Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм в Южной Корее специфичен и имеет немало особенностей, отличающих его от учения других стран-соседей. Поэтому неудивительно, что монахи в Корее тоже отличаются, и эта тема заслуживает отдельной беседы. Именно о них мы хотим сегодня рассказать.
В статье ниже вы узнаете, какие отличительные черты имеет южнокорейский буддизм, как становятся буддийскими монахами, как они живут в монастыре, как выглядят. Также мы поведаем о специфике монашества в разных, типично корейских, направлениях буддийской мысли.
Будет интересно и познавательно!
Содержание:
Особенности южнокорейского буддизма
Как становятся монахами
Жизнь в монастыре
Внешний вид
Орден Чоге
Направление сон
Течение вон
Заключение
Особенности южнокорейского буддизма
Учение Будды достигло границ корейского государства в 4 веке нашей эры. Тогда на полуострове существовало три королевства: Когуре, Пэкче и Силла. Учение достигло каждое из них не сразу, а по очереди. Наконец в 527 году оно стало главной религиозной мыслью полуострова.
Изначально сюда пришло направление махаяны. Тхеравада тоже была распространена на отдельных корейских территориях, уделяя особое внимание монастырям и монашеству. Хотя дальнейшего развития она и не получила, роль храмов и монахов в южнокорейской современности переоценить трудно.
Направление дзен, в Китае известное как чань, а в Корее получившее название сон, появилось здесь в 9 веке.
В период Объединенного Силла и правления семейства Коре, вплоть до 15 столетия, буддизм удерживал главенствующие позиции, но с приходом династии Ли стал ослабевать. В начале 19 века японцы стали вторгаться на территорию Кореи и вновь возродили буддийскую мысль, но его японскую ветвь.
На сегодняшний день Южная Корея – мультирелигиозное государство. И хотя по официальным данным традиционных буддистов, то есть исповедующих веру Ордена Чоге, всего четверть населения, также существуют представители пробуддийских направлений сон и вон.
Всего насчитывается:
- более 2 тысяч храмов;
- свыше 10 миллионов буддистов разного толка;
- порядка 20 школ буддизма;
- свыше 23 тысяч монахов, треть из которых – женщины;
- 5 категорий в составе монашества в зависимости от принятых обетов.
Как становятся монахами
Чтобы стать послушником в монастыре, необходимо:
- обладать крепкостью и выносливостью в физическом плане;
- не быть пристрастным к алкоголю и азартным играм;
- не иметь долгов;
- иметь разрешение родителей, если кандидату меньше двадцати лет.
Только при соблюдении этих требований можно стать послушником, или по-корейски – хенджанимом. Не менее 11-ти месяцев нужно продержаться в этом статусе, помогая старшим и выполняя несложную, но «грязную» работу: уборка, готовка, мытье посуды. Параллельно с этим хенджаним должен изучать буддийские сутры, законы и размышлять о готовности к принятию последующих обетов.
По истечении положенного срока, если хенджаним зарекомендовал себя с положительной стороны, ему предстоит хенджа-кеюк – своеобразное экзаменационное испытание. При успешной сдаче послушник дает некоторые обеты, количество которых впоследствии увеличивается, и становится монахом младшего звена.
Старшие монахи дают порядка 250 обетов.
Жизнь в монастыре
Повседневная жизнь в монастыре разительно отличается от привычного распорядка дня мирян, а личного времени практически нет:
- подъем – 3.30-4.30;
- утренняя медитация;
- завтрак;
- хлопоты на кухне, уборка территории;
- скромный обед до полудня;
- служба трижды за день;
- отход ко сну – около 21.00.
В монастыре обычно нет ужина – монахам не разрешается есть ничего после 12 часов дня до следующего рассвета.
Более того, с давних времен монахи питались тем, что им подавали местные жители. При этом пища должна быть преимущественно вегетарианской. Сейчас такие эти правила смягчились, во многих монастырях послушники время от времени едят мясо или рыбу, сами выращивают овощи, возделывают землю, но не могут иметь иных источников дохода, получать зарплату в денежном выражении и уж тем более заниматься бизнесом.
Поэтому за утренней молитвой часто следует сбор подаяний. В городах и крупных поселках часто можно увидеть представителей монашества, которые стоят на коленях и держат колотушку из дерева. К некоторым монастырям приходят туристы и оставляют пожертвования.
