Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Недавно мы с вами начали изучать японскую культуру. Продолжая эту увлекательную тему, предлагаем побеседовать про искусство средневековой Японии.
Сегодня вы узнаете, когда взяло начало и закончилось средневековье в Японии и как развивались разные аспекты культурной жизни в это время. Архитектура, скульптура, живопись, театр, парки, бонсай, оригами – что еще развивали японцы в Средние века? Ответ на этот вопрос и подробный рассказ представлены в статье ниже.
Содержание:
Исторические рамки
Архитектурное направление
Скульптура
Живопись
Другие виды
Заключение
Исторические рамки
Культура Японии стала зарождаться еще в 8-м тысячелетии до нашей эры и развивается до нынешних времен. Если говорить о средневековье, то в стране оно начинается с появлением феодального общества. Говоря кратко, на японских территориях этот момент наступил на рубеже VI-VII веков и продолжался довольно долго – почти до половины XIX столетия.
Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на Дальнем Востоке, на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику.
Однако связь с соседями в лице китайского и корейского государств была сильная, и многие ценности и открытия были заимствованы оттуда, в частности, из Поднебесной. Так, к примеру, из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Последние три в Средневековье по большей части строились в соответствии с канонами буддизма, который в VII столетии также перекочевал в Японию и стал там основной религией.
Однако вещи, заимствованные у китайцев, в Японии быстро обретали собственный, исконно японский стиль. Именно поэтому ей всегда удавалось сохранять самобытность и уникальность, проявляющуюся в произведениях искусства.
Можно выделить несколько исторических этапов средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:
- Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
- Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
- Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
- Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;
- Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
- Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.
Далее рассмотрим более подробно развитие каждого культурного направления в течение этих эпох.
Архитектурное направление
На смену типичным синтоистским сооружениям с двускатными крышами вроде Идзумо и Исэ пришли буддистские храмы. Поначалу их архитектура повторяла китайскую, но впоследствии обрела типично японские черты.
Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости, ведь в Японии, как известно, часто свирепствуют землетрясения. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.
Самое главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.
Во-первых, согласно поверью, из-за изогнутости линий до храма не могли добраться злые духи. Во-вторых, такая конструкция сохраняла тепло и сухость при дожде, не давая намокнуть стенам.
Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс. Традиционно он состоит из нескольких построек:
- главные ворота;
- основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»;
- павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»;
- колокольня;
- сокровищница;
- архив или библиотека;
- пагода в несколько ярусов.
Кроме этих сооружений, могли встречаться и другие открытые и крытые галереи, павильоны. Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание. Оно возвышается почти на 50 метров – это сравнимо с высотой 16-этажного дома, а фундамент представляет собой прямоугольник размером 60 на 55 метров.
Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой. А из-за того, что в Стране восходящего солнца территории преимущественно гористые, храмовые комплексы возводились асимметрично относительно главного здания.
В период Хэйан начали массово строиться города, что требовало четко продуманной городской архитектуры. Так появились аккуратные планы городов: в центральной части располагался дворец императора, а основные улицы шли параллельно и перпендикулярно друг другу. Раздробленность привела к тому, что каждый владелец крупных земельных участков стремился построить собственный замок – так появилась замковая архитектура.
Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, а с ним – стиль «кара-э», тоже заимствованный из Китая. В целом храмовая специфика осталась прежней, но за главными воротами следовали вторые, за ними по обе стороны находились закрытые павильоны и дома монахов, а сад вокруг полностью располагал к спокойному созерцанию.
Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото, датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа. Постепенно, вплоть до XVI века подобная ярусная архитектура стала распространяться не только на храмовые, но и на светские постройки.
Замковое строительство стало особенно процветать на рубеже XVI и XVII столетий. Центральным звеном комплекса всегда была башня посередине. Замки отличались величественностью вкупе с одновременной простотой, а самыми большими являлись Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, не дожили до наших дней.
Во время правления Эдо страна находилась под сильной властью сегунов из семейства Токугава, поэтому замки почти перестали строиться, а императорские дворцы – наоборот. Чудесный пример одного из них – дворец Кацура.
В целом средневековая архитектура Японии – хоть храмы, хоть дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.
Скульптура
Скульптурное направление также во многом связано с буддизмом – большинство статуй изображали различных будд, божеств, бодхисаттв. В период Асука их количество было уже довольно внушительным.
К примеру, очень известна работа того времени, созданная мастером Атанагути, под названием «Тысяча будд». Любопытно, что постепенно внешний облик божеств менялся, например, появлялись существа с тысячей рук и голов.
Во времена Нара местные скульпторы еще больше совершенствовались в своем искусстве – пропорции становились все правильнее, а линии – плавнее. При этом все изображения были очень каноничными, изваяния были из самых разных видов материалов: деревянные, каменные, глиняные, лаковые, металлические.
Если к началу времени Хэйан работы создавались из цельного деревянного полотна, то позже появилась техника киесэ, по которой изготавливались отдельные блоки, которые затем тщательно присоединялись друг к другу.
С наступлением эпохи Камакура уже не требовалось такого колоссального количества храмовых статуй, поэтому скульптура ушла «в свет»: стали изготавливаться изваяния-портреты, изображающие светских людей. В известной мастерской Дзете работали удивительные мастера. К их числу можно отнести Ункэя с его отцом Кокэем и учеником Кайкэем.
Постепенно скульптура стала носить еще более светский характер. Во время Муромати стали делать скульптурные изображения животных, природы, театральные маски.
