Шаманы Тувы — какие они и какой образ жизни ведут?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжим рассматривать увлекательную тему шаманизма и узнаем получше какие они, шаманы Тувы, которых до начала тридцатых годов здесь семьсот двадцать пять. Половина жителей этой страны тем или иным образом связана с шаманизмом. Можно сказать, что эта земля буквально пропитана его духом.

Местные шаманы собираются единожды в году на празднование Шагаа, лунного Нового года. Они полагают, что место слияния Большого и Малого Енисея в могучий полноводный Енисей, являющееся географическим центром Азии, как нельзя лучше подходит для встречи восхода солнца в этот день. Считается, что это событие жизненно необходимо для шаманов, и если пропустить его, можно обрести множество неудач в наступившем году.

Содержание:
Что отличает подлинного шамана
Почему шаманы объединяются
Внутренние противоречия
Великое камлание
Заключение

Что отличает подлинного шамана

Как мы уже писали ранее, шаманами становятся после инициации – шаманской болезни, которая подсказывает заболевшему, что у него есть способности к этому виду деятельности. В большинстве своём умение шаманить передаётся через представителей рода. 

Но путь шамана не заказан никому. Ведь все мы очень мало знаем о своём потенциале. В настоящее время в Туву хлынул поток желающих стать шаманами, которые чувствуют зов к этому занятию. Научить этому нельзя, но опытный человек может разглядеть в претенденте те самые способности (если они есть) и помочь развить их. 

Люди проходят обучение и получают по окончанию курса свидетельство. Его выдаёт местный Научный центр по изучению тувинского шаманства.

Однако свидетельство не даёт статус шамана. Научиться входить в контакт с духами можно только самостоятельно, преподаватели же лишь констатируют факт умения обучаемого входить в такое состояние. Тем же, кто по оказался на это неспособен, увы, в свидетельстве отказывают.

ритуал шаманский

Подлинные шаманы никогда не назначают цену за свои услуги и не рекламируют себя. Они принимают вознаграждение за проведенный ритуал в той сумме, которую намерен дать посетитель. А в суровых таёжных условиях, где деньги бесполезны, в ходу другие ценности:

  • хлеб,
  • тёплая крыша над головой,
  • уважительное отношение.

У шаманов не принято гадать и предсказывать будущее.

Почему шаманы объединяются

Настоящие шаманы – сильные и цельные личности, и по природе они одиночки. Что же заставляет их объединяться? В памяти тувинских шаманов ещё живы воспоминания о сталинских репрессиях, которые коснулись практически каждого. Поэтому боязнь преследования теперь заставляет их держаться вместе. 

Также на волне повышенного интереса к шаманизму появляются различные самозванцы и шаманы коммерческого толка, которые имеют мало общего с древним искусством шаманства. Создание шаманских организаций и ставит одной из своих целей отмежеваться от таких лжешаманов. До недавнего времени в республике таких организаций было семь.

Современность и шаманизм

Сейчас всеми шаманами Тувы руководит Верховный шаман. Это семидесятилетний Кара-оол Тюлюшевич Допчун-оол. Он уже не первый раз избирается на эту должность. 

Допчун-оол
Верховный шаман Кара-оол Тюлюшевич Допчун-оол

В этом году выборы прошли в начале июня. Этот тувинец также является и главой официальной шаманистской организации, аналогов которой в России больше нет. Она называется «Адыг-Ээрен — Дух Медведя».

А начиналось всё с того, что в 2000 году Допчун-оол стал главным шаманом республики, в чём ему и было выдано удостоверение под № 1. Выдал его Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Этому человеку 93 года (а по его расчётам – 95), и он является живой легендой республики.

Поэт и писатель, доктор исторических наук Кенин-Лопсан (у которого ещё немало других профессий и почётных званий) посвятил массу времени исследованию и пропаганде народной культуры тувинцев.

Несмотря на то, что родители его были простыми людьми (сказитель и шаманка), он достиг небывалых высот в профессиональном росте. В смутные для шаманства времена в середине прошлого века, Лопсан ездил по своей стране и разыскивал шаманов, как будто бы собирая фольклорные материалы.

шаман
Поэт, писатель, доктор исторических наук — Монгуш Борахович Кенин-Лопсан

За заслуги в развитии шаманских традиций американцы отметили его званием «Живое сокровище шаманизма» (этот титул кроме него имеют во всём мире только два гражданина Америки).

