Здравствуйте, уважаемые читатели!
Если вы давно интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что буддийские храмы разных направлений внешне различаются между собой. В Японии они выглядят иначе, нежели, например, в Тибете. И называются они тоже по-разному.
Сегодня мы расскажем вам о том, что такое дацан, какие у него архитектурные отличия от других буддийских храмов, какой образ жизни ведут их священнослужители – ламы. А также вы узнаете некоторые любопытные факты об этих монастырских комплексах.
Содержание:
Что это такое
Особенности архитектуры
Обитатели монастырей и их образ жизни
Интересные факты
Заключение
Что это такое
В обиходе так часто называют храмы тибетской линии буддизма.
Однако в традиции гелуг в Тибете дацаном называется какой-либо университетский факультет при буддийском монастыре. Обычно это философский и медицинский факультеты, а в некоторых бывает и тантрический. Его особенностью является то, что поступить на него можно только пройдя обучение на философском.
Так как учёба занимала длительный период, обычно родители отдавали ребёнка в монастырь в раннем детстве.
Некоторые тибетские дацаны по размеру занимаемой территории и количеству членов монашеской сангхи в десятки тысяч послушников были сравнимы с небольшим городом. Таковы, например:
- Гаман,
- Гумбум,
- Сэра.
Российские буддисты тоже в большинстве своём придерживаются тибетской ветви буддизма, но исторически сложилось так, что дацаны были только в Бурятии. Свою историю они ведут с 1773 года, когда каждому бурятскому роду было разрешено иметь свой храм.
Раньше культ отправляли в юртах из войлока, где располагались разрозненные молельни и сумэ – так у монголоязычных народов называется малый храм, обычно посвящённый какому-то одному божеству.
В конце XIX столетия бурятские дацаны представляли собой целый монастырский комплекс, куда входили:
- административные здания,
- культовые постройки,
- образовательные учреждения.
Только в начале XX века появился первый дацан в европейской части страны. Это Гунцзэчойнэй в Санкт-Петербурге.
Особенности архитектуры
На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.
С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.
Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.
Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.
Южный фасад насыщенно декорировался с использованием множества красок, подобно китайским храмам, что отличало бурятские монастыри от более лаконичных дзен монастырей, для которых характерны простота и аскетизм во внешнем виде.
Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.
Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.
Обитатели монастырей и их образ жизни
В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».
В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.
У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.
Кроме проведения хуралов – служб, обрядов для верующих и преподавания в университетах, ламы занимались целительством, используя знания тибетской и индийской медицины.
Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.
Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.
К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:
- литературу для ритуалов и обрядов,
- учебники,
- книги с популярным изложением вероучения.
Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.
Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:
- выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
- пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
- денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
- высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.
Интересные факты
- Перед революцией 1917 года в нашей стране действовало 35 дацанов.
- Сейчас их насчитывается 30.
- Первый бурятский храм в России – это Цонгольский дацан.
- Советская власть в 30-х годах закрыла большинство дацанов для посещения, многие храмы были разрушены или использовались не по назначению.
- С 1946 по 1989 год в Советской стране действовало только два буддийских монастыря, один из них – это Иволгинский, где расположен центр Буддийской традиционной сангхи России.
- Художественный фильм «Потомок Чингисхана» содержит сцены из мистерии Цам, которая проходила в Тамчинском дацане.
- Место для его постройки было указано 1-м Пандито Хамбо – ламой российских буддистов. Это Дамба-Даржа Зяев.
- В честь него назван Буддийский университет в Иволгинском дацане.
Заключение
На этом, друзья, мы прощаемся с вами. Надеемся, что вам было интересно.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые увлекательные статьи себе на почту!
До скорых встреч!