Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодняшняя статья будет небольшой, но познавательной, ведь поведает нам о том, что значит загадочное слово – «дхармашастра». Для чего они нужны, какие бывают, о чем говорят – ответы на все эти вопросы ниже.
Вместе мы переместимся в древнюю Индию и попробуем представить, как жили по правилам, принятым там много веков тому назад. А также выясним, каким образом это связано с дхармашастрами.
Содержание:
Значение слова
Для чего они нужны
О чем говорят главные дхармашастры
Заключение
Значение слова
Это слово имеет санскритские корни:
- «дхарма», что означает правила, нормы;
- «шастра», то есть текст, комментарий.
Происхождение слова подсказывает нам, что дхармашастра – это свод законов, поведенческих норм. Они были распространены по всей древнеиндийской территории. Их написанием занимались разные религиозные школы, люди, разбиравшиеся в ведах – брахманы. Также считалось, что их диктовали и сами боги.
Они включали в себя самые разные нормы:
- религиозные (по большей части по мнению брахманизма);
- обрядовые;
- правовые;
- моральные;
- семейные;
- общественные;
- политические.
Дхармашастры использовались как пособие по надлежащему поведению. В то же время они не имели силы официальных законов, но содержали предписания, которых должен придерживаться каждый уважаемый человек в зависимости от его положения в обществе.
Современные исследователи древности говорят, что сейчас сохранилось порядка двадцати текстов – правда, некоторые из них всего лишь отрывками. Большая часть дхармашастр относится к 1-4 столетиям нашей эры.
Их содержание помогает нашим современникам узнать намного больше о жизни индийцев около двух тысяч лет назад, изучить их общественный строй, общепринятые нормы права и морали.
К самым известным текстам можно отнести следующие:
- ману-смрити;
- нарада-смрити;
- яджнавалкья-смрити.
Понятие «смрити» означает свяшенные индуистские тексты, которые дополняют изначальные писания, называемые шмрути.
Для чего они нужны
Дхармашастры стали сборником знаний, почерпнутых из письменных материалов более раннего времени: правовых сводов, Грхьясутр – правил распределения обязанностей в доме – и Дхармасутр. Последние появились еще две с половиной тысячи лет назад, а их авторство присваивается устам Будхаяны, Васиштхи, Гаутамы, Вишну.
Дхармасутры были написаны в виде афоризмов, емких изречений, стихов в виде двух рифмующихся строк (так называемых шлоков) и по большей части относились к религии. Дхармашастры появились лишь спустя 5-6 столетий, когда правовые и традиционные аспекты жизни общества оформились в отдельную науку. Кроме того, они перешли от стихосложения к прозе.
Как мы знаем, в Индии с древних времен все общество делилось на несколько варн, то есть сословий:
- брахманы – священнослужители, жрецы;
- кшатрии – воинствующие люди;
- вайшьи – купцы, земледельцы;
- шудры – слуги.
У каждого человека были свои функции в обществе, а значит – нормы поведения. Эти нормы и были зафиксированы в дхармашастрах.
Кроме того, существовали общие законы Вселенной, который не давали превратить космос в хаос. Вселенский порядок делал жизнь урегулированной, и дхармашастры помогали поддерживать этот порядок.
При этом сами правила – дхармы – можно разделить на три вида:
- свадхарма – нормы поведения в соответствии с варновой принадлежностью, возрастом и родом занятий в зависимотси от жизненного периода– ашрам;
- садхарана – правила, которые помогают двигаться вперед всему обществу, в котором живет человек;
- пурушартха – поведение в рамках морали, которое приближает человека к реализации собственных целей: дхармическому пути, удовольствиям, освобождению.
О чем говорят главные дхармашастры
1. Ману-смрити
Они также известны как законы Ману или Манавадхармашастра, что можно перевести как «писание Ману». Они так называются в честь «божественного предка человечества». Эта дхармашастра считается самой древней и самой главной.
Она была составлена приблизительно во втором столетии нашей эры индийскими брахманами. Законы Ману состоят почти из трех тысяч стихов, которые разделены на двенадцать глав.
Манавадхармашастра описывает:
- правила поведения для всех варн;
- происхождение Брахмы и всего сущего в мире;
- историю создания мира;
- превосходство сословия брахманов над другими;
- космические века, в том числе наш – кали-юга, век невежества и разрушений;
- ашрамы в течение жизни;
- правила, которым должен подчиняться правитель и вся политическая власть;
- порядок наказаний при нарушениях;
- восемнадцать законных случаев для иска в суд;
- гуны невежества, страсти и благости;
- ведическую космологию.
2. Яджнявалкья-смрити
Они, судя по всему, были написаны во 2-3 столетии. Весь текст состоит из трех частей:
- ачара – общие нормы этики и морали, которые диктуются исторически сложившимся традициям и обычаям;
- вьявагара – правила, описывающие судебные процессы;
- яшьчитта – законы, регулирующие наказания за нарушения.
Во фрагментах, где описывается власть правителя и судебный процесс, четко прослеживается влияние существовавших ранее артхашастр.
3. Нарада-смрити
Они появились еще веком позже – в 3-4 столетии. Здесь поднимаются более глубокие правовые вопросы, например:
- виды профессиональной деятельности;
- пятнадцать типов рабства;
- одиннадцать видов свидетелей;
- пять разновидностей испытаний.
В средние века перечисленные выше шастры вызывали интерес у людей за пределами индийских границ. Их отчасти использовали при составлении бирманских, тайских, индонезийских законов. Впрочем, дхарма и сейчас влияет на поведение современных индийцев, и, если разобраться, нормы, предписанные еще в начале эры, не сильно изменились.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась для вас полезной.
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые статьи себе на почту!
До встречи!