История китайского театра — как он зарождался и развивался

Здравствуйте, любознательные читатели!

История китайского театра – это очень интересная тема, о которой мы собираемся рассказать вам сегодня. Пантомима, вокал, акробатические номера и танцы – всё это, в сочетании со своеобразной музыкой, можно увидеть и услышать в одном классическом китайском спектакле.

На сцене отсутствует реквизит, но актёры играют в великолепных костюмах, на них надеты оригинальные маски. Действо поражает воображение гостей Поднебесной своей уникальностью.

Содержание:
Зарождение театрального искусства
Кукольный театр
XII-XIII века
Необычное зрелище
Русский китайский театр
Китайцы и Лос-Анджелес
Заключение

Зарождение театрального искусства

Истоки театра в древнем Китае возникли ещё около четырёх тысяч лет назад в шаманских и религиозных ритуалах, представлениях при дворе. Уже в те времена в последних участвовали придворные шуты, актёры – чан-ю и комедианты – пай-ю.

Народные обряды и празднества были тоже театрализованными. Это проявлялось, в частности, в культе поклонения предкам. В «покойницких играх» было принято в подражательной манере изображать поступки покойного и его славные дела.

Во времена династии Хань любимым народным развлечением была борьба, так называемое «бодание» — цзяодиси. Оно проходило в сопровождении музыки и позднее было включено в сто представлений – байси. Кроме борцов в них участвовали:

  • танцоры,
  • акробаты,
  • шпагоглотатели,
  • канатоходцы,
  • фехтовальщики.

сцена китайского театра

Фехтовальщики использовали в своих поединках боевые топоры, трезубцы и клевцы – молоты с ударной частью в виде клюва.

Кукольный театр

В этот же период зарождается кукольный театр. Вне театра куклы были известны задолго до этого времени. Но тогда они использовались ритуально: помогали отправляться покойному в мир иной.

Теперь же они перебрались на театральные подмостки. Куклы были представлены:

  • марионетками
  • персонажами, изготовленными для выступления на воде
  • фигурантами, сделанными из кожи.

Эпоха Сун – это золотой век кукольного театра. Особенно необычными были водные спектакли: актёры находились под водой и управляли при помощи специальных машин драконами и огромными рыбами, которые исчезали и вновь появлялись самым неожиданным образом.

Несмотря на то, что куклы неизменно привлекали внимание зрителей, среди которых были и обычные актёры, кукольный театр повлиял на традиции классического китайского театра не так сильно, как на японских лицедеев Кабуки.

праздник в Поднебесной

По китайским меркам, живой актёр должен был быть эмоциональнее и подвижнее. В более поздних театральных требованиях порицалась зажатость актёра и его статичность, делающие его похожим на куклу.

XII-XIII века

Народные китайские песни и танцы в средневековье способствуют зарождению нового вида искусства: музыкально-театрального. В этот период здесь появляется опера и классический театр, художественные принципы которого почти не изменились до наших дней.

Подлинная народность китайского театра выражалась в том, что у спектакля не было как композитора, так и режиссёра-постановщика, так как он создавался группой актёров коллективно.

Музыке в классическом театре были подчинены и слова актёров, и их танцы. Она определяла круг действующих лиц и приёмы, которые актёры применяли в своей игре, подчёркивала настроение персонажа.

Ритм и мелодические особенности исполняемой музыки, состав инструментов в оркестре придавали действию на сцене особую выразительность. Особенно важны были ударные инструменты, а среди них – барабан.

актеры

Он приковывал внимание зрителя к определённым сценам, подчёркивал важность происходящего, усиливал актёрскую игру.

Мелодичность театра тех времён черпал в народной песне. Давным-давно у крестьян зародилось массовое представление, посвящённое труду земледельца.

В основе его лежали театрализованные действия в сопровождении музыки, которые бытовали повсеместно и носили название «янгэ». Эти представления и повлияли на формирование традиций китайского народного театра.

Классический китайский театр современности, «цзин-си», является театром столичных пьес.  За трёхсотлетнюю историю существования он вобрал в себя весь многовековой опыт развития театрального искусства в Поднебесной.

Пекинская опера – это национальное достояние китайцев, которое внесено во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Гастроли Пекинской оперы проходили в Москве и других крупных городах мира.

оперный театр

Необычное зрелище

Языковой барьер и уникальная манера игры актёров долгое время мешали иностранцам понимать содержание обычных спектаклей. Этих проблем не возникало при посещении театра теней.

Только эта разновидность театра распространилась за пределы китайских границ и стала популярна за рубежом:

  • Франции,
  • Англии,
  • Германии,
  • Турции.

театральное искусство Китая

Интересна легенда его возникновения. Два тысячелетия назад у одного из китайских императоров внезапно скончалась возлюбленная жена.

Правитель оставил все государственные заботы и пребывал в унынии. Один из придворных, чтобы облегчить его страдания, решил развлечь повелителя необычным способом.

