье и соответствие габаритам поддона.
Человек, владеющий столь редким видом искусства, не просто мастер, а истинный художник, ведь важно не просто воспроизвести копию уже существующего, а показать собственное видение красоты, которое к тому же выглядит максимально естественным образом.
Важные атрибуты композиции – поддоны и камни. В Японии они используются приглушенных тонов: серых, темных – чтобы не отвлекать внимание на себя, а являть собой лаконичное продолжение.
Считается, что чтобы правильно оценить результат, нужно для начала взглянуть на него сверху, а лишь только потом – сбоку. Оценивая, человек должен попробовать мысленно уменьшиться в размерах настолько, чтобы дерево обрело натуральные пропорции по соотношению с человеком.
Чтобы сполна полюбоваться настоящими шедеврами, стоит отправиться в целые деревни бонсай: Омия в регионе Сайтама и Кинаси в префектуре Такамацу. Тут содержится множество идеальных образцов.
Стили
Традиционно искусство классифицируется по двум течениям: формальному (котэн) и неформальному (бундзин). Согласно котэн, стволовое основание более толстое, нежели верхушка. В неклассическом направлении все с точностью до наоборот, и, надо сказать, прийти к такому результату куда сложнее.
Всего существует порядка 34 стилей. Расскажем о главных из них:
- Теккан – котэн с прямым стволом.
- Моеги – контуры могут искривляться.
- Сокан – два разных ствола соединяются в единую крону.
- Сякан – линии прямые, но находятся под углом относительно земли.
- Кэнгай, или каскадный стиль – деревце растет, опуская ветви гораздо глубже основания посуды и выходя за его пределы.
- Хан-кэнгай, или полукаскад – крона растет вниз, но останавливается у уровня основания.
- Есэ Уэ – композиция напоминает не одно, а целую группу деревьев.
- Исицуки – дерево вырастает будто на скале, роль которой играет массивный камень.
Выращиваем самостоятельно
Вырастить мини-деревце не так просто, как кому-то может показаться на первый взгляд. Иногда, чтобы освоить мастерство, требуются годы, а то и десятилетия. Некоторые говорят, что только научиться правильно поливать можно лишь за три года.
Для начала нужно определиться, какой способ выбрать для первого этапа – посева. Их существует несколько:
- Мисе – в естественных условиях отбираются семена растения, высаживаются, и с самого начала нужно замедлять его рост.
- Торики – берутся черенки, на которых частично срезается кора в определенных местах, и пораженные древесные участки нужно обработать особыми средствами, чтобы стимулировать корни к росту. Затем эти места закрывают мховым и пленочным покрытием.
- Ямадори – на открытом участке нужно найти подходящее растение, подкопать по периметру и оставить на пару месяцев, пока не прорастут корни на поверхности. Затем следует изъять растение из земли вместе с корнями и высадить в поддоне.
- Уэки – можно просто купить подросшее растение или «заготовку» бонсая, ухаживая затем по всем правилам.
Важно знать, что миниатюры обычно не выращивают в закрытом помещении, а только на свежем воздухе, на балконе или во дворе. Все это потому, что им требуется определенный уровень влажности и освещения. На короткий промежуток времени разрешается занести растение в комнату по торжественным случаям (например, в качестве декора интерьера при приеме гостей), но даже тогда нужно строго следить, чтобы освещения и влажности было достаточно.
Чтобы сделать из ростка бонсай, следует начать замедление роста и придание нужной формы. Для этого часто производят обрезание корневой системы, удаление побегов, высаживание в небогатые почвы. Также иногда обрезают ветви и создают каркас с помощью проволоки из меди.
Самое главное – особый горшок, наполненный влажной почвой приблизительно на пять-шесть сантиметров. Обычная почва, которую продают повсеместно, не подойдет – нужен специальный японский грунт. В его составе – определенное соотношение торфа, песка и древесного угля.
Также очень важен полив, чтобы растение и почва не засыхала, а всегда сохраняла влажность. Наверху композицию можно украсить мхом или камнями.
Заключение
Бонсай – отдельный вид японского искусства, который пришел из Китая, но именно в Стране восходящего солнца стал популярным, завоевав сердца эстетов по всему миру. Он имеет множество стилей и техник исполнения, а самостоятельное овладение мастерством может занять долгие годы. Однако результат поражает – он позволяет создать целый мир в миниатюре.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь ссылкой на материал с друзьями, подписывайтесь на рассылку по электронной почте – и продолжим открывать таинственный и изящный мир Востока вместе с вами.
До скорых встреч в нашем блоге!