Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Храм Реандзи – дзен-буддистский храм Японии, известный по большей части благодаря удивительному саду камней. Наша сегодняшняя статья будет посвящена ему.
Мы расскажем, кем и когда был основан храм, как развивался в дальнейшем, в чем его особенности, что скрыто от взора во время лицезрения сада. А также мы дадим полезную информацию на тот случай, если святыня понравится вам настолько, что непременно захочется оказаться там.
Что же, давайте начнем!
Содержание:
Храм
История
Сад
Полезная информация
Заключение
Храм
Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».
Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.
История
Изначально на территории современного храма находилось поместье, переходившее по наследству семействам самураев. Последними хозяевами были представители рода Хосогава Фудзивара, а в 15 веке родовое имение перешло генералу Хосогаве Кацумото, жившему с 1430 по 1473 годы. Он желал, чтобы после его смерти на этом месте появился дзенский храм.
В 1450 году, еще при жизни, Кацумото сделал это, позвав в качестве первого покровителя монаха по имени Гитен. В 1467 году началась война Онин, где генерал возглавлял восточные войска, но назад он не вернулся – спустя 6 лет после начала военных действий погиб на поле сражений. Однако после смерти Кацумото «храм дракона» продолжил процветать.
Война велась в Киото, поэтому многие сооружения и жилые дома выгорели или полностью разрушились, и Реандзи в том числе. Позже бывшее поместье, где уже находилась святыня, перешла буддийскому храму. Во времена расцвета настоятелями были сегун Токугава Иэясу, а также военачальник Тоетоми Хидэеси.
На рубеже 15 и 16 веков на территории появился знаменитый сад камней. В одно время его авторство приписывали мастеру Соами, но позже этот факт подвергался сомнению. Сейчас принято считать, что сад воздвиг неизвестный мастер, но споры на этот счет не угасают по сей день.
За всю историю существования храм претерпевал не одно бедствие в виде пожаров, поэтому, к сожалению, не сохранился в первозданном виде. Сейчас на территории находятся и могилы семерых императоров, правивших в Японии в разное время:
- Хорикава;
- Госандзе;
- Горэйзей;
- Госузаку;
- Итидзе;
- Казан;
- Ута.
До 19 столетия захоронения находились в забвении, но правитель Мэйдзи принял решение о их восстановлении. Сейчас в Реандзи стекается огромное количество посетителей: японцы, иностранцы, дзен-буддисты и представители других конфессий.
Сад
Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.
Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.
Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.
Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.
Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.
На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.
По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.
Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:
- каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
- камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
- композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
- определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».
Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.
Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.
С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.
При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:
- бесконечность Вселенной;
- величие Учителя Шакьямуни;
- безграничность сознания;
- чистота и непорочность.
Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.
Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.
Полезная информация
Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.
1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.
2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.
3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.
Заключение
Храм и сад Реандзи – настоящее сокровище Киото. Это не просто объект истории длиной почти в шесть веков, это шедевр японского садового искусства, воплощение философского учения дзен и приятное место для медитации.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы почувствовали умиротворяющую атмосферу храмово-садового комплекса. Если вы хотите узнавать больше нового об удивительном мире Востока, присоединяйтесь — делитесь ссылкой нас статью с друзьями, оставляйте комментарии, следите за обновлениями. Мы будем рады искать истину вместе с вами.
До скорых встреч!