Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, где находится город Капилавасту, и чем он интересен?
Это город детства и юности Сиддхартхи Гаутамы, он провёл здесь первые 29 лет своей жизни. Тогда юноша ещё не достиг просветления, но именно отсюда однажды ночью он совершил побег, покинув дворец в поисках смысла жизни, чтобы через 12 лет вернуться пробуждённым — Буддой.
Давайте узнаем, как возник этот город, где искать на карте это место, и как Капилавасту связан с биографией Великого Будды.
Содержание:
Основание города
Разрушение поселения
Индия или Непал?
Колыбель Гаутамы
Начало великого пути
Возвращение в Капилавасту
Заключение
Основание города
В древние времена, за 200 лет до рождения Сиддхартхи Гаутамы, жил мудрец Капила, который основал философское учение санкхью.
Заметим, что впоследствии Будда изучал философию Капилы, и она, несомненно, оказала на него большое влияние.
Однажды к философу обратились принцы, которых их отец Вирудхака выгнал из Паталы.
Скрытой причиной изгнания было то, что Вирудхака стал вдовцом. Ему хотелось опять жениться, но он уже имел наследников. А это было препятствием для новой женитьбы.
Любой царь вряд ли согласился бы выдать дочь за Вирудхаку, так как в случае рождения у них сына, он не наследовал бы престол. Но один правитель всё же пошёл на это, взяв с Вирудхаки клятву, что сын царской дочери будет править поданными, даже не имея на то законных прав.
Вирудхака легкомысленно согласился на такой брак, посчитав, что вряд ли у него родится ещё один сын. Тем не менее это произошло. Ребёнку было дано имя Раджьянанда, с намёком на данное обещание.
Его дядя по матери стал угрожать Вирудхаке войной, если клятва не будет исполнена. Приближённые царя решили, что лучше изгнать старших наследников, чем ввязаться в войну с превосходящим по силам противником.
Обманным путём братьев заставили нарушить приказ царя об игре на музыкальных инструментах в непредусмотренном месте. И отец выгнал их из города, но разрешил уйти вместе со свитой.
Почти все жители города покинули его вместе с обманутыми принцами. Поселились они у подножия Гималайских гор, по соседству с Капилой.
Пришельцы и философ подружились. Братья хотели создать семью и обратились к мудрецу за советом. Мыслитель посоветовал им взять в жёны кузин, раз род кшатриев изживает себя. В результате появилось на свет много малышей.
Они были шумными, а мудрецу хотелось тишины. Капила решил поискать уединённый уголок, чтобы предаваться аскетизму. Но принцы сказали, что лучше им, а не ему, покинуть это место.
Так Капила взял жертвенный кувшин из золота и обозначил водой границы будущего поселения. Позже оно было названо в честь этого философа – Капилавасту, что значит «город, который основал Капила».
Город расположился на берегу Рахини, которая впадала в Рапти. А та, в свою очередь, была притоком Ганга. Когда слухи о сыновьях дошли до отца, Вирудхака разгневался из-за их родственного брака, но всё же назвал их смелыми – шакья.
Так вокруг будущей столицы – Капилавасту – образовалось небольшое независимое государство Шакья, каких было немало в те времена (в VI веке до нашей эры) в Северной Индии.
Шакья были кланом воинов, который принадлежал к касте кшатриев (правителей-воинов). Шуддходана Гаутама (отец Сиддхартхи Гаутамы) по одним оценкам был его царём.
А другие источники утверждают, что в государстве была не монархия, а республика: им управляли самые влиятельные на местном уровне семьи.
Все решения принимались их представителями на собраниях, проводимых на регулярной основе. А Шуддходана был их лидером, на манер вождя племени. Почти наверняка его семья была влиятельнейшей в рамках этой политической системы.
Разрушение поселения
Но поселению не суждено было долго просуществовать. К югу от него располагалось более древнее, сильное и большое государство Кошала.
Все соседние государства, в том числе и государство шакьев, находились под его сильным политическим влиянием и платили ему дань.
В период правления Видудабхи государство Кошала поглотило страну шакьев. Сам он был сыном предыдущего правителя – Пасенади, у которого незаконно отобрал власть.