Осуществил свою идею этот человек после прогулки, где по пути придворному встретилась ему группа детишек. Они придумали развлечение: играли в тени, возникающие на пыльной дороге.

Придя обратно, мужчина вырезал лицо императорской супруги из куска ткани, добавил ему красок и приделал к изображению верёвочки. Вечером он установил ширму и подсвечники со свечами таким образом, чтобы лицо отбрасывало чёткую тень на белое полотно и двигалось бы, когда дёргали за верёвочки.

за ширмой

Цель была достигнута, правитель повеселел и опять принялся за государственные дела. При дворе часто стали устраивать теневые забавы. А вскоре такие представления стали любимы и в народе.

Но становление театра теней шло довольно долго, только во времена правления династии Сун, спустя девять веков, находятся официальные упоминания о такого рода театре.

Техника исполнения включала в себя вырезание необходимых персонажей из разных видов кожи:

  • козлиной,
  • буйволиной,
  • конской,
  • ослиной.

Последняя считалась наиболее удачной для этой цели, и во многих местах театр теней так и называли: Люй Пиин, что означало «тени из ослиной кожи».

Вырезанные профили окрашивали в пять характерных цветов, чтобы зрителю было понятно, какими качествами обладал тот или иной герой:

  • Красный – честность, открытость, готовность к подвигу.
  • Желтый – владение магией и волшебством.
  • Белый – коварность, вероломство, хитрость.
  • Чёрный — требовательность, бессребреничество, объективность.
  • Зелёный – отважность и смелость.

спектакль

Русский китайский театр

При дворе Екатерины II в эпоху рококо в России было принято увлекаться всем китайским. По проекту архитектора А. Ринальди в Царском Селе в 1778-79 годах был выстроен летний китайский театр. В те времена он носил название Каменная опера.

Снаружи здание имело вполне типичные для Европы архитектурные черты, только загнутые вверх углы крыши и красочный карниз напоминали о Китае.

Внутри же зрителей восхищал роскошный шёлковый занавес оранжевого цвета, на котором изображались сценки из жизни китайцев и их национальные пейзажи. Потолок, сцена и ложи включали такие декоративные элементы, как:

  • знаки зодиака,
  • драконы,
  • фигурки жителей Поднебесной,
  • картонные украшения с подкладкой из фольги,
  • колокольчики
  • бусы
  • разноцветные деревянные подвески, расписанные золотом и серебром.

актеры

В репертуар театра входили оперы Д. Паизиелло, который служил при дворе композитором. После смерти императрицы театральная жизнь замерла почти на сто лет. Только заезжие артисты иногда давали на местной сцене представления.

С конца XIX столетия и до начала Первой мировой войны театр переживал бурное возрождение. На его сцене ставили Толстого и Шиллера, Софокла и Ростана.

Артистами, кроме труппы театра, выступали гимназисты, офицеры и даже великий князь Константин Константинович. В театре была проведена реконструкция, что позволило ставить спектакли не только летом, но и круглогодично.

С началом войны театральная жизнь приостановилась, и только в 30х годах спектакли начали идти снова. Но в 1941 году, когда город Пушкин (бывшее Царское Село) подвергся обстрелу, театр сгорел изнутри вместе с крышей. Оставшиеся стены с тех пор не реконструировались.

Китайцы и Лос-Анджелес

В начале XX века американский бизнесмен Сид Грауман решил построить в Лос-анджелесском Голливуде многофункциональный кинотеатр более чем на тысячу зрителей.

Постройка спроектирована в стиле китайской пагоды. Перед ней находится громадный дракон. Вместе с ним вход охраняют два сторожевых пса.

дракон и два сторожевых пса перед входом
Китайский театр Граумана

Кроме постановки драматических спектаклей, здесь регулярно бывают показы голливудских премьер.

Первоначально здание носило название «Китайский театр Граумана». Затем оно изменилось на «Китайский театр Манна», по имени бизнесмена, приобретшего его.

зал со зрителями

Пять лет назад строение назвали «Китайский театр TCL», как следствие коммерческого контракта со стороной из Китая, осуществляющей поставки электронной техники.

Примечательна такая история. На этапе завершения строительства, пространство вокруг театра было залито свежим цементом. Пришедшая по делу американская кинозвезда Норма Толмадж волей случая оступилась, и оттиск её ступни остался в незастывшем цементе.

Это послужило толчком к тому, чтобы Грауман придумал  гениальную идею: создать Аллею славы на плитах перед входом. На них будут сберегаться оттиски ладоней и ступней знаменитостей и их подписи. Сейчас их порядка двухсот.

Заключение

Основа национального театра в Китае, подобно Кабуки в Японии, – подлинно народная. Он отражает яркие чувства китайского народа, его духовную силу, чаяния, радость и печаль.

Всего доброго, друзья! Если статья вам понравилась, делитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.