Агинский дацан в Забайкальском крае — крупный буддийский центр в России

панорама

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Среди Забайкальских степей и пустынных холмов издалека можно увидеть одно из главных культурных сокровищ края – Агинский дацан. Сюда стекаются истинные последователи буддийской философии, поэтому здесь не встретишь толп обычных туристов, мало интересующихся восточной культурой. Вот в чем заключается прелесть этого места.

Сегодняшняя статья расскажет про Агинский дацан в Забайкальском крае — о его нелегкой судьбе, уникальности местных монахов, интересной архитектуре. Вместе мы узнаем, как добраться до дацана, что интересного он таит в себе, какие виды лечения проводятся там, когда предстоят хуралы – буддистские богослужения – в ближайшее время. Впереди много интересного!

Содержание
Общие сведения
Исторический экскурс
Дацан сегодня
Полезная информация
Заключение

Общие сведения

Монастырский комплекс – дацан – расположился в Агинском районе Забайкальского края, в деревне Амитхаша, в шести километрах на юг от поселка Агинского и в паре часов езды от Читы. Раскинувшийся на левом берегу речки Аги, он открывает незабываемый вид на гору Улиртуй, широкие степные просторы и уютные малоэтажные домики местных жителей.

летом
Вид на Агинский дацан

Комплекс играет огромную роль в жизни края как главная буддийская община региона и объект культурного наследия на уровне государства. Он также носит тибетское название «Дэчен Лхундублинг», или «Агын хийд» на бурятском языке. Поэтически же его называют «обитель спонтанной реализации великого блаженства».

Дацан входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. Здесь из поколения в поколение передаются традиции направления Гелуг тибетской буддийской мысли. На территории расположен монастырь, где монахи получают образование, занимаются медициной, а также астрологией.

Исторический экскурс

Двухвековую историю Дэчен Лхундублинг нельзя назвать простой, за это время он пережил взлеты и падения: постройку, расцвет, упадок, закрытие, разграбление, новое открытие, пожар и снова расцвет. Но обо всем по порядку.

Главный храм – Цогчен дуган – был построен еще в 1811 году. К строительству привлекались русские мастера: каменщики, плотники, зодчие. В свое время именно они строили Анинский дацан в Бурятии.

Это во многом сказалось на архитектуре буддийского храма. В основу был взят план традиционной однокупольной православной церкви, которую адаптировали под традиции монгольских, тибетских китайских храмов. Такой фасад не строился по определенным канонам, сочетал в себе несколько традиций, но именно это делало его особенным: вздернутые вверх крыши, узоры с буддийскими мотивами, резные карнизы, традиционная восточная яркость в конструкции русской церкви.

20в
Агинский дацан

Практически одновременно с центральным зданием были построены четыре небольших храма:

  • Чойра;
  • Дуйнхор;
  • Манла;
  • Гунриг.

Позже, к концу XIX века, к ним добавилось еще 4 храма, а также открылся институт, сыгравший огромную роль в подготовке многих монахов. На тот момент действовало четыре факультета:

  • философии;
  • тантрического учения;
  • медицины Тибета;
  • Калачакры.

Здесь ламы овладевали медицинской мудростью, делали собственные астрологические открытия, занимались переводами священных текстов, книг об основах буддийской философии для монахов и мирян, изданием азбуки, словарей, пособий по грамматике монгольского и тибетского языков. Тут же  печатались все эти книги, а в библиотеке хранились многие экземпляры важнейших изданий, около 40000 дощечек с нанесенными на них священными текстами, трафареты из дерева для создания книжных рисунков.

монахи
Внутри храма. XX век

Сибирская энциклопедия говорила, что ценность вещей, принадлежавших Агинскому дацану, насчитывала больше миллиона рублей золотом.

На стыке веков дацан получил свою главную святыню – статую Майдари. Именно в это время дацан достиг апогея своего развития и становления как одного из крупнейших буддистских центров не только в Российской империи, но и на тибетских, монгольских просторах.

Все изменилось после революции, при советской власти, которая выступала против религии во всех ее проявлениях. В начале 30-х годов началось преследование монахов, и уже к 1937 году в Агинском монастыре осталось чуть более трех десятков лам.

К концу десятилетия дацан вовсе закрыли. Великолепные здания, хранившие в себе многовековую буддийскую мудрость, частично снесли, а частично отдали под тубдиспансеры, наркодиспансеры. Реликвии, картины, предметы поклонения, статуи, книги по большей части отвезли в музейные комплексы в Москву, Ленинград, Читу, Улан-Удэ, хотя немалое количество ценностей изчезло от набегов грабителей.

