Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Тибетские земли с древних времен привлекают многих буддийских паломников и путешественников, жаждущих впечатлений и прекрасных видов. Одно из мест, которое они непременно хотят посетить – Джокханг в Тибете.
Сегодня мы хотим вам рассказать, что это такое, чем интересен этот монастырь, какие с ним связаны истории и легенды, какая архитектура воплощена в стенах святилища. Из статьи ниже вы также узнаете, какие драгоценности, воплощенные в виде статуй, она хранит.
Будет интересно, а главное – познавательно!
Содержание:
О главном
Истории и легенды
Внешний вид
Полезная информация
Заключение
О главном
Джокханг, или Джоканг – древний храм, святыня, бережно хранимая приверженцами тибетского буддизма. Он располагается близ площади Бархор в центральной части исторического города Лхасы – столицы Тибета, который сейчас входит в состав Китая и считается его автономным районом.
Храм является старейшим во всей Лхасе и относится к секте гелугпа. Он занимает довольно обширную территорию – 25 000 кв. м. Всемирно известная организация ЮНЕСКО не смогла обойти Джокханг стороной и включила его в свой список культурного наследия.
На вопрос о том, как переводится название, есть исчерпывающий ответ – «Дом Господа Будды». Главная драгоценность этого места – статуя Джово Шакьямуни, Великого Учителя в двенадцатилетнем возрасте.
Джокханг существенно отличается от обычной достопримечательности в любом другом городе. Это в первую очередь действующий монастырь, где живут и служат монахи, проводятся различные обряды, а по большим датам происходят торжественные празднования – к примеру, Фестиваль тысячи молитв, проводимый каждый год. Также именно здесь с давних времен происходят все важнейшие события, связанные с Далай-ламой и его преемником – Панчен-ламой.
Сегодня в монастырь стремятся попасть тысячи людей. Особо верующие проделывают долгий путь пешком, чтобы наконец прикоснуться к духовному миру Страны снегов. Достигая пункта назначения, они простираются у входа, делают подношения статуям, заливают масло в лампадки, которые не гасли уже много лет, произносят мантры и обретают покой.
Истории и легенды
Постройка храма опутана целой сетью легенд и невыдуманных историй. В 639 году нашей эры Страной снегов правил император Сонгцен Гампо. В то время как в империи еще очень сильны были традиции древней религии шаманов — бон, сам он был ярым приверженцем буддийских взглядов.
Однажды, занимаясь глубокой медитацией, Сонгцен смог воспарить над землей и увидеть все свои владения. С высоты птичьего полета ее очертания напомнили ему дьяволицу, прикованную к земле. Он понял, что именно она мешает учению Будды распространиться по всему королевству.
У правителя было две жены: непалка Брикути и китаянка Вэньчэн. Они вызвались помочь воплотить желания мужа – воздвигнуть комплекс храмов, тем самым одержав победу над злым дьяволом.
Планированием занялась Вэньчэн, которая была знакома с фэн-шуй. Руководствуясь его принципами, она установила, что сердце демоницы находится на территории нынешнего лхасского дворца Потала, а половые органы – на месте озера Охтанг. Нужно было построить храмы в этих местах, но для начала – осушить озеро.
Долгие годы продолжалось осушение. Император понял, что этому мешают злые силы бон – при свете дня работы велись вовсю, вода вывозилась, а ночью злые духи возвращали все в прежнее состояние. Тогда Сонгцену приснилось, что озерную местность нужно засыпать землей, привезенной на ослах из местечка Дракйерпа. Так они и сделали – и наконец в 646 году построили Джокханг.
Изначально город носил название Раса – «козлиное место», ведь именно на этих животных привозили землю, а после постройки Джокханга стал именоваться Лхасой – «божественным местом».
Архитектурное решение храма было придумано непальской женой Брикути, так как изначально он был ее резиденцией. Его возводили китайские, индийские, непальские мастера, поэтому, переплетаясь, в интерьере воплотились лучшие традиции буддийского зодчества этих стран. Главные ворота смотрели в западном направлении, в сторону Непала, чтобы принцесса не скучала по родине.
Храмовый комплекс обрел две главные ценности:
- изваяние Джово Микьо Дордже – восьмилетнего принца Шакьямуни, которого привезла Брикути из родных мест;
- скульптура Джово Шакьямуни – его же, но на четыре года старше; статуя была частью приданого принцессы Вэньчэн, и для ее хранения возвели ступу Рамоче.
