Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Из достопримечательностей и самых живописных мест Тибета добрую половину составляют буддийские храмы. Они с древних времен таят в себе силу, красоту, спокойствие.
Сегодняшняя статья расскажет про старинные монастыри, величественность которых не оставляет равнодушным. Мы познакомимся с тремя такими местами — расскажем об их истории, уникальной архитектуре, особенностях. А в самом конце узнаем, где и в нашей стране можно встретить тибетские храмы.
Содержание:
Дом Будды
Ронгбук
Потала
Тибетские монастыри в России
Заключение
Дом Будды
Известный больше как монастырь Джоканг, он является одним из самых посещаемых святынь Тибета. Сюда приезжают не только буддисты-паломники, но и туристы, в том числе иностранные.
Не зря в первом году нового тысячелетия организация ЮНЕСКО признала монастырь объектом всемирного наследия. Здесь ежегодно проводится Фестиваль великой молитвы. Тут же происходит посвящение главных духовников Тибета – Далай-ламы и Панчен-ламы.
Джоканг начинает свою историю в 639 году благодаря царю Сонгцен Гампо. Эта местность тесно связана с его женой, принцессой из Китая по имени Вэньчэн – именно она, используя знания фэн-шуй, искала подходящее место для храма, и ей указали на одно озеро. С этим событием связана любопытная легенда.
Озеро, на месте которого предстояло построить храм, ассоциировалось с дьяволицей. Чтобы одолеть ее, надо было «пригвоздить» ее тело. Озеро иссушили с помощью стада коз, которые перевезли туда землю и песок, а на месте предполагаемого сердца дьяволицы возвели здание монастыря, вокруг которого затем построили ступы.
Так появился Джоканг – знаменитый тибетский храм, который сегодня радует глаз сотне посетителей ежедневно. Вокруг него возник город Лхаса – колыбель буддийской мысли в Тибете, название которого так и переводится – «Святая земля». Кстати, с тибетского языка название самого храма означает — Дом Будды.
В 17-м столетии, когда у власти стоял Далай-лама V, многие сооружения, существовавшие со времен появления комплекса, были реконструированы. Чуть позднее, в 18-19 столетиях, к архитектурному ансамблю добавились различные скульптуры, росписи.
Переломный момент пришелся на прошлый век – в 1959 году нынешний Далай-Лама XIV вынужден был покинуть Тибет из-за оккупации со стороны китайцев. Тогда многие ламы бежали вместе с ним, и территория пришла в запустение, а затем была значительно разрушена. Во время оккупации в главном храме находился свинарник, а в других постройках расположились казармы для солдат-китайцев.
Сейчас храмовый комплекс отреставрировали, и он выглядит величественно. 25 тысяч квадратных метров, четыре этажа, крыша, выполненная из бронзовой плитки, несколько просторных залов. Эти залы таинственными лабиринтами переходят в здания часовен. Во внешнем виде комплекса угадываются архитектурные следы разных стилей: китайского, индийского, непальского, тибетского.
Богатство монастыря не только выражено в его экстерьере, но и таится внутри. Главный зал разместил под своими сводами драгоценное изваяние Великого Учителя, которое принадлежало принцессе Вэньчэн – той самой, которая искала место для постройки храма.
На нем запечатлен двенадцатилетний принц Шакьямуни в полный рост – около полутора метров. Считается, что он способен исполнять желания.
Невдалеке расположились изваяния правителя Сонгцена вместе с женами – Вэньчэн из Китая и Бхрикути из Непала. Двумя ярусами выше расположилась скульптура богини Палден Лхамо.
Все жители Лхасы знают, как попасть в Джоканг, и без каких-либо карт могут указать дорогу. С крыши, на которую можно выйти, гуляя по территории, открывается панорамный вид на весь город с его главной площадью, дворцами, монастырями, садами. Прихожане совершают обход территории по ритуальному пути, который называется «кора».
С 8 утра монастырь открыт для буддистов, а начиная с 11.30 и заканчивая в 17.30 двери Джоканга открыты всем желающим. Вход платный – около 700 рублей или 10 долларов.
Ронгбук
Монастырь Ронгбук известен тем, что находится высоко в горах, а именно на высоте без малого 5 тысяч метров, у подножия горы Джомолунгма, известной на Западе больше как Эверест. Этот факт прославил его в качестве храма, который расположился в горах выше всех на планете.
Еще в 18 столетии здесь стояли пещерные кельи, являвшиеся для женщин-монахинь укромным местечком, где они проводили медитативные практики буддизма. Даже сегодня в этом месте можно заметить входы в подобные хижины.
В 1902 году Нгванг Тензин, относившийся к тибетской школе Ньингма, основал здесь монастырь. В пик своего процветания тут служили около 500 монахов – как мужчин, так и женщин.
