Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Япония – удивительная страна. Здесь сплелись воедино будущее и прошлое: высокие технологии и многовековые традиции, корпоративные отношения и семейные связи, футуристичные небоскребы и древние храмы. Из последних особенной популярностью пользуется храм Тодайдзи – сюда без преувеличения приезжают миллионы людей каждый год.
Об этой святыне мы и хотим сегодня с вами поговорить. Статья ниже поведает, что это за место, где оно находится, какие драгоценности хранит, какая история за ним кроется. Вы узнаете много интересных фактов, которые, возможно, приблизят вас к пониманию наших далеких соседей, их культуры, менталитета, философии.
Что же, давайте начнем.
Содержание:
О главном
Историческая минутка
Статуя
Внутреннее убранство храма
Заключение
О главном
Есть в Японии, недалеко от города Киото, славный городок Нара.
Здесь обитает меньше четырехсот тысяч жителей, но относительно скромные размеры не мешают Наре быть самым священным городом Страны восходящего солнца – всего в окрестностях насчитывается свыше пятисот буддийских святынь, дорогих сердцам японцев. Каждая из них, несомненно, может поведать свою особую историю.
Кстати, Нара – первая столица Страны восходящего солнца.
Одним из главных храмов города по праву считается Тодайдзи. Его уникальность заключается в том, что это самое большое здание из дерева в мире, сохранившееся до наших времен.
Другая причина назвать святыню необычной – огромное изваяние Будды, крупнейшее в Японии и одно из самых важных на всей планете. Оно изображает Будду Вайрочану. Сама статуя выполнена из бронзы и просто ошеломляет своими размерами.
Название храма в переводе означает «Величайший храм Востока». Он относится к традиции кэгон, которая перекочевала в Японию из Поднебесной в 8 столетии. Чтобы воочию увидеть святилище, сюда ежегодно приезжает свыше трех миллионов паломников и обычных туристов.
Важно помнить, что в Тодайдзи и сейчас живут, служат монахи, совершают различные обряды. Монастырь находится под бдительной охраной ЮНЕСКО.
Святыня – целый храмовый комплекс, где, кроме главного сооружения, есть и другие, к примеру, зал февраля Нигацудо, зал марта Сангацудо, более мелкие пагоды. Милым дополнением является то, что святилище раскинулось в оленьем парке – здесь звери прогуливаются, не страшась людей, и любой желающий может их погладить и покормить.
Историческая минутка
К середине 8 столетия Япония претерпевала далеко не лучшие времена: разгорались межклановые противоборства, самураи хотели все большей власти, вспыхивали эпидемии с огромным количеством жертв. У власти тогда находился правитель Сему.
Порядком обессиленный обрушившимися несчастьями, он призвал народ соорудить общими силами большую скульптуру Будды, которая могла бы защитить страну от бед, и в 743 году издал соответствующий указ.
Деревянный храм возвели в рекордные сроки – всего за два года. Еще на шесть лет, до 751 года, растянулось изготовление статуи. Не только для тех времен, но и сейчас построить пятнадцатиметровую статую – дело довольно трудоемкое.
Было «мобилизовано» свыше двух миллионов японцев для постройки статуи. Проектировал ее выдающийся мастер по имени Кунинака Но Мурадзи Кимимаро, а впоследствии он же курировал рабочий процесс.
Для производства было использовано невообразимое количество материала:
- свыше четырехсот тонн бронзы – а это практически весь государственный запас;
- десять тысяч тонн угля для топки;
- порядка семидесяти килограммов ртути;
- полтораста тонн чистого золота;
- больше семи тысяч тонн воска пчел.
Отливать статую приходилось отдельными частями, а соединить воедино без каких-либо изъянов внутри храма удалось лишь с восьмого раза – при том, что стройка тоже уносила жизни некоторых людей. Отдельно изготавливались трон, тело, голова с шеей.
Место скрепления частей тоже нужно было покрыть бронзовым сплавом, а затем нанести слой позолоты на всю скульптуру. День официального открытия стал важным событием для всех японцев – на церемонии присутствовал даже правитель с женой.
Дерево, из которого был возведен храмовый комплекс, как известно, не самый прочный материал: он ломается при сильном воздействии и легко воспламеняется – а это опасно в местах, где постоянно горят свечи, зажигаются лампадки и благовония. Несчастные случаи происходили трижды: в 12 столетии разразился пожар, затем в 1567 году он снова повторился, а также не обошлось без землетрясения. Каждый раз святыня ремонтировалась.
В 1709 году произошла очередная реконструкция – были разрушены две стометровые пагоды из дерева, пострадавшие после стихии. С тех пор Тодайдзи принял вид, похожий на современный. Однако окончательный фасад он приобрел в 1913 году после десятилетней реконструкции. К слову, голову Будды тоже пришлось один раз поменять.
Дело в том, что в момент гражданской войны ее сильно повредили, но практически сразу же заменили новой. Напоминанием об этом осталось лишь небольшое различие в оттенках цвета туловища и головы.
