Здравствуйте, уважаемые читатели!
В мире существует немало различных видов медитации. Все они в той или иной мере способствуют улучшению качества жизни практикующего.
Одна из таких методик – випассана (випашьяна). 2500 лет назад она зародилась в Индии. Сегодня вы узнаете, какова техника выполнения випассаны, и какую пользу она может принести человеку.
Содержание:
Випассана в буддизме
Суть метода
Как проходит практическое занятие
Польза наблюдения
Заключение
Випассана в буддизме
В сборнике буддийских текстов Трипитака (иначе он называется Палийский канон, потому что все тексты в нём на языке пали) Будда дал понятие о медитации.
Умение медитировать развивалось в двух направлениях:
- видеть вещи такими, какие они есть – випассана,
- развивать спокойствие, сосредоточенность, собранность – саматха.
Мьянма XIX века стала местом, где буддийские монахи дополнили существующую методику випассаны своим подходом. В настоящее время эту методику связывают с именами бирманцев С.Н.Гоенка и Махаси-Саядо.
Первый из них – это мирянин. Болезнь побудила его обратиться к соотечественнику У Ба Кхину, который в свободное от работы время преподавал основы медитации.
Облегчение, которое принесла эта метода Гоенке, было настолько впечатляющим, что он посвятил целых четырнадцать лет изучению теории и практики випассаны.
Затем учитель уполномочил его передавать основы випассаны другим людям. Для этого Гоенка вернулся на родину этого вида практики, в Индию, и приступил к преподаванию.
Учить медитации всегда было уделом монахов в Бирме. Но С.Н. Гоенка смог излагать основы випассаны очень ясно, а результаты её были действительно значимыми.
Поэтому некоторые монахи Шри-Ланки, Индии и Бирмы обучились под его руководством. А обычных людей, прошедших через его центры обучения, созданные во многих странах мира, – тысячи.
Обучение в них безвозмездное. Добровольные пожертвования принимаются только от учеников, которые после десятидневного курса Випассаны ощутили реальные перемены в своей жизни и хотят сделать это возможным для других нуждающихся.
Последователи Гоенки работают сейчас в центрах
- Индии,
- России,
- Украины,
- Белоруссии,
- Америки,
- Австралии,
- Израиля,
- Новой Зеландии,
- Монголии,
- Тайваня,
- Таиланда,
- Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
- Канады,
- Африки.
Специальные курсы медитации предлагаются отбывающим наказание в тюрьмах. Есть курсы и для руководителей.
Особенностью преподавания в центрах Гоенки является то, что религиозность не ставится здесь во главу угла, обучающийся может быть неверующим.
Второй бирманец, Махаси-саядо, с двенадцатилетнего возраста получал образование в монастыре. В 37-летнем возрасте он стал учителем дхаммы. Параллельно Мингун Джетаван-саядо научил его медитировать.
Освоив эту практику, Махаси-саядо начал самостоятельно преподавать азы випассаны в своей деревне, затем в бирманском медитационном центре в Янгоне. Позже он открыл сеть центров в
- Бирме,
- Шри-Ланке,
- Индонезии,
- Таиланде,
- США.
Свыше 700000 человек освоили в них методу випассаны.
Суть метода
Давайте рассмотрим, в чём же заключается секрет этой практики. Во времена Будды «пассана» означало смотреть и видеть обычным образом, а «випассана» — видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не представляются нам.
Прежде всего, курс обучения обязывает практикующего дать возможность его уму успокоиться. Для этого нужно дать обет в течение практики воздерживаться от поступков и высказываний, которые могут навредить как обучаемому, так и другим людям:
- умерщвления живых существ,
- воровства,
- половых контактов,
- обмана,
- принятия субстанций, затуманивающих рассудок,
- чувственных развлечений и ношения украшений,
- приёма пищи после полудня,
- сна на роскошной постели с мягкими подушками.
После окончания интенсивной практики достаточно придерживаться первых пяти правил, с изменением третьего на «незаконных половых контактов», что подразумевает, скажем, изнасилование или прелюбодеяние.
Вторым шагом является развитие умения концентрироваться на дыхании. Его в этой технике никак не нужно изменять: ни задерживать, ни делать более глубоким.