Взойдя на трон, Пасенади захотел себе в жёны благородную жену из клана шакьев. Шакья прислали ему служанку под видом представительницы из знатной семьи. Она родила Пасенади Видудабху.
Ещё мальчиком Видудабха побывал в Капилавасту и узнал о своём незнатном происхождении. Понимая, что шакья обидели и обманули его отца, он дал обет отомстить соседям.
Когда Пасенади отошёл в мир иной, Видудабха повёл армию на центр политической власти шакьев – Капилавасту. После набега правителя Видудабха от местечка остались одни руины. Безжалостно убиты были и многие из рода шакьев.
Это подтверждает странствующий китайский буддист Фасянь в своих «Записках о буддийских странах».
Путешествующий в VII веке буддийский монах, китаец Сюаньцзан, тоже встретил там лишь нескольких монахов. Среди развалин только ступы обозначали самые важные места.
Так как интерес к буддизму в той местности угасал, то и руины города никого не интересовали. И постепенно Капилавасту исчез в зарослях джунглей. Проложить туда дорогу было под силу только слону.
Лишь в XIX столетии возродился интерес к родине Будды.
Индия или Непал?
Точное местоположение города до сих пор не определено. Археологи в Индии считают, что Капилавасту мог находиться рядом с деревней Пипрахава, что в северном индийском штате Уттар-Прадеш.
В ходе раскопок в XX веке они обнаружили руины монастыря, колодцев, ступу, которые могли относиться к периоду жизни Гаутамы.
От этой деревни рукой подать до непальской границы – всего 1,5 километра. А до легендарного непальского Лумбини, где, стоя под деревом, и родила Махамайя Сиддхартху – 16 километров.
Непальцы же считают, что древним Капилавасту может быть деревня Тилауракот в 27 км от Лумбини. Она находится в непальском районе Капилавасту.
Здесь найдена полуразрушенная городская стена со рвом и руины жилых помещений. Правительство Непала подало заявку, чтобы внести этот объект в перечень Всемирного наследия Юнеско.
С 1996 года вышеназванная достопримечательность находится в предварительном списке кандидатов. Но на сегодняшний день просьба не удовлетворена. Своё место в списке всемирного наследия в 1997 году занял лишь Лумбини, где в 563 году до нашей эры родился Гаутама.
Колыбель Гаутамы
Примечательно, что в центре Лумбини находится камень, извещающий о рождении Будды. Он лежит в храме под названием Майя Деви, построенном в честь его матери.
Рядом с сооружением находится колонна из камня, которую возвёл царь Ашока, руины древних буддийских строений, а также дерево Бодхи.
Храм окружают буддийские монастыри, ступы, памятники.
Интересно знать, что любой стране, где есть приверженцы буддизма, разрешено возвести в Лумбини и свой храм. Этим правом уже воспользовались:
- Таиланд,
- Китай,
- Германия,
- Камбоджа и другие государства.
Их храмы открыты для посещения всем желающим.
Начало великого пути
Письменное изложение жизненного пути Будды появилось лишь спустя несколько столетий после его ухода в паринирвану. Поэтому многие факты его биографии, начиная с даты рождения, трактуются по-разному.
Вернёмся же в родной город Сиддхартхи – Капилавасту, столицу царства шакьев, чтобы узнать, почему он родился не там, а в Лумбини.
Объясняется это обычаями тех времён. Обычно жена отправлялась рожать в дом своих родителей. Так поступила и Махамайя. Она отправилась в путь из Капилавасту, но роды случились в пути.
Сиддхартха прожил в Капилавасту до тех пор, пока не принял решение стать бездомным аскетом. Но ему ещё предстояло вернуться к родным пенатам.
Возвращение в Капилавасту
Достигнув просветления, Будда наведался в родной город, приняв приглашение своего отца. Он был встречен жителями с подобающим уважением и почётом.
Пять сотен молодых людей возжелали стать монахами. Среди них были:
- Рахула, его сын;
- Нанда, его полуковный брат;
- Упали, его парикмахер;
- Ананда и Девадатта, его двоюродные братья.
Так в Капилавасту зародилась буддийская монашеская община. А Будду стали называть Шакьямуни, что значит «мудрец из клана шакьев».
Заключение
Всего доброго, друзья, до новых встреч!
Поддержите блог — делитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если она вам понравилась.