Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз вы узнаете интересные факты про буддийские монастыри в России.
По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:
- Бурятия – 17,
- Калмыкия — 16,
- Тува — 17,
- Забайкальский край — 4,
- Иркутская область — 1.
В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.
Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.
Содержание:
Путь буддийского учения в России
Дацан Гунзэчойнэй
Иволгинский дацан
Хамбо-лама Итигэлов
Заключение
Путь буддийского учения в России
Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.
Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.
В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский.
А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.
В нижнем течении Волги и Дона ойраты, которых русские стали называть калмыками, что значит «отколовшиеся» или «отпавшие», основали Калмыцкое ханство, где официальной религией значился буддизм.
Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.
Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.
У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.
Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.
На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.
Многие ламы покидали дацаны и начинали жить в улусах. Их называли «степные ламы».
В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.
Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.
Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.
Дацан Гунзэчойнэй
Гунзэчойнэй – это первый дацан, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербург. Николай II принял решение о его возведении на встрече с посланником Далай-ламы XIII – выдающимся бурятским ламой Агваном Доржиевым, который позже руководил строительством храма и его деятельностью.
Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:
- от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
- из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
- от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.
В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.
Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.
И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.
В 1992 году в дацане установили статую Большого Будды, которую изготовили монгольские мастера. Она выполнена из папье-маше и сверху покрыта сусальным золотом. Голову Учителя окружает нефритовый нимб с изображениями представителей животного мира и существ из мифологии.
Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.
Иволгинский дацан
Название этого монастырского комплекса по-тибетски звучит так: «Гандан Даши Чойнхорлин». Это означает: «Монастырь, находящийся там, где совершает обороты Колесо Учения, которое приносит Счастье и содержит много Радости».
Находится он чуть более чем в трёх десятках километров от Улан-Удэ, в селе Верхняя Иволга, в Бурятии.
Говоря об его открытии, следует заметить, что с конца 20-х годов буддизм в России переживал очень непростой период. Само его существование было под угрозой.
На учение совершались идеологические нападки, дацаны захватывали и громили, лам ссылали в лагеря, многие из них спасались бегством. В этот период в Бурятии в трети дацанов некому было работать.
Около 22-х храмов, находящихся вдоль границы, закрыли, обвиняя лам в шпионаже на Японию и навешивая на них ярлыки «врагов народа». В Калмыкии же и Туве все священные сооружения были сожжены.
Но бурятские буддисты-патриоты смогли доказать свою преданность Родине во время Великой Отечественной войны. Ими был пополнен Фонд обороны на более чем 350000 рублей.
Сталин сменил гнев на милость и разрешил возобновить деятельность буддийской общины в 1945 году. Её верховным органом становится ЦДУБ – Центральное Духовное управление буддистов СССР (которое в 1997 году сменило название на «Буддийская традиционная сангха России»), главой – Пандито хамбо-лама, а резиденцией – Хамбин сумэ (так назывался раньше Иволгинский дацан).
Первым главой российских буддистов стал Лобсан-Нима Дармаев, а с 1995 г. и до сих пор ими руководит Дамба Аюшеев.
Иволгинский храмовый комплекс состоит из:
- Цогчен-дугана — главного культового здания (1976 г.);
- Майдарин сумэ — маленького дугана из дерева, посвящённого Будде Майтрее (1970-е гг.);
- Дэважин сумэ — строения в 2 этажа из глины (1970 г.);
- Сахюусан сумэ — дугана в форме квадрата в честь дхармапал Жамсаран и Балдан Лхамо (1986г.);
- Чойра дугана «Тойсам Шаддублин» — здания факультета философии, которое ранее было первым Цогчен дуганом (1947—1948 гг.);
- Жуд дугана — тантрического дугана (2001 г.);
- Ногоон Дара Эхын Сумэ — дугана в честь богини Зеленой Тары;
- Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. (2008г.);
- оранжереи, где растёт священное дерево Бодхи;
- Гунриг дугана – посвящённого Будде Вайрочана, находится в процессе постройки;
- библиотеки;
- учебных корпусов Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева – высшего буддийского учебного заведения;
- летней гостиницы;
- Музея памятников буддийского искусства;
- священных ступ-субурганов;
- служебных и жилых помещений для лам;
- вольера с косулями.
Скульптор Даши Намдаков создал для этого монастыря скульптуру Маленький Будда.
Вышеупомянутый буддийский университет работает с 1999 года и в настоящее время имеет около 100 студентов (хувараков). Это единственный университет такого рода в России. Учебное заведение располагает четырьмя факультетами:
- философским, на котором преподаётся учение школы Гэлуг;
- тантрическим;
- иконографическим;
- медицинским.
В список учебных предметов включены:
- информатика,
- тибетский язык,
- английский язык,
- бурятский язык,
- русский язык,
- история, этнография, культура и искусство Центральной Азии.
Все здания комплекса окружает вымощенная дорожка, по которой паломники могут вслед за солнцем неторопливо обходить территорию, останавливаясь и вращая молитвенные барабаны. Среди зданий, расположенных на территории, верующих неизменно привлекает Дворец, в котором находится главная святыня Иволгинского дацана – Хамбо-лама Итигэлов.
Хамбо-лама Итигэлов
15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.
Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.
Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.
В 2018 году приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова можно 15 февраля, 26 марта, 29 апреля, 29 мая, 16 июля, 13 сентября, 31 октября, 2 декабря, 4 февраля 2019 года.
Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.
Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.
Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.
Заключение
Вот такое чудо есть в Иволгинском дацане. На этом мы прощаемся с вами, но продолжение следует.
Друзья, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и обязательно заходите на наш блог еще, чтобы почитать новые интересные статьи про буддизм и восточную культуру!
До скорых встреч!
Как я могу стать монахом в этом монастыре?
Владислав, какой именно монастырь Вы имеете в виду?
Можно ли стать монахиней в буддийском монастыре?
Когда можно приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова в 2019 году?
Галя, дни поклона XII Пандито Хамбло-ламе Даши Дорже Итигэлову 4 февраля, 15 марта, 19 апреля, 18 мая, 6 июля, 2 октября, 19 ноября, 21 декабря. По поводу монашества — Вы имеете в виду монастыри тибетской традиции?
Добрый день! В какие дни 2020 г можно поклониться Xll Падито Хамбо-ламе Даши Дорже Итигэлову?
Юлия, здравствуйте! Это 2 апреля, 7 мая, 5 июня, 24 июля, 21 сентября, 7 ноября, 10 декабря.
Добрый день! В какие дни 2022 г можно поклониться XII Падито Хамбо-ламе Даши Дорже Итигэлову?