Почему буддизм не прижился в Индии — причины и гипотезы

молитва

Здравствуйте, дорогие читатели!

Учение Будды с момента своего появления обошло практически всю планету и нашло своих приверженцев даже в самых отдаленных уголках. Но вот парадокс – сейчас на его исторической родине буддистов насчитывается меньше одного процента от всего населения.

Решение непростой загадки уже который век не дает покоя ученым, верующим и просто любопытным. Сегодня мы предлагаем вам разобраться, почему буддизм не прижился в Индии.

Содержание:

Немного истории

Объективные причины

Сомнительные версии

Заключение

Немного истории

Середина I тысячелетия до нашей эры, северо-восточная часть Индии, территория современного штата Бихар. В одном из самых богатых дворцов на свет появляется царевич Сиддхартха Гаутама. За детством и юношеством в роскоши последовала целая жизнь из череды открытий, разочарований, боли, откровений, практик, аскетизма, самоотречения и – наконец – Просветления.

Так сын короля, баловень судьбы стал Буддой Шакьямуни. Своими взглядами, сложившимися в мировую религию, он изменил ход истории всего человечества.

В древней Индии после смерти своего основателя новое учение оставалось в господствующем положении, но постепенно стало ослабевать, а к XI-XII векам и вовсе было забыто. Теперь буддизм процветает во всех странах Азии, но только не на родине.

Причин, версий, догадок, почему он не остался в стране, в которой зародился, существует масса. Некоторые из них вполне логичны и похожи на правду, другие порождают сомнения и заставляют задуматься об адекватности авторов. Предлагаем остановиться на самых интересных и исторически оправданных.

Индия

Объективные причины

Чтобы разобраться во всех причинно-следственных связях, нужно еще чуть больше углубиться в историю. А чтобы понять причины искоренения новой философии из Индии, нужно поглубже «покопаться» в теме возникновения буддизма именно на этой территории.

Их также очень много, одна вытекает из другой, поэтому мы выделим три основные:

  1. Кризис культуры Вед с формализмом и устаревшими ритуалами.
  2. Перестройка варновой системы, вследствие чего реальная власть переходила от брахманов к кшатриям – царям.
  3. Ослабление влияния брахманизма и как следствие желание перемен среди самого население.

Итак, буддизм появился, распространялся все дальше, разделялся на новые школы, направления. Теперь такая структуризация могла определить, что в промежутке с III по I век до нашей эры своего пика на индийской земле достигает течение тхеравады. Через пару веков оно претерпевает кризис, и с этого начинается постепенное восстановление института брахманов.

Брахманизм

Однако это только начало конца, и на помощь индийскому буддизму приходит его молодое и перспективное направление — махаяна, которое стало намного ближе народным сердцам, нежели ее предшественница.

Но к VII-VIII векам даже «Великая колесница» была не в силах противостоять вновь завоевавшему могущество брахманизму. Последним ударом для буддийской философии стали набеги мусульманских государств, которые были намерены посеять ростки своей религии в Индии.

В каком веке буддизм потерял здесь последние крупицы былой мощи, сложно сказать однозначно, но многие факты указывают на события XII века. Так или иначе, этому способствовала не одна причина, а целая их череда:

  1. Кризис ведической культуры, на основе которого прижилась культура буддистов, оказался временным, и сложившаяся в течение тысячелетий индийская ментальность вернулась к своим истокам.
  2. Примерно то же самое произошло с переходом власти от брахманов к кшатриям. Политические игры закончились, и многовековая варновая система вернула влияние на религию в руки брахманов.
  3. Народ не смог до конца сжиться с новоявленной философией и отказаться от взглядов своих предков, которые впоследствии сложились в индуизм.
  4. Буддизм сам дробился на все новые течения, смена которых не дала учению Пробужденного укорениться в умах индийцев.
  5. Распространяясь интенсивно, то есть вширь, он не шел по экстенсивному пути развития, углубляясь, и ослабевал.
  6. Философия буддистов отрицала высшего Бога, рассматривала жизнь как непрерывное страдание и не оставляла надежд о бессмертности в том виде, в котором привыкли думать об этом индийцы. Такие взгляды шли вразрез с любой из форм индуизма, как например вайшнавизмом, тантрой, шиваизмом.
  7. Сила ортодоксальных брахманов оказала влияние на правящую верхушку, которая была в свою очередь «путеводной звездой» религиозной идентификации индийского народа.
  8. Индуизм крепчал, набирал обороты, и в конечном итоге где-то поглотил, а где-то вытеснил буддизм.
  9. Свою лепту в ослабление последнего внес также ислам, который пришел вместе с завоевателями Бенгалии. Набеги мусульман сожгли многие буддистские храмы вместе с библиотеками и литературным наследием в виде уникальных священных текстов на санскрите.

священные писания буддизма

Сомнительные версии

Причины, изложенные выше, представляются нам абсолютно правдивыми, и нет ни толики сомнений, что в той или иной степени эти обстоятельства в действительности стали роковыми для индийского буддизма. Однако есть еще несколько предположений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными, но, вполне возможно, что и они не лишены своей доли правды.

Помнится, по легенде, сам Сиддхартха, разрешая своей матери и жене вступить в ряды последователей и создать женскую общину, сказал, что в таком случае это учение не просуществует более пятисот лет. Казалось бы — просто слова, но, если задуматься, слова эти в отношении Индии оказались пророческими.

Также бытует мнение, что индийцы, воспитанные на Ведах, носящих в себе мудрость многих предыдущих поколений, почувствовали «неродство» нового учения. Кто-то услышал в нем нотки фальши, а кто-то, по своей душевной простоте, просто не в состоянии был понять «заумность» и сложную психологическую подоплеку речей Шакьямуни.

И, наконец, некоторые видят причины всех бед в знаменитом царе Ашоке, в период царствования которого буддизм в Индии достиг, пожалуй, пика популярности (III в. до н. э). Поговаривают, что он преподнес буддийским храмам невероятные дары, чем опустошил казну страны.

Особенности взаимоотношений царя с подданными доподлинно неизвестны, однако такой поступок вызвал поток возмущения, и царя свергли, а вместе с ним пришла в упадок и его религия.

Царь Ашока

Правда это или результат чьей-то фантазии, узнать нельзя, можно только догадываться. Между тем факт остается фактом – рожденный в индийской провинции, буддизм покинул родной край, зато нашел отклик в горячих сердцах миллионов людей, расселенных по всему земному шару.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья вам понравилась, рекомендуйте ее в соцсетях, и будем искать истину вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.