Статуя
Чтобы вы могли приблизительно представить масштабы скульптуры, приведем краткое описание в цифрах:
- тело – 15 м;
- пьедестал – 17 м;
- голова – 5,5 м;
- нос – 50 сантиметров;
- уши – 2,5 м;
- глаз – 1 м;
- губы – 1,3 м;
- точка на лбу – 30 сантиметров;
- прядей волос – 966.
Чтобы было нагляднее, можно сравнить высоту Будды с пятиэтажным домом – статуя будет выше.
Известная всем Статуя Свободы в США весит тридцать тонн. Для сравнения: вес Будды Тодайдзи – пятьсот тонн.
Сооружение полое изнутри и держится на особой конструкции из дерева. Хранится изваяние в отдельном помещении храма – в зале Великого Будды, по-японски известного как Дайбуцудэн. Изначально он возвышался на сто метров, но со временем, после нескольких пожаров и стихий, уменьшился в два раза. Сейчас он высится на 50 метров, в ширину достигает столько же, а в длину – почти 60 метров.
Удивительно, с каким вниманием к деталям и воодушевлением мастера подходили к своей работе. Каждая линия, каждая черточка на лице, формирующая его выражение, продумана до деталей.
Вайрочана восседает в падамасане – позе лотоса – на красивейшем троне из раскрытого лотосного бутона, олицетворяющего открытость, свежесть, чистые намерения. Всего насчитывается пятьдесят шесть лепестков, и на каждый нанесены японские символы – вместе они составляют мантры, направленные божеству.
Левая рука Будды расслабленно покоится на колене, а правая тянется вперед. В этот жест вложен особый смысл – божество как бы благославляет государство и стремится принести жителям благость и счастье.
Лицо спокойное и расслабленное, вокруг головы прослеживается ореол святости, а синий цвет волос символизирует нирвану. Точка на лбу тоже указывает на присутствие высших сил.
Главное изваяние охраняют другие шестнадцать скульптур. Они не такие величественные и выполнены в полный человеческий рост, но именно этим восходят к шестнадцати воплощениям, в которых был Будда в мире людей в прошлом. Также среди скульптур можно заметить богиню счастья и богиню милосердия.
Каждый год около 100-200 монахов с помощью особых средств и веревок спускаются к статуе и проводят генеральную очистку от грязи и пыли.
Внутреннее убранство храма
Заходить в храм следует через главные ворота на юге, именуемые Найдамон. В последнем году 12 столетия была вновь отстроена крыша в 2 яруса и 5 пролетов. Вся конструкция поддерживается 18 колоннами из дерева. Для их установки использовались цельные стволы мощных деревьев высотой свыше двух десятков метров.
Интересно, что внутри колонн есть небольшой проход, по размерам схожий с ноздрями медного Будды. Считается, что тот, кто сможет пройти сквозь них, получит счастье и скорое просветление. Дети, подростки и миниатюрные японцы проделывают этот трюк без труда, а взрослые из числа иностранцев нередко застревают.
Ворота охраняют два создания довольно страшного вида. Двери отличаются массивностью в духе каноничной японской архитектуры средневековья. А над крышей-шатром растянулся арочный свод, делающий обстановку еще более торжественной.
Входные двери ведут в зал, где можно зажечь благовония – фимиам, поставить их в специальную чашу и насладиться настенной росписью. Шедевры зодчества, искусные барельефы, картины, написанные эмалью и повторяющие японские и буддийские мотивы – все это воплощено в стенах храма. Затем посетители попадают в зал, где Будда восседает на своем лотосном троне.
Еще одно важное строение в святыне – сокровищница Сесоин. Здесь хранится с древних времен множество артефактов, в том числе национальная одежда давних эпох, посуда, украшения, шелковые изделия, драгоценности, важнейшие рукописи, благодаря которым историки восстанавливали события давно минувших лет.
Но главные ценности Сесоина – церемониальные мечи Ехокэн и Инхокэн. Их пожертвовала в середине 8 столетия принцесса Коме, но почти все время они считались утерянными. В итоге мечи, усыпанные золотом, серебром и глазурью с гравировкой были найдены в подполе у изваяния Вайрочаны.
Заключение
Тодайдзи – прекрасный пример японского храмового искусства, который вобрал в себя шедевры скульптуры, деревянного зодчества, настенной живописи. Это крупнейший деревянный храм в мире, хранящий самую большую статую Будды в Японии – довольно много рекордов для одной святыни. Но самое главное – здесь царит атмосфера уединения, спокойствия и духовного равновесия.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Нам будет приятно узнать, что статья оказалась для вас полезной – оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и впечатлениями. И, конечно, подписывайтесь на наш блог — впереди у нас будет еще больше интересных статей, приоткрывающих таинственный мир Востока.
Желаем вам всего доброго, и пусть все путешествия сбудутся! До новых встреч в нашем блоге!