С 20-30-х годов и до сегодняшнего дня, правда, с некоторыми перерывами, Ронгбук являлся пристанищем для альпинистов, которые мечтали покорить Эверест, чтобы прославиться или, по некоторым преданиям, обрести бессмертие. Сейчас это не только перевалочный пункт любителей гор, но и место паломничества людей, стремящихся к духовности.
Вид, открывающийся из окон монастыря Ронгбук прямиком на северную часть Эвереста, поистине завораживает. Исследователь из Великобритании Джон Ноэль описал это зрелище такими словами: «Как будто какой-то потрясающий зодчий, построивший эти горные пики и долины, сделал здесь ещё одну потрясающую работу одарённого – грандиозный коридор, ведущий к горам».
Во время Китайской революции 1974 года храм был разрушен. Лишь спустя несколько лет приступили к его восстановлению. В результате, кроме воссозданных построек, в композицию были добавлены свежие фрески, изящная настенная роспись.
Главный храм состоит из пяти этажей, из которых, однако, работают всего два. Впереди красуется круглая ступа, где хранятся древние реликвии. Кроме этого, в главном зале стоят изваяния Будды Шакьямуни и Ринпоче. Сегодня в храме служат всего порядка пятидесяти послушников –это в десять раз меньше, чем в период расцвета.
Потала
В самом сердце священной Лхасы находится величественный дворец, который известен всем жителям Тибета – Потала. Не верится, что это необыкновенное здание со множеством террас, башен, крутых лесенок, пристроев является огромным храмовым комплексом.
Размер территории действительно поражает – свыше 360 тысяч квадратных метров. Впечатление от внешнего величия становится еще сильнее, учитывая, что находится он на высоте 3700 метров.
За могущественными стенами скрываются десятки статуй, фресок, ступ, украшенных драгоценностями, искусные росписи на фасадах и во внутренней отделке стен. Просторные залы, где проводились медитации, шедевры зодчества и живописи заставляют восторгаться увиденным архитекторов, скульпторов, художников и простых посетителей, прибывших сюда, желая прикоснуться к прекрасному.
Подобное великолепие по достоинству оценила организация ЮНЕСКО, когда в 1994 году включила Поталу в список материального наследия.
История храма началась в 637 году и связана с именами уже известных нам царя Сонгцена Гампо и его прекрасной принцессы Вэньчэн. На месте, где он раньше любил медитировать, царь построил дворец. После свадьбы он увеличил территорию дворца, и с тех пор там стало 999 покоев.
Позже дворец стал резиденцией поколения Далай-лам. Здесь же находится гробница Пятого Правителя Тибета.
Ступа Далай-ламы V насчитывает 4 тонны золота.
Внешний облик дворца кардинально поменялся в 17-м веке, и во многом он сохранил свои очертания до наших дней. Тогда появились главные дворцы Поталы: Красный, связанный с духовным образованием и служением, а также Белый, откуда исходили все управленческие решения Далай-ламы как верхушки власти.
В настоящий момент, после изгнания тибетских монахов, Потала является главным музеем – здесь хранится большое количество реликвий, святынь, фресок, ступ, которые вызывают интерес у буддистов всего мира. Паломники совершают кору, на пути всюду встречаются молитвенные барабаны и священные ступы.
Кроме того, здесь расположились здания духовной семинарии, школы логики и типографии. Именно этим объясняется такой поток посетителей дворца каждый день.
Тибетские монастыри в России
В России тоже встречаются тибетские храмы. В основном они сосредоточены в Калмыкии, Бурятии, Туве, Забайкальском крае, где широко распространен тибетский буддизм. Причем это действительно крупные монастыри, где обучаются десятки монахов, а любой желающий может приехать на лечение к ламе.
Самым известным в России является Буддийский храм в Санкт-Петербурге, который носит тибетское название «Дацан Гунзэчойнэй». Он долгое время являлся самым северным буддийским храмом в мире.
Также с 2015 года ведется строительство храма в Москве. Благословение на строительство дал сам Далай-лама XIV и предложил назвать его «Тупден Шедублинг», что переводится как «Центр изучения и практики Учения Будды».
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы совершили увлекательное путешествие по святым местам Тибета вместе с нами.
Будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе.
Я видел буддийский храм во сне. Он находился в какой-то деревне, но он был зарост деревьями и был не заметен, пока я шел. Когда я отошел, я увидел руины и 3 ступы полу разрушенных, настолько красивых своём объеме, настолько стары они были! Я в него заглянул через шель в скале. Увидела меня она и улыбнулась женщина ! И женщина сказала: «Будь тише», шла медитация….. Я позвал сестру и шурина ( Олесю и Баира) посмотреть на храм, они удивились, что такой есть, в скальнике выбит .Это всё мой сон.
Я пытался найт его по фото! Но не нашел его, этот храм! В скальнике где-то в Тибете 3 пики смотрят небо из-под земли слышны мантры там! Сказано было там во сне!