Добрый день, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Китайская культура, пожалуй, одна из древнейших в мире, а мифы и легенды – это то, с чего она начиналась. О народных героях слагались легенды и передавались из уст в уста, они же стали персонажами первых письменных произведений, шедевров изобразительного искусства, нашли отражение в религии.
Итак, тема нашей сегодняшней беседы – китайская мифология. В статье ниже мы подробно разберем ее основы, мифических героев – как людей, так и животных, духов, демонов. Также вы узнаете, как развивалась мифология Поднебесной и какое отражение она нашла в искусстве. Ну и, конечно же, вас ждет масса любопытных китайских мифов.
Материал получился настолько обширным, что попросту не поместился в рамки одной статьи, поэтому их будет две – не пропустите продолжение.
Ну что ж, начнем погружение в атмосферу Древнего Китая, наполненного мифами и легендами!
Содержание:
Основы мифологии
Сотворение Вселенной
Главные мифические животные
Миф о драконьей матери
Виды лунов
Заключение
Основы мифологии
Мифология – это целый раздел науки, который изучает различные легенды, мифы, предания, повествующие о народных героях, богах, духах, объясняющие видение мира, вопросы сотворения Вселенной и появления многих явлений. Китайская взяла свое начало еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры, когда на территории между знаменитыми реками Хуанхэ и Янцзы появилась цивилизация.
Китай долгое время оставался обособленным, жил в некоторой изоляции от остального мира, а потому сумел сохранить свою самобытность, колоритность. Так, к примеру, если древнегреческие или древнеримские боги нам известны как невероятные красавцы, то древнекитайские едва ли похожи на них: они яркие, красочные, разнообразные и часто вовсе не похожи на людей, зато обладают недюжинной силой, сверхъестественными способностями и мощной энергетикой.
В целом мифология Поднебесной неоднородна, она обладает неким синкретизмом: здесь соединились мифы древности, даосизма, буддизма, конфуцианства, более поздний фольклор. Кроме религиозных течений, на ее становлении сказались реальные исторические личности, тотемные представления местных жителей, а также многочисленные философские трактаты.
Последние, сохранившиеся в виде фрагментов, позволяют собрать воедино различные мифы и составить общее представление. К ним можно отнести следующие произведения (все даты указаны до нашей эры):
- «Шу цзин», или «Историческая книга», период с XIV по XI века.
- «И цзин», она же «Книга перемен», рубеж VIII и VII столетий.
- «Чжуан цзы», IV век.
- «Ле цзы», промежуток между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
- «Шань хай цзин», что переводится как «Книга гор и морей», с IV по II столетия.
- Многочисленные произведения и стихи поэта Цюй Юаня, IV столетие.
- «Хуайнань-цзы», относящийся ко II столетию.
- Трактат философа Ван Чуна под названием «Критические суждения», I столетие.
Одной из главных отличительных черт местной мифологии можно назвать так называемую эвгемеризацию. Иными словами, часто персонажи мифов являлись реальными людьми, которые умерли и вошли в историю как некие божества, их истории искажались, приобретали мифические черты.
Чаще всего так случалось с правителями, царями, императорами, а также с высокопоставленными чиновниками и доблестными воинами. В таком случае божества обретали облик человека. Из-за этого довольно часто бывает сложно провести границу между реальными историческими событиями и выдуманными.
Нередко божественные существа имели образ различных животных. Также, по китайским поверьям, многие явления природы, а еще холмы, реки, горы имели своих духов.
Сотворение Вселенной
Один из базовых мифов повествует о появлении мира. Он известен под названием «миф о хаосе», или по-китайски – «хунь дунь».
Это предание утверждает, что раньше не было ничего, кроме пустоты, абсолютной темноты и хаоса, где бродили неопределенные образы, словно сросшиеся картины. Не существовало небес, земли, воды. Об этом свидетельствует также трактат «Хуайнань-цзы».
Затем возникла вода, а точнее – водный хаос, из которого позже появились два существа божественной природы, два древних бога – Пань-гу и Нюй-ва. Это событие стало началом мира, именно тогда земля и небо разделились.
Многие исследователи утверждают, что изначально Пань-гу и Нюй-ва были героями легенд разных народностей — Пань-гу зародился на южных землях, а Нюй-ва – на юго-востоке Древнего Китая или на юго-западе современной провинции Сычуань.
Пань-гу был могучим существом и первопредком всего на земле. По мере того, как рос он сам, небеса и земля все больше отделялись друг от друга, а также появлялись природные явления и объекты.
Пань-гу вдыхал – и появлялись ветер с дождем, он выдыхал – разверзались небеса с громом и молнией. Он раскрывал глаза – наступало утро, закрывал – приходила ночь. Когда через несколько тысячелетий колосс умер, его голова, колени и локти стали 5 священными системами гор, волосы – всей земной растительностью, а насекомые и паразиты на его теле – людьми.
И если Пань-гу не был непосредственным творцом, ведь изменение мира происходило вместе с его ростом, неосознанно, то другое существо, богиня Нюй-ва, была демиургом – творцом. Она была наделена лицом женщины, но нижняя часть туловища изображалась змеиной или драконьей.
Считается, именно Нюй-ва сотворила все вокруг, а позже избавила мир от потопа. Людей она создавала из горных пород и глины. А когда вследствие жестокого сражения богов небосвод частично обвалился, она самостоятельно починила его: оторвала все четыре лапы гигантской черепахи и подперла ими небо.