Всё, что нужно – это спокойно наблюдать за своим естественным дыханием. Концентрация на дыхании тоже хорошо успокаивает ум.
Первые два шага – жить, не преступая нравственной черты, и овладеть своим беспокойным умом – являются хорошей подготовкой к третьему, главному шагу этой методики.
Он заключается в развитии в себе осознанности путём самонаблюдения. Наблюдать нужно за:
- своим телом
- эмоциями и чувствами
- умом
- объектами ума
Нужно постоянно и отстранённо констатировать изменения происходящие в теле и уме, проникая всё глубже в собственную природу и очищаясь таким образом от умственных загрязнений.
Человек не может непосредственно очищать ум, однако древние мудрецы заметили одну особенность. Каждый раз при возникновении какого-либо негатива в уме, будь то гнев, зависть, ревность или какое-то другое отрицательное чувство, на физическом уровне проявляется соответствующая реакция.
Учащается дыхание, поднимается давление, потеют руки, примеры можно приводить ещё и ещё. Следовательно, ум и материальное тело взаимосвязаны.
Не имея возможности наблюдать за гневом и подобными проявлениями в уме, человек при достаточно развитой осознанности может замечать и предупреждать их развитие по телесным проявлениям.
Техника випассаны предлагает замечательный срединный, как это принято в буддизме, путь выхода из такой ситуации. Например, нужно не впадать в ярость и не подавлять в себе ярость, что тоже рано или поздно будет иметь печальные последствия, а просто её наблюдать.
Как проходит практическое занятие
На примере занятия в центре Гоенки покажем, как всё происходит. Девять дней практикующий находится вне связи со внешним миром, с другими участниками он тоже не общается.
Разговаривать можно только с учителем на тему медитации. Первые три дня отрабатывается успокоение ума, созерцая своё дыхание.
Сидя в удобной позе с закрытыми глазами и прямой спиной, слушатели наблюдают, как происходит вдох и выдох.
По описанию практикующих, ум поначалу очень трудно удержать на этом занятии. Но постепенно он приучается направляться на единственный объект и не отвлекаться.
С чётвертого дня и до конца занятий постепенно вводятся все элементы випассаны, так что обучающийся получает целостное представление о способе её выполнения.
Участники беспристрастно наблюдают за всеми процессами, происходящими в их теле, и учатся не реагировать на них, а лишь созерцать, не давая оценок.
В ходе медитации практикующие осознают, что
- заниматься ею довольно нелегко,
- их истинное лицо может отличаться от того, что они привыкли о себе думать,
- с погружением в практику трудности исчезают, и метод работает.
Прилежно наблюдая себя всё это время, практикующие отучаются слепо реагировать на возникающие ситуации.
Это очень помогает им в дальнейшей жизни после курсов, потому что привычка реагировать автоматически на раздражители как раз и ведёт к страданию. Однако это не значит, что випассана учит их бездеятельности и пассивности.
Напротив, человек приобретает способность в уравновешенном состоянии делать разумный выбор в любой ситуации и совершать положительные поступки.
Во время прохождения курса участники питаются вегетарианской пищей.
Польза наблюдения
Наблюдение тех или иных негативных проявлений приводит к их постепенному ослаблению, и со временем, при регулярных занятиях, полному исчезновению.
Очищение от умственных загрязнений, в свою очередь, избавляет человека от страданий. Страданиям подвержены и буддисты, и христиане, и верующие других религиозных конфессий, и атеисты, ведь к ним ведут три общих для всех корня:
- незнание,
- страстное желание,
- ненависть.
Випассана – это универсальное средство от этой беды, которое подходит всем. Она не делает различия также и по принадлежности к полу или классу общества.
Обретая в результате практики спокойный, чистый ум, человек становится счастливым и преисполняется желания помогать другим, сохраняя невозмутимость и уравновешенность.
Попутно исчезают и многие болезни на физическом уровне, которые являются следствием постоянного нахождения ума в нездоровом возбуждении.
Заключение
Если у человека возникло желание практиковать випассану дома, лучше предварительно освоить её хотя бы в общих чертах под руководством опытного учителя. И тогда действительно будет возможна безопасная регулярная практика в домашних условиях.
Всего доброго, друзья! Пусть эти знания помогут вам стать счастливее.
Делитесь ссылкой на статью в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!