Вместе с Джохкангом в Тибете возвели всего двенадцать буддийских сооружений, которые помогли заключить в тиски тремя кольцами бедренные, плечевые части тела «демоницы», затем – колени, локти, а самый большой круг удерживал ее ладони и ступни. С тех пор буддийская мысль стремительно распространялась по всей стране.
Внешний вид
Непосредственно у входа в комплекс посетителей встречает живописная ива – ходят слухи, что ее посадила сама принцесса много веков тому назад. Чуть поодаль бросается в глаза трехметровый памятник. На нем высечены слова на тибетском и китайском языках – дело в том, что стела была воздвигнута в 823 году в знак дружбы и подписания договора между китайским и непальским государствами.
Перемещаясь вглубь, можно увидеть главное сооружение – Тсамканг Ума. Царица Брикути планировала сделать его трехъярусным, но скоропостижно скончалась, когда было готово лишь два этажа. Впоследствии храм перестраивался в XVII столетии благодаря стараниям Далай-ламы Пятого, а многие элементы скульптуры, живописи, настенной росписи относятся к XVIII-XIX векам.
Сегодня Тсамканг Ума выглядит по-настоящему величественно: четыре этажа, крыша из позолоченной бронзы, которую венчают две лани из золота и колесо Дхармы – важные символы буддистов. Но главное скрывается за стенами – когда храм Рамоче во время культурной революции в 60-70-х годах прошлого столетия был разрушен, именно сюда, в центральный зал, позже перевезли скульптуру Джово Будды.
В период все той же культурной революции на территории комплекса находилась свинарня и солдатские казармы.
Считается, что она была создана индийским творцом Вишвакарманом еще при жизни Шакьямуни, так что он даже смог лично ее освятить. Скульптура возвышается на полтора метра, представляет собой сплав благородных металлов весом свыше полутонны. Внешне она инкрустирована драгоценными металлами.
С Джово Буддой связаны некоторые поверья. Согласно одному из них, он способен преобразовывать плохую энергетику в хорошую. Другое гласит, что, если загадать желание и головой прикоснуться к стопам Будды, оно непременно исполнится. Скульптура находится в окружении других изваяний – изображений самого царя Сонгцена с двумя прекрасными супругами.
Вторая святыня – статуя Золотого Будды в возрасте восьми лет, именуемая Буддой Акшобхья или Джово Микьо Дордже. Она также щедро усыпана драгоценностями и вызывает благоговейный трепет у многочисленных паломников.
Всего же в лхасском святилище содержится около тысячи скульптур, изображений, тханок, однако многие из них скрыты для посетителей. Перечислим главные из них:
- самопроявленные картины, изображающие Великого Учителя;
- статуя Палден Лхамо – покровительницы Страны снегов – в образе лягушки;
- ступа Авалокитешвары – будды милосердия;
- изваяние Падмасамбхавы;
- храм Амитаюса;
- галерея тысячи будд;
- святыня Цонкапы;
- алтарь Ринпоче.
Сначала посетители комплекса совершают ритуальный обход территории по часовой стрелке – кора. По периметру установлены молитвенные барабаны, которые легким движением руки приводятся в действие и уносят тысячи мантр во Вселенную. Верующие устраивают кору обязательно по направлению стрелки часов нечетное количество раз.
Затем гости идут во внутренние покои. На одной из веранд открывается чудесная панорама с видом на дворец Потала. Именно здесь посетители любят останавливаться подольше, чтобы сполна ощутить могущество и святость этого места.
Также здесь расположились торговые ряды и небольшие ресторанчики с местной кухней. Тут можно приобрести уникальные сувениры, образцы тханковой живописи, а также отведать уникальных кушаний.
Полезная информация
Из центра столицы до святилища без труда можно добраться неспешным шагом. Сюда можно также попасть в составе экскурсионной группы – так вы не пропустите ничего важного.
Двери монастыря для обычных гостей распахнуты каждый день, за исключением крупных буддийских праздников, с 11:30 до 17:30. Буддисты могут попасть на утреннюю службу, которая начинается в 8 часов.
Заключение
Храм Джокханг – главное достояние не только Лхасы, но и всего Тибета. Сюда стекаются не только приверженцы учения Будды, но и представители других конфессий и атеисты, пожилые и молодые, дети и их родители. Каждый находит что-то свое: духовность, многовековую историю, шедевры мировой скульптуры, аутентичную кухню, положительную атмосферу и просто невероятные виды.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы нашли ответы на свои вопросы в нашей статье. Если это действительно так, пожалуйста, поддержите нас – делитесь статьей социальных сетях и с друзьями. Мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами.
До встречи!