Буддизм Тхеравады — в чем особенности этого направления?

Буддийские монахи на церемонии

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Через некоторое время после своего появления буддизм разделился на три основные ветви. Они, имея в своей основе единое сходство – учение Будды –  тем не менее различаются своими взглядами.

Сегодня мы с вами поговорим про самую древнюю ветвь учения — буддизм Тхеравады. Статья расскажет вам о его истории, отличительных от прочих направлений чертах, и немного – о его жизни в России.

Содержание:
Что это за направление
Выдержки из истории
Особенности
География
Тхеравада в российских реалиях
Заключение

Что это за направление

Тхеравада (или, как рекомендуется произносить приверженцами школы, «Тэравада») считается самым первым и самым консервативным направлением буддизма. Не зря его второе имя – «Учение старейшин».

Ученики Пробужденного жадно хватали каждое слово, фразу, изречение Учителя, впоследствии записав их в свод духовных текстов, известных нам как «Палийский канон», или Типитака (Трипитака)

Бытует мнение, что этот канон заключил в себе ранние из известных нам уроков Будды. Своему названию он обязан древнему языку пали, который в переводе означает «текст». Считается, что этот язык восходит к диалекту, на котором разговаривали в сердце древнеиндийского государства современники Пробужденного.

Позже были написаны многочисленные комментарии, толковавшие содержание «Палийского канона». Интересно, что они были записаны не только на пали, но и на языках бирманцев, тайцев – то есть национальностей, перенявших тхеравадинскую традицию.

проповедь

Консервативность, ортодоксальность сторонников Тхеравады заключается в том, то они изначально строго относились к соблюдению принятых правил. В их понимании буддистом может считаться только тот, кто состоит в монашеской общине и полностью, без каких-либо «поблажек» соблюдает общую дисциплину, предписанные ограничения и обеты.

Выдержки из истории

Тхеравада стала известна миру во многом благодаря приближенному ученику и одновременно племяннику Шакьямуни – Ананде. Он запомнил все истины, которые передал его духовный учитель, а впоследствии они легли в основу «Типитаки».

При царствовании известного императора Ашоки, в пятом столетии до нашей эры, Тхеравада бурно распространяется и разделяется на три главных течения:

  • ватсипутрия;
  • сарвастивада;
  • вибхаджаявада.

Именно вибхаджаявада веком позже прочно укоренилась на Шри-Ланке, сосредоточив самых «ярых» сторонников школы. Тем временем с подачи Ашоки буддийская философия в лице Тхеравады стала известна также в далеких краях древнегреческих просторов.

послушники Шри-Ланки

Сегодня школа не теряет могущества, находя последователей во многих странах.

Особенности

Одно из главных понятий в Тхераваде – архат, которое переводится как «достойный». Это то, к чему должен стремиться каждый монах, чтобы стать святым (что тождественно званию бхикшу) и достичь главной цели посредством следования Восьмеричному пути – нирваны.

Для этого нужно преодолеть несколько шагов:

  • сротапанна – вступить «в поток», откуда нет возврата;
  • сакридагамин – единожды вернуться в мир желаний;
  • анагамин – больше не возвращаться, все время пребывая в медитации.

После пройденных ступеней можно считаться архатом и достичь нирваны.

Первое отличие от остальных течений заключается в отношении к личности Шакьямуни. Тхеравадины считают его обыкновенным человеком, который отличался лишь добродетельностью и великодушием. Он перерождался сотни раз, и своим поведением совершенствовался, приближаясь к святости.

Воплощенный в образе Сиддхартхи, он наконец пробудился, что рассматривается не иначе как становление архатом, а вовсе не божеством или высшим существом. А значит, следуя путем Шакьямуни, монахи могут тоже достичь нирваны, уподобившись Будде.

Неспроста мы говорим именно «монах». Согласно тхеравадинскому учению, в монашестве можно достичь главной цели служения – нирваны. Мирянам приходится же «работать» на свою карму, совершая благие поступки, обретать и копить заслуги, чтобы в следующем рождении удостоиться чести стать монахом, а затем –  обрести плод архатства.

Приближенность к буддийской философии по большей части монахов, а не мирян, а также личное спасение, нирвана как высшая цель, а не просто пробуждение – вот второе и третье различия Тхеравады и Махаяны, к примеру.

Тхеравадины не используют замысловатые обряды и многочисленные ритуалы. Ритуальная сторона укладывается в выражение почитания по отношению к буддам прошлого. Монахи зачастую не используют каких-либо молитв, мантр, подношений, просьб, а лишь преклоняются перед Учителями в особой позе.

Выражая уважение, служители монастыря чаще всего не используют даже специальные обрядовые предметы, например четки. В этом заключается еще одно различие тхеравадинской философии.

География

Тхераваду величают южным буддизмом по одной простой причине – она в силу исторических событий сложилась на юге Азии. Двадцать пять веков она всецело управляет духовной жизнью в Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже и на Шри-Ланке. Частично она царит во Вьетнаме, Малайзии, Бангладеш.

храм в Бирме

В конце прошлого века это направление буддизма начало экспансию на запад, в Европу и Америку, причем довольно успешно. В ряде стран построены монастыри, созданы специальные организации, объединяющие мирян и дающие им возможность прикоснуться к основам учения.

К сегодняшнему дню по всему миру насчитывается порядка ста миллионов буддистов-тхеравадинов.

Тхеравада в российских реалиях

Тхеравадинское направление в России можно назвать новичком. Общины, в которые объединились приверженцы этой школы, находятся пока в двух столицах: в Москве и в Санкт-Петербурге. Наиболее многочисленная из них – Московская община буддистов Тхеравады.

В этом году община будет праздновать юбилей – она основана десять лет назад, в 2008 году. Все это время она открыта как для москвичей, так и для гостей города.

Помещение, в котором они проводят занятия и ретриты, находится в специальном буддийском центре. Все подробности о деятельности общины можно узнать на их сайте, а также через группы в социальных сетях.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели. Если статья оказалась полезной для вас, не забудьте поделиться ею с друзьями!

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 4
  1. Денис

    Хорошая статья. Кратко и ясно. Желаю всем Просветления!

    1. Natalya (автор)

      Спасибо, Денис!)

  2. Leva

    very good article! thanks a lot! can you share the link of the site of Moscow theravada?

    1. Natalya (автор)

      Hello Leva! The site of the Theravada in Moscow — theravada.su.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.