Еще один персонаж древнекитайского мифа – Фуси. Он имеет облик одновременно птицы и человека. Фуси обучил древние племена важным занятиям: охотиться, готовить мясную добычу, заниматься рыболовством, изготавливать сети и другие рыболовные снасти.
Одна из легенд сводит Нюй-ву и Фуси вместе, в результате чего они создают крепкую семью. С тех пор, помимо прочего, Нюй-ва стала покровительницей семьи, брака и женитьбы.
Главные мифические животные
Главный герой легенд Поднебесной – это, конечно же, дракон. Археологи поднимают из-под земли массу древних артефактов, на которых можно увидеть этого мифического зверя. Впрочем, его изображения и сегодня встречаются повсеместно: на фасадах домов, в виде барельефов на храмах, как небольшие домашние статуэтки, на картинах известных китайских художников и даже на императорском одеянии.
Фольклор тоже содержит в себе множество поговорок о драконах. Такая любовь к этим животным неудивительна – они несут в себе огромное количество символов, олицетворяя:
- могущество стихии;
- добродетель;
- благополучную и богатую жизнь;
- согласие, мир;
- императорскую власть;
- небеса.
Древние китайцы обладали верой в то, что драконы наделены особой магией и вобрали в себя все качества остальных животных. По поверьям, они могли спускаться на землю, но предпочитали взмывать на небо и погружаться в реки, озера и море. Умея лавировать между небом и землей, они были проводниками между двумя мирами – человеческим и божественным.
Что еще удивительнее, императорская власть считалась данной небесами, дарованной именно посланниками-драконами. А потому правители являлись родственниками драконов.
В современном Китае дракону посвящено целое празднество с шествиями и танцами. Оно, как правило, отмечается каждый год 5 мая.
Кстати, если вам интересно узнать о китайском драконе больше, то для вас у нас есть специальная статья вот здесь.
Миф о драконьей матери
Легенда рассказывает историю матери драконов, или по-китайски – Лун Му («лун» переводится как «дракон», «му» – «мать»). Жила-была обычная земная женщина. Как-то раз у речного берега она заметила крупный белый камень.
Присмотревшись, она поняла, что перед ней яйцо. Она взяла его с собой домой, где яйцо согрелось, и оттуда вылупилось пять небольших ящероподобных змей. Женщина решила, что сама вырастит этих существ.
Шло время, ящерицы выросли в больших драконов, а она все так же заботилась о них, кормила, отдавала все лучшее, хотя сама жила в бедности. Когда драконы подросли, они стали тоже заботиться о земной матери, всячески помогать ей. Тем самым драконы стали олицетворением сыновней любви и уважения, а женщина – материнской заботы.
Ее пятеро сыновей оказались духами воды, умевшими укорять стихию и изменять погоду. В один очень засушливый год все крестьяне страдали от неурожая, и по просьбе матери сыновья посылали с небес дождь. Именно тогда местные жители нарекли женщину Лун Му.
Когда она умерла, животные превратились в людей и похоронили ее. Сегодня нередко в Поднебесной можно встретить храмы, возведенные в честь Лун Му.
Виды лунов
Драконы в Поднебесной почитаются настолько, что их насчитывается более ста видов. Кроме того, существует несколько их классификаций.
Первая разделяет их по цветам, причем драконы определенного цвета отвечают за конкретную часть света:
- Цинлун – лазурный, отвечает за восточный сектор, обладает состраданием.
- Чжулун – красный, охраняет южную сторону, покровительствует водоемам, а также семейным узам, рождению детей.
- Байлун – белоснежный, несет ответственность за западное направление и наделен честностью и добродетелью.
- Хуанлун – золотистый, ему можно адресовать просьбы о прощении, мольбы, которые он передаст богам.
- Сюаньлун – черный, хранитель северной части, обитающий в волшебных водоемах.
Кроме того, существует четыре главных луна:
- Шаньлун – управляет стихией, ветрами, грозой, молниями и громом. Предстает в образе существа с человеческим лицом, телом дракона и огромным животом. И хотя Шаньлун почти не летает, он может возноситься на небеса и плыть по ним, часто сливаясь из-за похожего цвета. Крестьяне и обычные люди стараются его не гневать, так как он способен наслать затяжные ливни или, наоборот, засуху.
- Тяньлун – охранитель неба и спокойствия богов, обладает туловищем белого или лазурного цвета, с крыльями изображается редко. Его главная отличительная черта – пять пальцев на лапах, в то время как у остальных представителей драконьих – по три или четыре.
- Фицанлун – хранитель драгоценностей, спрятанных под землей. Он живет в подземных пещерах и обладает особенной мудростью, о чем свидетельствует жемчужное украшение в нижней части лица.
- Дилун – отвечает за водную стихию, все водоемы и глубокие реки, а также за урожайность. Сам он обитает под водой, на глубине, в невероятной красоты дворцовых комплексах. По поверью, когда кто-то туда попадает, он получает подарки от Дилуна и возвращается домой.
Заключение
Это была первая часть нашего материала, который знакомит читателей с мифологией Поднебесной. Не пропустите продолжение этой статьи – оно расскажет о других, не менее интересных мифах, познакомит с остальными мифическими животными Китая, отрицательными персонажами, а также поведает о дальнейшей истории легенд и преданий.
А чтобы оставаться всегда с нами на связи, подписывайтесь на блог, и будем открывать новые грани таинственной Азии вместе.
До скорой встречи!