Выдающийся деятель Эдо – скульптор Энку. Он придерживался философии дзен, но при этом вдохнул в скульптуру новую жизнь: божества перестали выглядеть строго каноничными, а его статуэтки из дерева отличались динамичностью и простотой.
Живопись
В VII столетии из Поднебесной были привезены главные инструменты художника: бумага, тушь, кисти, краски, а значит – особые техники. В основе лежала монохромность и линейность рисунков: в композиции главными являлись плавные линии, а не законы перспективы и светотени.
Поначалу мотивы картин были традиционно буддийские: бодхисаттвы, фрагменты из жизни Будды, события из притч. Рисунки были простые, без лишних смыслов.
При этом одну картину могли создавать сразу несколько мастеров: один делал набросок, второй – окрашивал, третий – занимался обводкой. Часто рисовались мандалы. Одна из самых дорогих подобных работ – «Такао мандала» на шелковом полотне, покрытом золотыми и серебряными красками.
В VIII-IX столетиях развивались не только буддистские мотивы, названные стилем «кара-э», но и светские – «ямато-э». Картины в стиле ямато-э изображали пейзажи, портреты, цветы, придворные и бытовые сценки. Их также изготавливали на шелке, а в краске были добавления золота.
Картины были преимущественно в виде свитков. Выделяется два их вида: эмакимоно и какимоно. Первые ориентированы горизонтально и предназначены для того, чтобы рассматривать их на столе. Какимоно ориентированы вертикально и вешаются на стену.
Примерно тогда же появилась традиция рисовать на ширмах. Особенного расцвета она достигла уже в XVI столетии. Одна из известнейших картин на ширме называется «Женщина с птичьими перьями».
Постепенно живопись перешла от религиозной тематики к светской. Произведения изобразительного искусства стали использовать в интерьерах замков и дворцов: на ширмах, веерах, настенных свитках, портретах, а также особых панно, выполненных на золотистой фольге яркими красками. Такие панно стали носить название дами-э.
На рубеже XVI-XVII веков появляются многочисленные живописные школы, например, Ункоку, Кайхо, Тоса, кано, с течением времени их заменяют новые. Города Нара, Киото, Нагасаки, Эдо становятся центром живописи того времени.
Особенной популярности добивается школа укие-э. Это особый вид деревянной яркой гравюры, который ушел в массы – ее могли купить почти все, даже небогатые слои населения. Укие-э изображали сценки из жизни обычных людей, продавцов, театралов, гейш.
Особенно в этом жанре стоит выделить мастеров Хисикава Моронобу (XVII столетие) и Кацусика Хокусая (XIX век). Хокусай также писал пейзажи и оказал огромное влияние на таких западных художников, как Ван Гог, Матисс, Гоген.
Другие виды
Японское искусство отнюдь не ограничивается перечисленными выше направлениями. Поговорим еще о некоторых видах искусства, так полно характеризующих Японию.
- Литература
Еще в VIII веке появились первые японские произведения: «Кодзики» – сборник легенд и мифов, «Нихон секи» – книга, описывающая историю страны, «Манъесю», «Кайфусо» – сборники стихов. Типично японская поэзия, появившаяся позже, носит название «хайку», а ее подвид – «танка». В период Камакура всем народом в стихах, песнях и балладах воспевались самураи.
- Декоративно-прикладное
К этому виду относят целый спектр истинно японских искусств: изготовление традиционных кукол, керамических изделий для чайных церемоний, тканевая роспись, оригами – создание фигурок из бумаги, бонсай – выращивание деревьев в миниатюре, икебана – удивительные цветочные композиций, нэцкэ – скульптура в миниатюре, похожая на брелоки, тэмари – вышивание на шарах.
- Боевое
Сюда также относится множество различных направлений: дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, сумо, иайдо, карате, кудо, нагината и многие другие.
- Садово-парковое
Любой храмовый, замковый, дворцовый комплекс и даже чайный дом немыслим без прилегающего к нему садового массива. В японских садах и парках важную роль играют растения, а также камни, водоемы, мостики.
Один из самых знаменитых садово-парковых комплексов – Реан-дзи – был создан в XV столетии в Киото. Характерная черта заключается в том, что всего там, на специальной площадке, находится пятнадцать каменных глыб разного размера, но, с какой точки на них ни посмотри, всегда будет видно лишь четырнадцать.
Если в Поднебесной сады предназначались в первую очередь для пеших прогулок, променадов, то в Японии – для созерцания.
- Театр
На стыке XIV и XV столетий возник театр но – один из самых первых видов, отличающийся использованием изящных масок и богатых костюмов. Два века спустя появился знаменитый кабуки, где играли одни мужчины. Также популярностью пользуется бунраку – марионеточный театр.
Заключение
Несмотря на то, что Япония во многом заимствовала техники искусства у китайцев и корейцев, здесь они приобрели совершенно иной, особенный, по-японски лаконичный и изысканный оттенок. Средние века стали периодом расцвета японской культуры: в архитектуре, скульптуре, изобразительном, декоративно-прикладном, парковом искусстве. Сегодня мы рассмотрели эти аспекты более подробно, ведь, проникшись культурой японцев, можно лучше понять их неповторимую душу.
Благодарим вас, что были с нами, дорогие читатели! Хочется верить, вы получили удовольствие от чтения статьи. Подписывайтесь на наш блог, оставляйте комментарии – мы будем рады вашему участию.
До новых встреч в нашем блоге!