Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы продолжим цикл наших виртуальных странствий, ставших уже традиционными, поэтому снова предлагаем вместе совершить путешествие в таинственную Азию. На повестке дня – Бангладеш и его знаменитая вихара в Пахарпуре.
Мы окунемся в атмосферу, царившую здесь тринадцать веков назад. Вы узнаете, когда и кем была создана вихара, какие тайны хранит в себе ее былая архитектура и как выглядит эта местность сейчас.
Содержание:
Что такое вихара
Немного истории
Архитектура
Современное состояние
Заключение
Что такое вихара
Само слово «вихара» имеет санскритские и палийские корни:
- по-санскритски – вихара;
- по-палийски – цзиншэ;
- по-тайски – вихан;
- по-кхмерски – вихэр.
Оно использовалось еще тогда, когда монахи тхеравадинского толка странствовали, жили на подаяния, а в прибежище останавливались только в сезон дождей. Именно такие крупные храмы, в которых жили странствующие монахи, и назывались вихарами.
Подобные монашеские обители отличались роскошью, пышностью и изяществом – их часто строили зажиточные люди на крупных дорогах, торговых путях, чтобы развивать и обогащать монастыри.
Крупнейшей во всей индийской части Азии была вихара в бангладешском городке Пахарпура в северо-западной части страны. Ее связывают с деятельностью выдающегося последователя буддийского учения, проповедника Атишей.
Немного истории
Пахарпурская вихара известна также под названием «Сомапура Махавира», что переводится как «Великий монастырь». Археологические исследования установили, что она была возведена во времена правления буддийского владыки Дхармапалы из династии Пала. По разным данным эта эпоха длилась, начиная с 770-781 года до 810-821 года нашей эры.
Сомапуру Махавиру можно назвать свидетелем становления буддийской философии, ее преобразования и развития на бенгальских землях. Это был крупный образовательный центр, сосредоточивший в себе знания многих поколений монахов. Своей архитектурой и формами сооружений монастырь повлиял на дальнейшую постройку буддистских учреждений не только в Бангладеш, но и в соседних странах.
Однако, достигнув пика своего развития, в 11-ом столетии он горел в пожарах, устроенных завоевателями Ванга родом из Индии. Несколько лет спустя храм восстанавливался, но начавший господствовать в этих краях ислам все же привел комплекс в запустение.
Новую жизнь в вихару вдохнули только несколькими столетиями позже, когда ЮНЕСКО в середине 80-х годов прошлого века обратило на нее внимание. Ее внесли в список Всемирного наследия и выделили более миллиона долларов для реставрирования оставшихся руин.
Архитектура
Пахарпурская вихара имела огромную территорию – больше 85 000 квадратных метров. На этих просторах располагалась четырехугольная конструкция-стена, слегка взбирающаяся вверх в виде пирамиды.
В центральной части комплекса располагалась главная ступа. К ней примыкали монашеские кельи: 45 с северной стороны и по 44 со всех других сторон света. Всего келий насчитывалось 177. Кроме того, здесь располагались пристрои, хозяйственные помещения.
Общая стена и фасад главных построек были украшены невероятной терракотовой плиткой, барельефами, каменной скульптурой, мотивы которой складывались в один, характерный для этой вихары, ансамбль. Подобное художественное мастерство впоследствии было заимствовано при строительстве храмов в Камбодже и Индонезии.
Современное состояние
Сейчас на месте некогда великой Сомапуру Махавиру остались одни руины, по очертаниям которых можно воображать себе, как здесь жили монахи больше тысячи лет назад. Казалось бы, жалкое зрелище? Как бы не так.
По признаниям путешественников, побывавших в этих краях, на широких просторах до сих пор ощущается необыкновенная энергетика. В центре все так же стоит гигантская ступа высотой в двадцать метров.
Ухоженный сад, выросший на месте бывших стен, привлекает туристов, местных работников – выходцев из Бангладеш, Шри-Ланки и близлежащих государств – и даже пасущихся козочек.
Именно это делает пейзаж самобытным, незабываемым. Особенно прекрасен монастырь поутру, на рассвете, когда вокруг – ни души. Поросшая зеленью, ступа возвышается среди руин.
На внешних стенах все так же угадываются невообразимые скульптурные барельефы: мифические существа, фигурки божеств, животные, например, черепаха или разные виды птиц.
Если делать съемку сверху, то можно поразиться четкой геометрии, правильно изрезанным углам построек. Незамысловатая с виду конструкция несет в себе глубокий смысл – изначально структура вихары была выполнена как мандала.
Недалеко находится музей, где хранятся святые реликвии. В их числе фрагменты настенной скульптуры, чудом уцелевшие изваяния Будды, мемориальные плиты, монетки, обломки кирпичей, фигурки божеств в женском и мужском воплощении, посуда из глины.
Эти экспонаты – самая настоящая машина времени, которая способна не только показать прошлое, но и дать прочувствовать местную культуру сквозь века.
Заключение
Надеемся, что нам удалось хотя бы немного погрузить вас в атмосферу этого необычного памятника истории. Сегодня мы остановимся на этом, но в следующих статьях обязательно продолжим знакомить вас с интересными местами Азии.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!
До скорых встреч!