С началом возрождения народных традиций Лопсан организовал в Кызыле общество шаманов «Дунгур», что значит «бубен». «Дунгур» теперь входит во всетувинскую шаманскую организацию «Тос Дээр Республики Тувы». Эти организации платят налоги, шаманы преклонного возраста получают пенсию, шаманки, обзаведшиеся детьми – пособие на ребёнка. 

Местный шаманизм с конца прошлого века стало объектом исследования международных учёных. 1993 год ознаменовался американо-тувинской конференцией. Её членами стали тувинские шаманы и те, кто профессионально исследует их практику, из многих стран мира. Среди них: 

• Канада,

• США,

• Австрия,

• Финляндия.

Конференция приняла правительственную резолюцию за подписью тувинского Президента о создании при Тувинском краеведческом музее под названием «Алдан-Маадыр» исследовательского центра.

музей республики
Национальный музей республики Тыва Алдан-Маадыр

Руководителем был назначен Кенин-Лопсан. Целью создания этого центра ставилось дальнейшее изучение местного уникального явления – тувинского шаманства. Для этого во дворе музея выделили отдельное деревянное здание, где Лопсан лично общается с посетителями.

Шаманизму, как одной из признанных религий тувинцев, оказывается поддержка на уровне государства, правда, в меньшей степени, чем буддийскому учению. Каждый лунный месяц, двадцать пятого числа, шаман проводит камлание в приёмной Президента республики. Её правительство обеспечило шаманистов зданиями и земельными участками, как в Кызыле, так и в других местах.

Дом на центральной улице Кызыла отведен для разных нужд:

1) Во-первых, здесь принимают в одно и то же время до шести шаманов, которые лечат и выполняют другие ритуалы. Их сменяют каждый месяц коллеги из других мест республики.

2) Во-вторых, тут действует Центр обучения детей от «Дунгура», который основал известный шаман Сайлык-оол Иванович Канчыыр-оол, являющийся и заслуженным работником культуры республики.

Внутренние противоречия

Имена этих двух известных людей, Канчыыр-оола и Кенин-Лопсана, связаны с разными точками зрения на развитие шаманства. Первый не считает данное верование самобытным, он имеет сторонников в других регионах России, которые придерживаются его обрядов.

Говорят, Канчыыр-оол настолько силён, что даже может вызвать дождь. Он считает, что люди разных конфессий должны дружить по определению, так как изначально природа всем им является матерью.

пейзаж с дождем

Кенин-Лопсан, напротив, борется за чистоту исконно народной веры. Предметом его гордости является уникальная шаманская цивилизация. Он не одобряет как слияние с буддизмом, так и то, что его верховные ламы пользуются иномарками и принимают другую материальную помощь от иностранных граждан.

Кенин-Лопсан глубоко убеждён, что во всём мире именно шаманизм был первой религией, а все остальные духовные течения – его производные. Также, по его словам, в Туве наиболее полно сохранились шаманские традиции.

Тувинцы имеют один интересный обычай, проверенный временем. Если им предстоит какое-то важное дело, они неважно себя чувствуют или собираются отправиться в дальний путь, совет они ищут и у шамана, и у буддийского ламы, и в православном храме. Ведь тувинцы верят, что Бог и корень всех религий един, и интуиция подсказывает им поступать именно так.

Великое камлание

Связь разных поколений шаманов проявилась в обряде под названием «Вглубь веков». Этим камланием в Туве отметили тридцать тысяч лет существования шаманизма. Шаманы из Тувы и других мест мира перенеслись во время камлания в каменный век и переняли у древних коллег их практики. 

Таких прецедентов в мире до этого не было. Этот мощнейший обряд уже несколько лет проводится в конце лета.

шаманы на обряде

Заключение

Некоторые исследователи и учёные считают некорректным относить шаманизм к религии. Они считают, что он ближе к оккультизму. Способности шаманов, по их мнению, присущи всем людям и заключаются в умении определённым образом воспринимать и интерпретировать действительность.

Верить или нет шаманам – личный выбор каждого. Но два момента склоняют к положительному решению: длительность существования шаманства и случаи излечения больных, от которых отказалась официальная медицина.

Что ж, друзья, на этом мы сегодня прощаемся с вами. Будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях.

Подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.