Буддизм в Камбодже — как он видоизменялся и каким стал?

статуи будды

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Камбоджа – прекрасная страна в юго-восточной Азии, находящаяся между Таиландом, Вьетнамом и Лаосом. Она имеет богатую историю и культуру, на которую во многом оказало влияние и буддийское учение. 

Сегодняшняя статья будет про буддизм в Камбодже. Вы узнаете о том, как он здесь появился, какие этапы переживал, в каком виде представлен сейчас, как называется главный храм и как живут камбоджийские монахи.

Итак...

Содержание:
Особенности камбоджийского вероисповедания
Историческая справка
Главный храм
Образ жизни монахов
Заключение

Особенности камбоджийского вероисповедания

Главной религией в Камбодже является буддизм, а именно тхеравадинское направление – девять из десяти жителей считают себя его приверженцами. К слову, подобная тенденция наблюдается в Таиланде и на Шри-Ланке, что делает эти три страны очень близкими.

Среди представителей других религий выделяются:

  • христиане;
  • мусульмане, в основном народ тямов;
  • даосы;
  • приверженцы учения Конфуция.

Однако все они встречаются довольно редко, чаще всего – на определенных территориях и в общинах национальных меньшинств, среди переселенцев.

монахи

Буддийская философия пронизывает жизнь любого кхмера – именно так называют с древних времен камбоджийцев. По праздникам, выходным или просто по вечерам они приходят в храмы. В стране с уважением относятся к монахам, делая им подаяния в виде еды, одежды, вещей.

Храм часто носит название «ват».

Дети здесь с малого возраста приучаются ходить в храм и помогать посильным трудом. Со временем, когда они становятся старше, почти все мальчики становятся прислужниками – не навсегда, а на определенный срок, обычно длящийся от нескольких месяцев до года.

Интересна одна особенность Камбоджи — дети ухаживают за растениями в огородах и садах, которые принадлежат местному вату.

Историческая справка

В 1-ом столетии новой эры на территории кхмеров существовало могущественное государство Бапном, просуществовавшее до 4 века. Оно охватывало кампучийские, тайские, южно-вьетнамские, малайские земли. Столичным стал город Вьядхапура, впоследствии превратившись в главный центр торговли с индийцами, иранцами, армянами, римлянами и выходцами Средней Азии.

художественная культура Бапнома
Художественная культура Бапнома и Ченлы

Изначально в Бапноме господствовал индуизм, но с развитием сообщений с остальными азиатскими странами стала распространяться буддийская мысль, по большей части махаяна, хотя тхеравада тоже была знакома кхмерам.

Религиозные воззрения того времени вобрали в себя буддистские и индуистские особенности и характеристики, переплетавшиеся между собой — пантеон всевозможных божеств, будд, бодхисаттв, индийское письмо и право, своеобразный кхмерский вариант санскрита, фигурки Будды, соседствующие со статуэтками богов индуизма.

Даже после падения империи Бапном две религии удивительным образом гармонично уживались. Однако в начале 8-го столетия появляется божество Харихара – символ воинственности, объединение индуистских Шивы и Вишну.

Слияние Шивы и Вишну
Божество Харихара

Веком позже на землях бывшего Бапнома, окружив озеро Тонлесап, появилась новая империя – Ангкор. Тогда религиозные представления людей определялись в первую очередь буддизмом, шиваизмом и вишнуизмом, которые характеризовались:

  • культом предков;
  • верой в различных духов природы;
  • тантризмом;
  • культом «дева-раджи» – «бога-царя», когда правитель считался великим бодхисаттвой.

Стоит заметить, что период расцвета Ангкорской империи отличался мирным сосуществованием верований, буддийских и индуистских духовников.

Преобладание того или иного верования зависело от воззрений самого правителя. Благодаря буддистам у власти восстанавливались и создавались ваты повсеместно — на центральных и окраинных землях. Создавались целые города-монастыри, главным из которых стал известный Ангкор-ват на периферии столичного города Яшодхарапура.

древний храм Камбожди
Храм Ангкор-ват

Дальнейшая история только усилила позиции учения Будды, причем на смену махаяны пришло господство тхеравады. В стране наступила феодальная раздробленность, большинство князей на местах стали буддистами, а кхмеры в целом все теснее общались с соседями-тхеравадинами: тайцами, лаосцами.

Вместо традиционно индийского санскрита пришла литература на языке пали, который типичен для тхеравады.

В 13-ом столетии буддизм тхеравадинского толка стал господствовать над другими верованиями, и такая тенденция четко прослеживается до сих пор.

Даже в 18 веке, во времена зависимости от Сиама, а позже – от Франции, господство тхеравады продолжилось, потому что ее основ придерживался королевский двор. В прошлом столетии Камбодже удалось восстановить суверенитет. Это произошло благодаря созданному Народно-социалистическому сообществу под названием Сангхум, что переводится как «надежда».

