Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня вы узнаете о древнейшем японском городе – Наре, главном населённом пункте одноимённой префектуры в современной Японии. Он находится на острове Хонсю.
Содержание:
Историческая справка
Город Нара являлся столицей Ниппона в VIII веке, с 710 по 784 год. С тех пор этот промежуток в истории упоминается как «период Нара».
Тогда он имел название Хэйдзё-кё, что значит «крепость мира». В древней Японии была традиция после кончины императора переносить столицу в «чистое» место. В Нару её перенесли в соответствии с предсказаниями прорицателей.
В те времена в Японии буддизм получил статус государственной религии. Китай оказал большое влияние на его распространение. Культура, письменность, основы градостроения тоже заимствовались японцами из Поднебесной.
Каким же образом Нара утвердилась как центр буддизма в Японии? Её построили по подобию китайской столицы того времени – Сиань. От дворца императора тянулась широкая улица. Она делила город на две части.
Остальные улицы располагались под прямым углом друг к другу. Такая планировка была удобна на случай уличных боёв, которые могли возникнуть в ходе феодальных междоусобиц.
Строения были в основном одно- или двухэтажные, это располагало к медитации. Способствовала духовному росту людей и красивейшая природа: город окружали холмы, поросшие лесом, гора Вакакуса и озеро Бива.
В этот период Япония переживала не лучшие времена. Кратко отметим, что разразилась масштабная эпидемия оспы, произошло несколько стихийных бедствий.
Для защиты страны и укрепления своей власти императором Сёму было принято решение возвести беспрецендентно большую статую Будды, которая покровительствовала бы Ниппону и упрочила положение властителя, как посланника высших сил.
Во сне ему явилась Аматэрасу – богиня солнца и покровительница Японии, от которой, по преданию, и пошёл императорский род на земле, и сообщила, что она является аватаром Будды Вайрочана (он же Лочана, Русяна и Дайнити нёрай).
Строительство главного храмового комплекса
Статую начали возводить в 744 году по указу императора. Затраты на её сооружение были столь велики, что опустошили императорскую казну.
Владыка обратился к населению с призывом содействовать строительству статуи Будды Вайрочана. Даже если жертвующий мог отдать только самую малость, это принималось с радостью.
Большой Будда – это огромная бронзовая статуя высотой чуть больше 16 метров. Его статуя не является ценной с художественной точки зрения, но знаменита своими размерами и количеством материала, ушедшего на её изготовление.
До плеч он собран из сорока деталей. Голова и шея отлиты в одной форме высотой в 4 метра. Шиньон на голове состоит из 966 завитков. Будда восседает на троне из лепестков лотоса.
Чтобы представить себе масштабы статуи, интересно узнать такой факт. В одной из колонн храма над полом сделано отверстие, соответствующее по размерам ноздре Будды. Считается, что если пролезешь сквозь него, то обретёшь удачу и просветление.
Статуя была помещена в деревянный Дайбуцудэн – зал большого Будды, который являлся главным зданием Тодай-дзи, самого знаменитого буддийского храмового комплекса Нары. Название храма значит «Великий восточный храм».
Войти в Тодай-дзи можно было через Нандаймон, как называются огромные деревянные двухъярусные ворота. В их углублениях с обеих сторон стояли характерные статуи устрашающих охранников.
Постройки Тодай-дзи были распланированы симметрично, по подобию китайских монастырей. Одной из них была Сесоин, вначале в ней хранили зерно, а затем она стала хранилищем императорских сокровищ. В комплекс входят залы Нигацу-до и Сангацу-до.
В настоящее время в зале со статуей находится монах, который пишет пожелания в специальные маленькие книжки туристам, если они попросят. Также там можно купить плитку из керамики, написать своё имя и пожертвовать храму.
В павильоне находится макет храма первоначальной постройки. Он был на треть больше нынешнего. В то время с ним соседствовали две 7-этажные пагоды, которые впоследствии были разрушены.