Накануне Великой Отечественной войны на территории храмового комплекса основали воинскую часть. С ее окончанием, уже в 1946 году, монастырь снова открыли.

после войны
Монахи дацана. XX век

В начале 90-х местные жители стали требовать возвращения дорогих сердцу буддистов вещей, отправленных в другие города. Из двух столиц вернулись сотни предметов культурного наследия, в том числе главная статуя. После этого в дацан приехал действующий Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и провел обряд освящения территории.

В начале нового тысячелетия впервые за семьдесят лет в отреставрированном главном дугане прошел молебен – хурал. Приблизительно тогда же восстановили важную Ступу примирения, которая высится сейчас больше чем на двадцать метров. Жизнь дацана начала налаживаться.

около храма
Ступа примирения Агинского дацана

2014 год приготовил храму новое испытание – в конце мая произошло возгорание в Цогчен-дугане. Горели травы для наполнения статуй, лекарственные растения, книги, листочки с текстами мантр. В результате полностью сгорели верхние этажи, выполненные из дерева.

Для восстановления дугана Минкульт Российской Федерации выделил почти 70 миллионов рублей. Кроме того, неравнодушные собрали пожертвования в размере 11 млн.

Для восстановления после огненного пламени понадобилось несколько лет. Даже сейчас работа не завершена, и проводится внутренняя отделка. Но все же дацан ежедневно открыт для посетителей, здесь проводятся хуралы и служения во время великих праздников буддийских последователей.

Дацан сегодня

Несмотря на все тяготы, лишения, трудности, монастырь в Забайкалье не перестает действовать, накапливать восточную мудрость, передавать ее прихожанам, преображаться и расцветать.

украшен резьбой
Фасад Агинского дацана

Восстановленный Цогчен-дуган поражает своим видом: колонны у входа, массивные красные двери, зеленая остроконечная крыша, резные рамы и столбы, лепнина буддийской тематики на светлых стенах. Весь экстерьер сооружений щедро украшен подобными мотивами: 

  • «Белый старец» Цаган Убуген как олицетворение счастливой, долгой, богатой жизни;
  • колокольчики на карнизах и крышах;
  • драконы, охраняющие спокойствие;
  • картина Калачакры.

Территория дацана довольно просторная, здесь соседствуют разные здания, ступы, молитвенные барабаны. Главные из них – дом священного дерева Бодхи, резиденция Далай-Ламы, двадцатиметровая ступа Юнден-Чоден – ступа примирения, храм Зулын-Сумэ, домики лам и, конечно же, легендарный Майдари-Сумэ – храм, где хранится ценнейшая статуя Будды Будущего. Невдалеке стоит ряд из восьми белоснежных ступ, которые символизируют каждое из главных событий Великого Учителя Будды Гаутамы.

около храма
Ступы около храма

Главное достояние комплекса – созданная в 1993 году Агинская Буддийская академия. Она продолжила традиции четырех факультетов, действовавших здесь в период расцвета. Сегодня здесь все так же занимаются медициной, философией буддизма, астрологией.

Академия последовала по следам философской мысли крупного монастыря Тибета Лавранг. В Забайкальском крае преподают свыше десятка лам, владеющих тибетским, монгольским, китайским, индийским знанием. Считается, что выпускники монастыря получают здесь высшее образование и могут отправиться служить в храмы Индии, Китая.

Здешние монахи используют знания, переданные от предшественников, и постигают лекарское искусство. Они изучают зарубежные препараты и создают их аналоги из трав и лекарственных растений Забайкалья, более адаптированных для местных жителей, полезных и доступных.

зимой
Молитвенный барабан на территории Агинского дацана

Кроме того, каждый год местные опытные ламы составляют лунный календарь, где отмечают праздники буддистов, дни благоприятные и не очень. Для буддистов такой календарь очень важен: с помощью него они планируют даты свадеб, крупных покупок, новых начинаний.

Полезная информация

Чтобы попасть в Агинский дацан, необязательно знать точный адрес. Достаточно добраться на машине или общественном транспорте до деревни Амитшаха в Агинском районе Забайкальского края – каждый местный с радостью покажет дорогу.

Важно знать, что ворота комплекса открыты каждый день с девяти утра до шести вечера. В определенные часы монахи принимают желающих. На территории можно кормить животных, делать подношения. По знаменательным датам проводятся молебны.

вид на алтарь
Агинский дацан. Внутри храма

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть все ваши путешествия сбудутся. Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.