Убранство монашеских комнат довольно скромное и состоит из футонов – тонких матрасов для сна, скамейки, играющий роль стульев, стола и полки одновременно, небольшого шкафа. Окна завешены шторками из рисовой бумаги, а часто имеется общий на несколько комнат балкон.
Комплект личных вещей тоже строго ограничен:
- три набора одежды;
- посуда для сбора подаяний;
- небольшой нож;
- палочки для пищи.
В отношении возможности обзаводиться семьями у каждой буддистской школы свой взгляд. Некоторые из них разрешают монахам жениться, но при этом семья должна жить вне стен храма. Однако в большинстве своем послушники дают обет безбрачия.
Внешний вид
По поводу внешности и одежды тоже существуют особые правила:
- Как мужчины, так и женщины налысо бреют голову.
- Цвет одежды варьируется от серого до темно-красного и бордового.
- По форме одеяние напоминает скорее одежду монахов Индии.
- Частый атрибут – четки из дерева с большими бусинами.
- Одежду хранят на личном алтаре, который есть у каждого, и никогда не кладут на землю.
- Процесс одевания и раздевания сопровождается специальным ритуалом – поклонами и прикосновением лбом.
Конечно, с течением времени традиционное одеяние монахов не только Кореи, но и других азиатских стран, разбавляется современными аксессуарами. Реальность и технологии внесли коррективы в образ не только мирян, но и монахов, поэтому их нередко можно увидеть со смартфоном в руках или с наушниками в ушах.
Орден Чоге
Орден Чоге – самое распространенное в Южной Корее направление буддийской мысли. Основные принципы монашества здесь традиционны.
У каждого послушника тут есть наставник с солидным опытом – инса-суним. Он направляет на правильный путь, рассказывает теоретические основы, корректирует учебную программу, помогает в быту.
Процесс обучения происходит следующим образом:
- После испытаний хенджа-кеюк и принятия обетов хенджаним становится монахом начинающего уровня – сами.
- Затем следует обучение, срок которого должен быть не меньше четырех лет.
- По окончании учебы снова предстоят экзамены – бхикку-кеюк.
- Посвященный дает обеты и становится бхикку.
Стать монахом в Корее могут даже иностранные граждане, в том числе россияне. Для этого, помимо соответствия всем требованиям, необходимо знать английский язык и корейский на начальном уровне.
При этом существует несколько типов учебных заведений:
- Канвон – школа сутр. Здесь учащиеся живут вместе, а предметами для изучения становятся правила проведения церемоний, пение, исторические аспекты буддийской философии, религиозная литература, тексты сутр.
- Сонвон – школа сон, то есть дзен. Упор делается на медитативные практики.
- Университет. По изучаемым предметам схож с канвоном, за исключением первых даух дисциплин, а также предоставляется жилье в университетском кампусе.
Настоятелем храма можно стать только по истечении десятилетней учебы.
С 2002 года, когда в южнокорейских городах проводился Чемпионат мира по футболу, а мест в гостиницах не хватало, стала популярна одна опция, доступная туристам. Она называется «temple stay» и заключается в том, что на несколько дней за определенную плату можно остановиться в монастыре. Цена за одну ночь и два дня составляет примерно 50 долларов; питание, церемонии и экскурсия входят в стоимость.
Направление сон
Монашество в традиции сон в некоторых аспектах имеет классические черты, но различия также имеются:
- основополагающими являются медитации, долгие практики;
- время практик может достигать восьми-двенадцати часов ежедневно;
- в основе обучения лежит практика созерцания и наставления учителей;
- монахи часто не задерживаются в одном монастыре, а кочуют;
- среди них много отшельников;
- практикуются хваду – корейские коаны.
Течение вон
Вон – довольно молодое направление, которому только-только исполнилось сто лет. Отличительная его особенность – мысль о том, что духовный рост и служение дхарме должно происходить без отрыва от повседневных дел, посему монастырей вон насчитывается сравнительно немного.
Они носят имя «кедан». Монахи именуются как «бхикшу», а миряне – «упасака». Основная идея заключается в том, что бхикшу и упасака равны в своих правах перед Буддой и дхармой.
Подробнее о направлении Вон вы можете почитать здесь.
Заключение
Что же, на этом мы сегодня закончим. Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что благодаря нашей статье вам удалось поближе познакомиться с жизнью и бытом бхикку Южной Кореи. Мы будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)
Если вы хотите узнавать больше о чудесном мире Востока, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые статьи себе на почту!
До новых встреч!
Что значат рисунки на самхати у монахов Дзен буддизма?