При режиме Сангхума у власти находился принц Нородом Сианук. Он вместе со своими сторонниками предложил политику, в основе которой лежал  так называемый «кхмерский буддийский социализм». На тот момент страна насчитывала порядка трех тысяч ватов и монастырей и восьмидесяти тысяч монахов.

правитель Камбожди
Принц Нородом Сианук, годы жизни: 1922—2012

Все изменили действия кроваво известного политика 60-70-х годов Пола Пота. Он был предводителем красного движения, признавал буддийское духовенство людьми низшего сорта и с ужасающим рвением репрессировал их или вовсе расстреливал.

Правитель истребил больше половины населения Камбоджи. Наибольшие жертвы пришлись на долю сангхи, ее ценности, святыни, храмы, книги также были уничтожены.

Первый месяц 1979 года, когда страна освободилась от тирании Пола Пота, стал новым витком возрождения буддийской мысли. Монахи создали «Ассоциацию за национальное спасение» страны. Еще десятилетие спустя буддизм был признан официальной религией на государственном уровне.

Главный храм

Ангкор-ват – так называется самый крупный храм не только Камбоджи, но и всего региона Юго-Восточной Азии. Это не просто монастырский комплекс, это целый город-храм.

храм
Храмовый комплекс Ангкор-ват в Камбодже

Его название восходит к кхмерскому слову «город», «столица». Сейчас Ангкор-ват располагается недалеко от Симрапа, на 6 километров севернее.

Величайший ват начали строить еще в 9 столетии, но возведение святыни было фундаментальным и длилось несколько веков. Любопытно, что изначально он был индуистским, в силу непростой религиозной истории государства, а с 12 столетия он стал буддистским. Кстати, многие культовые постройки относятся именно к этому периоду.

Через несколько веков Ангкор стал забыт, и заново открыл затерянный ват, уже для всего мира, в том числе западного, француз Анри Муо в 60-х годах 19 века. Новость стала поистине сенсационной, а в наши дни к святыне стекаются туристы со всего мира, чтобы прикоснуться к камбоджийской культуре и заодно стать ближе миру буддизма.

При посещении Ангкор-вата стоит соблюдать правила, касающиеся одежды — следует надевать длинные штаны, а дамам укрывать плечи.

Образ жизни монахов

Гуляя по городам и селам Камбоджи, часто можно встретить людей в характерном желтоватом одеянии с одним открытым плечом – это монахи, или бонзы, или, как они сами себя называют, бикху. Все они делятся на два ордена:

  • тхаммаютникай – превосходящий по количеству, более многочисленный;
  • маханикай – поддерживаемый государственными структурами.

В обществе бикху есть своя внутренняя организация исходя из иерерхии:

  • ватом управляет один бикху с двумя помощниками, причем все из них избираются методом голосования остальными членами монастыря на специальном собрании;
  • во главе храмов в деревне стоит районный председатель;
  • еще выше – председатель провинции, избираемый районными духовниками;
  • высшее звено – Высокий совет, или Синод;
  • для помощи духовенству на всех стадиях выбираются помощники среди верующих мирян – ачайары.

Ваты и монастыри, особенно в небольших населенных пунктах, становятся центром духовной жизни. Сюда приходят посоветоваться с бикху, обращаясь даже с насущными бытовыми вопросами. Миряне стараются помогать монахам, делать подаяния конкретно им и храму, тем самым обеспечивая ее жизнедеятельность и совершая благие поступки.

подношения бикху

Бикху в Камбодже:

  • ведут скромный, довольно аскетичный образ жизни, имея минимум личных вещей;
  • соблюдают все правила и догмы, полученные от Будды;
  • не причастны к развлечениям и обычным удовольствиям мирян;
  • должны иметь подтверждение праведной жизни – отсутствие краж, убийств и подобных злодеяний;
  • могут служить только 3 месяца, но при этом почти все мальчики проходят через стадию монашества;
  • питаются тем, что им подают;
  • не имеют права принимать денежные подаяния и вообще прикасаться к банкнотам (хотя говорят, что в последнее время данный пункт иногда нарушается);
  • несут в свет учение Будды, добровольно и безвозмездно.

бхику

Заключение

Хочется заключить, что буддизм, так прочно укоренившийся в Камбодже, имеет интересную историю длиной в две тысячи лет. Изначально он удивительным образом существовал вместе с индуизмом, в некоторых моментах срастаясь с ним воедино, но к 10 веку стал господствовать.

Сейчас буддийская мысль переживает возрождение после печальных событий прошлого века. Величайшее сооружение – Ангкор-ват – привлекает множество посетителей каждый день, а местные бикху являют собой пример самоотречения и преданности учению.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья и вы узнали для себя что-то новое. В таком случае не забудьте поделиться вновь приобретенными знаниями с друзьями. И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие интересные статьи себе на почту! Мы будем рады вам.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.