Зал большого Будды является самой большой деревянной постройкой в мире. На выходе из него стоит живописная статуя бодхисаттвы Дзизо (Кшитигарбха). Японцы верят, что если прикоснуться к какой-либо части его тела, то сам избавишься от боли в этом месте.
Как только Будде «открыли глаза» — совершили кайгэн в 752 году или, другими словами, освятили — к нему стали стекаться паломники отовсюду. В этой церемонии принимал участие сам бывший император со своей семьёй, около 10 тысяч японских монахов, несколько китайских и один из Индии.
Индийского монаха Бодхисэна пригласили, чтобы выразить уважение к земле, на которой появился Будда Шакьямуни. Ему-то и поручили «открыть глаза».
Кистью с 12 шнурами он нарисовал зрачки, и Будда «прозрел». При этом присутствующие на празднестве тоже держались за шнуры.
Статую объявили объектом национального почитания. Её копии были установлены по всей стране в провинциальных храмах.
Современные реалии Нары
Нару можно назвать музеем под открытым небом. Большинство её достопримечательностей расположено в парке Нара, который является центральным.
Особенностями карты города является то, что буквально на каждом шагу буддийские храмы чередуются с синтоистскими, которые называются кумирнями.
История гласит, что в древности кумирней Касуга-хайся в город были приглашены четыре бога, чтобы они охраняли новоявленную столицу. Такэмикадзуки, бога грома и мечей, привёз сюда олень. Олени символизируют в синто посланников богов.
С тех пор животные, считающиеся потомством знаменитого оленя, – это визитная карточка города. Они свободно бродят в Нара парке.
В окрестностях парка на каждом углу продаётся для них специальный корм – крекеры. Некоторые олени научились кланяться, чтобы их покормили.
Каждый вечер по сигналу трубы животные собираются в загон. Осенью оленям подпиливают рога, чтобы обезопасить общение туристов с ними.
В 2010 году город отмечал свой юбилей – 1300-летие. К этому событию придумали талисман — это мальчик с рогами оленя по имени Сенто-Кун. Японцы называют Нару «город оленей».
Более всего известны семь храмов города Нары — Нанто Сити Дайдзи. Они представляют разные буддийские школы. Это:
- Тодай-дзи
- Кофуку-дзи
- Якуси-дзи
- Тосёдай-дзи
- Ганго-дзи
- Сайдай-дзи
- Акисино-дэра
Исторические храмы Нары, отмеченные красным цветом, относятся к Всемирному наследию Юнеско. Также под охраной этой организации находятся дворец Хейдзё и вышеупомянутая кумирня Касуга-хайся.
Касуга-хайся является храмом императорского рода Фудзивара. Она была построена в то же время, что и столица, и посвящена охраняющему её божеству.
В оформлении кумирни использовано большое количество фонарей, как каменных — вдоль дорожек к храму, так и бронзовых — висячих. Эти фонари появились благодаря пожертвованиям прихожан.
Они зажигаются только дважды в год. В середине августа, во время праздника Тюгэн-манторо-мацури зажигается около трёх тысяч фонарей. Церемония сопровождается музыкой и танцами. Второй Праздник Фонарей проводится в феврале.
Кумирню регулярно посещают император и правительство Японии. Здесь организовываются праздники, на которых можно послушать древнеяпонскую церемониальную музыку и увидеть национальные японские танцы. Эти представления способствуют укреплению национального самосознания японцев.
Недалеко от главного здания кумирни раскинулся ботанический сад. В нём насчитывается порядка 250 видов растений, описанных в Манъесю, старейшем японском стихотворном сборнике, в котором собраны стихи IV-VIII веков.
Заключение
Большое количество исторических и архитектурных памятников привлекают в город туристов и паломников со всего света. А его сады и парки, обустроенные под влиянием дзен-буддизма, позволяют познакомиться с разнообразными традициями японского садового искусства.
На этом мы сегодня прощаемся с вами. Если материал вам понравился, порекомендуйте его к прочтению в социальных сетях.
До скорых встреч!